Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

- Регуляторы и игроки рынка предлагают расширить возможности инвестирования пенсионных накоплений. Но прежде чем позволять более рискованное инвестирование, необходимо уйти от ежегодного начисления доходности и построить работающий гарантийный механизм для пенсий.

Ожидаете ли Вы в ближайшее время разрешения разносить убытки по пенсионным счетам и перехода к учету инвестиционных результатов НПФ на долгосрочной перспективе? Как будет меняться стратегия управления пенсионными активами в случае принятия такого разрешения?

- Да, надежда есть, поскольку мы видим понимание и профессионального сообщества, и регуляторов, и монетарных властей, и участников финансового рынка, что пенсионные деньги могут эффективно  участвовать в развитии экономики страны и приносить будущим пенсионерам высокие доходы только при длинном горизонте инвестирования. Необходимо лишь выработать правила оценки инвестиционного результата и алгоритмы действий в случае перехода застрахованных лиц из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.

Управляющие в любом случае должны стремиться к постоянному положительному результату, но требование безубыточности на интервале одного года перестанет быть сдерживающим фактором для стратегий, допускающих больший рыночный риск, но и приносящих больший инвестиционный доход. Таким образом, мы можем ожидать более активного участия управляющих в операциях на фондовом рынке и увеличения доли акций в портфелях.

- Должны ли, по Вашему мнению, УК участвовать в системе пенсионных гарантий? Почему?

- Нет, задача управляющих правильно оценивать рыночные и кредитные риски при проведении операций в соответствии с действующим законодательством и принятыми инвестиционными декларациями. Ответственность управляющих может возникать только при нарушениях законодательства, деклараций и принципов управления рисками.

Если система гарантий будет строиться по аналогии с системой страхования банковских вкладов, то и резервы будут формироваться за счет средств пенсионных фондов под контролем регулятора. И лишь в качестве дополнения к этой системе ответственность управляющих перед негосударственными пенсионными фондами может устанавливаться отдельными соглашениями и на добровольной основе.

- В последнее время регулярно обсуждается возможность разрешить инвестировать пенсионные накопления в инфраструктурные инструменты и ЗПИФы. Нужны ли пенсионному рынку эти новые инвестиционные возможности?

- С одной стороны, чем больше инвестиционных возможностей, тем лучше, но, к сожалению, философия нашего рынка зачастую опровергает известные законы диалектики. Здесь количество в качество может и не перейти. А потенциальные убытки могут напротив стать поводом для сокращения возможностей. Прежде чем брать риски новых инструментов необходимо оценить, насколько полно используются существующие инструменты и нет ли там дополнительных возможностей для роста стоимости. Например, потенциал роста акций во многом зависит от качества корпоративного управления и дивидендной доходности акций акционерных обществ. Возможно, сейчас лучше направить усилия профессионального сообщества на улучшения качества корпоративного управления и открытости компаний, чем искать мифический Эльдорадо в джунглях новых инструментов.

- Как должно быть организовано инвестирование накоплений в инфраструктурные проекты и ЗПИФы, чтобы управляющие пенсионными деньгами охотно использовали этот инструмент? Какими ограничениями должно сопровождаться инвестирование в ЗПИФ и инфраструктуру?

- Инвестирование пенсионных средств в инфраструктурные проекты, безусловно, будет идти на пользу экономике страны  в целом и способствовать экономическому развитию регионов и отраслей, но при условии государственных гарантий этих проектов, а также при качественной профессиональной оценке проектов государственными агентами и международными консультантами. Кроме того, необходимо обеспечить контроль расходования средств, а в дальнейшем – денежных потоков, которые проекты будут генерировать в случае их успешной реализации.

При этом необходимо будет внести изменения в систему учета средств пенсионных накоплений и в систему отчетности, перейти к инвестиционным счетам (по аналогии с Международными  Стандартами Финансовой Отчетности (IAS) 39) и не проводить ежедневной «рыночной» переоценки стоимости инфраструктурных инструментов до момента реализации проектов.

Что касается ЗПИФов, то здесь я более скептичен относительно целесообразности инвестирования средств пенсионных накоплений в паи ЗПИФов из-за их низкой ликвидности и непрозрачности оценки стоимости. Мало кто способен полностью контролировать риски не только в девелоперских, но и рентных фондах недвижимости, а уж тем более оценить их будущую стоимость. Что делать пенсионным фондам, если вокруг объекта недвижимости возникнут имущественные споры или выявятся дефекты строительства, делающие невозможным до их устранения дальнейшую эксплуатацию здания? Большие сомнения, что такие инвестиции будут соотноситься с  принципом «сохранности» пенсионных средств. Кризисные явления на рынках развитых стран показали, что цены на недвижимость могут падать в течение длительного времени, иногда в течение десятков лет.

