Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Еленой Лоссь, президентом ООО «РСМ РУСЬ»

 – С 2017 года в РФ для аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов стали обязательны к применению международные стандарты аудита (МСА). В чем основные отличия и преимущества МСА в сравнении с национальными стандартами аудита и учета? В чем разница для потребителя аудиторских услуг при применении аудитором МСА?

 – Мы не видим принципиальной идеологической разницы между национальными и международными стандартами аудита, тем более что ФСАД и ФПСАД базировались в основном на международных стандартах аудита. В то же время МСА более детальны и конкретны и выдвигают более жесткие требования к процессу аудита, следовательно, применение МСА при проведении аудита будет способствовать повышению достоверности его результатов.

Имеется также ряд существенных различий, связанных, в первую очередь, с изменениями в международных стандартах аудита, которые вступили в действие с 2016 года. Самое заметное из них связано с формированием аудиторского заключения, так как его форма и содержание в международных стандартах аудита за 2016 год кардинальным образом изменились. Цель указанных изменений состоит в улучшении коммуникации с пользователями отчетности и более подробном их информировании о процессе аудита, о вопросах, которые рассматривались аудитором во время работы, и почему этим вопросам было уделено особое внимание, о процедурах, которые аудитор проводил, о том, что такое непрерывность деятельности в свете подготовки отчетности, какие обязанности у руководства и аудитора в отношении оценки непрерывности деятельности, в более детальном описании обязанностей и ответственности аудитора, руководства и лиц, ответственных за корпоративное управление, и тому подобное.

Возникают также определенные сложности с применением стандарта 260 «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление», так как для ряда российских организаций (например, ФГУПов) не всегда просто четко идентифицировать указанных лиц, особенно в части надзора за подготовкой бухгалтерской отчетности и наладить требуемые стандартом коммуникации.

 – Готовы ли сегодня российские аудиторские организации и индивидуальные аудиторы к применению МСА? Нужна ли специальная подготовка для их применения в работе и кто может ее проводить? Кто будет контролировать качество обновленных услуг?

 – В целом, по нашему мнению, российские аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, особенно в крупных аудиторских компаниях, готовы к применению МСА в своей деятельности. В то же время специальная подготовка в этой области и повышение квалификации аудиторов будут, безусловно, необходимы, учитывая указанные выше обстоятельства. Проводить такую подготовку могут сертифицированные центры обучения. Порядок осуществления контроля качества аудита установлен законодательством. На данный момент качество обновленных услуг контролируют саморегулируемые аудиторские организации и Федеральное казначейство (в части аудита общественно значимых хозяйствующих субъектов).

 – Как за последнее время поменялись взаимоотношения заказчика и аудитора? Растет ли в целом качество услуг, связанных с обязательным аудитом?

 – Одним из направлений в изменении взаимоотношений и коммуникаций, по нашему опыту, является расширение общения и сотрудничества с внутренними контролерами, внутренними аудиторами, комитетами по аудиту и аналогичными органами и службами организаций – наших клиентов. Последние годы идет активное формирование данных служб и органов (в том числе и в результате рекомендаций по совершенствованию корпоративного управления, которые за последнее время появились от Росимущества, Минэкономразвития и других государственных органов). По нашему мнению, направление, связанное с развитием риск-ориентированных систем контроля на предприятиях, является наиболее перспективным и может серьезным образом повлиять как на коммуникации с клиентами, так и на работу внешних аудиторов, в первую очередь в плане технологии и организации аудиторских проверок и связанных с ними оценок рисков искажения отчетности.

В связи с тем, что в последние годы все больше организаций начинают применять международные стандарты финансовой отчетности, становится все более и более актуальным обсуждение профессионального мнения руководства и аудиторов в отношении существенных оценочных значений, отражаемых в отчетности, что вовлекает в дискуссию и взаимоотношения с аудитором не только традиционных специалистов финансовых подразделений организации, но и специалистов других профильных подразделений, таких как специалисты по производству, по продажам, и тому подобное.

Одновременно заказчики стали более заинтересованы в результатах аудита отчетности, составляемой в соответствии с МСФО.

 – Каким образом в текущих экономических условиях меняется количество обращений за инициативными аудиторскими проверками? Можно ли говорить о росте спроса в этом секторе? Со стороны каких категорий заказчиков преобладает спрос (крупный, средний, малый бизнес)? Просматривается ли какая-то четкая отраслевая стратификация заказчиков?

 – Нашими клиентами в основном являются предприятия крупного и среднего бизнеса. Что касается малого бизнеса, то количество таких клиентов у нас небольшое. В последнее время существенно возросли объемы аудита отчетности холдинговых компаний, составляемой в соответствии с МСФО.

Обращений по вопросам инициативного аудита всегда было немного, и на сегодняшний день ситуация не изменилась.

Для инициативного подтверждения определенных показателей отчетности, как правило, обращаются либо при смене собственника или руководства предприятия, либо при сомнениях в правильности налогообложения и в аналогичных случаях. Но это не совсем аудит, а больше подходит под определение due diligence.

 – На сайте Министерства финансов РФ размещен реестр международных сетей, члены которых осуществляют деятельность в России; в процессе создания находится и перечень национальных аудиторских сетей. Как вы считаете, насколько целесообразно создание этого перечня? Какие преимущества несет в себе национальная сеть? Каким образом должны быть построены такие сети и какое значение они могут иметь для потребителя услуг?

 – Мы считаем создание такого перечня целесообразным и позитивным для развития аудита. Наша компания в течение многих лет является головной компанией системы RSM в России, что позволило нам перейти на МСА уже достаточно давно, в начале 2000-х годов. Высокое качество оказываемых нашей компанией как аудиторских, так и сопутствующих аудиту услуг, является следствием того, что методологическая основа аудита доводится до нашей компании центральным офисом RSM. Кроме того, хочу отметить, что моя личная точка зрения, основанная на многолетнем опыте ведения бизнеса в области аудита в России, состоит в том, что узнаваемый бренд – половина успеха компании. Успех компаний «большой четверки» во многом обусловлен узнаваемостью бренда. Для потребителя аудиторских услуг, с нашей точки зрения, наличие национальной сети может иметь позитивное значение. Основным принципом построения сетей должно быть использование единой методологии всеми входящими в сеть организациями.

Хотелось бы также обратить внимание, что в связи с изменениями, связанными с обязательной регистрацией международных и российских аудиторских сетей, в этом году мы участвуем в рейтинге самостоятельно без нашей российской аудиторской сети, так как находимся сейчас в процессе ее регистрации. Наша международная сеть РСМ Интернешнл занимает по итогам прошлого года 6 место на мировом уровне и в 2016 году мы зарегистрировали ее в России

 – В 2017 году вашей компании исполняется 25 лет, то есть практически столько же, сколько рынку аудита в постсоветской России. Какие вехи, этапы в развитии российского рынка аудита наложили наибольший отпечаток на деятельность вашей компании?

 – Сложно определить несколько главных событий, существенным образом повлиявших на рынок аудита за последние 25 лет. Среди основных изменений можно назвать переход в 2010 году к саморегулируемости деятельности аудиторских организаций в России, усиление роли внутреннего контроля, а также осуществляемый в данное время переход на международные стандарты аудита. Происходит постоянное ужесточение требований к профессиональным качествам аудиторов.

В целом следует отметить, что за это время рынок аудита претерпел существенные изменения. Если 25 лет назад под термином «аудит» в значительной степени подразумевалась проверка налоговой отчетности на предприятиях, то теперь основной задачей аудита является подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности компаний, составленной по МСФО, и наличия должным образом налаженной системы внутреннего контроля в организациях. Наша компания развивалась вместе со всей аудиторской отраслью в стране. За прошедшие годы она смогла стать одной из ведущих аудиторских компаний России. При этом наша компания – полномочный представитель в России сети RSM, являющейся шестой аудиторской сетью в мире.

Последние несколько лет мы являемся аудитором крупных российских холдингов, включая ПАО Россети, ГК Ростех, АО Росэл, АО ОПК, АО Концерн ПВО Алмаз-Антей и ряда других, которые подготавливают консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности.

Наш опыт и квалификация наших специалистов, многие из которых являются членами международных профессиональных аудиторских и бухгалтерских организаций, позволяют обеспечивать высокое качество аудиторских услуг при аудите отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, для крупных российских холдингов.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!