- В какие еще инструменты Вы считаете нужным разрешить инвестирование пенсионных накоплений и резервов?

- С моей точки зрения интересными бы были финансовые инструменты, связанные с биржевой торговлей контрактами на валюты, сырье, металлы, и другие биржевые товары, в том числе и продовольственные.

Нам была бы интересна торговля основными биржевыми товарами, пусть и опосредованная, через различного вида Exchange Traded Funds (ETF), где есть прозрачность и доступность котировок,  обеспеченная ведущими товарными и валютными биржами, и необходимая ликвидность.

- Благодаря высоким ставкам по банковским депозитам, институциональные инвесторы, в том числе НПФ, сейчас предпочитают инвестировать средства в депозиты, а не отдавать их в ДУ управляющим.

Как долго, по Вашему мнению, будет продолжаться подобная ситуация?

- Действительно, НПФ (если речь идет о пенсионных резервах) и их управляющие компании (в случае пенсионных накоплений) предпочитают инвестировать средства в банковские депозиты.  Дело в том, что банки предлагают положительные реальные ставки по депозитам, то есть ставки на 1-3% превышающие инфляцию при приемлемом кредитном риске. При этом банковские депозиты не несут в себе рыночных рисков и не генерируют убытки при изменении рыночной конъюнктуры, что очень важно, принимая во внимание, что котировки ценных бумаг, напротив, могут падать на значительные величины, принося инвесторам серьезные потери. Дивидендная доходность акций сейчас крайне низка; цены облигаций также могут снижаться в зависимости от рыночной ситуации, купоны облигаций, как правило,  не дают премию к депозитным ставкам банков, а доходности государственных ценных бумаг стали отрицательными по отношении к инфляции.

Таким образом, именно банковские депозиты позволяют обеспечить главные требования к инвестированию пенсионных средств – доходность и сохранность. В текущей ситуации нет ничего плохого в том, что пенсионные деньги поступают в российскую экономику через банковскую систему, а не через рынок капитала.

Когда мы увидим позитивные изменения в корпоративном управлении акционерных обществ, когда мы увидим, что компании предпочитают привлекать акционерный капитал вместо банковских кредитов и честно распределять прибыль между акционерами в виде высоких дивидендов, вот тогда ситуация изменится.

- Что способно изменить отношение институциональных инвесторов к ДУ и стимулировать их переходить от инвестиций в инструменты с фиксированной доходностью к инвестициям в более широкий набор инструментов при помощи УК?

- Качественное улучшение инвестиционного климата, уверенность в положительных перспективах фондового рынка и низкая инфляция.

- На НПФ и УК, работающие с пенсионными деньгами, накладывается большой объем обязательств, связанных с социальной значимостью их деятельности. При этом объем прав фондов и управляющих достаточно узок. Какие правовые ограничения, по вашему мнению, наиболее сильно  мешают фондам и УК? Как можно устранить эти ограничения?

- Среди правовых ограничений я мог бы выделить две группы: те, что непосредственно влияют на результаты инвестирования, и те, что осложняют деятельность. К первой группе проблем можно отнести следующие:

Во-первых, при инвестировании средств пенсионных накоплений в акции акционерных обществ УК и фонды лишаются большей части базовых прав акционеров, предоставленных Федеральным Законом «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995. Эти ограничения установлены Федеральным законом 111-ФЗ от 24.07.02 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

По мере роста пенсионных накоплений наши фонды станут ведущими институциональными инвесторами на рынке акций, но нас непонятно на каком основании лишили права контролировать деятельность акционерных обществ, лишили прав вытекающих из самой сути акций.

Каким образом мы можем обеспечить установленное  законом требование сохранности, если столкнемся с ущемлением прав миноритарных акционеров, в том числе через вывод прибыли из компании недивидендными способами и присвоение ее менеджментом компании или основным акционером, и никоим образом не можем на это повлиять? Например, вывод прибыли с помощью сделок с заинтересованностью: сделки с аффилированными компаниями, трансфертное ценообразование внутри группы подконтрольных акционерному обществу дочерних компаний, сверхзатраты на якобы новые технологии, сделанные из личных выгод менеджмента и т.д.

Считаю, что управляющим и фондам нужно вернуть права акционеров в корпоративном управлении эмитентов акций (в том числе право голоса по всем вопросам повестки дня на собрании акционеров и выдвижение кандидатов в органы управления) и снять ограничения 111-ФЗ.

Во-вторых, это упомянутая выше проблема разнесения годовых убытков по пенсионным счетам, ограничивающая горизонт инвестирования интервалом в один год и снижающая эффективность инвестиций.

В-третьих, это запрет покупать ценные бумаги (акции и облигации), эмитентом которых является банк, где открыты счета управляющих д.у. средствами пенсионных накоплений и счета пенсионных фондов и где проводится их обслуживание. В целом, логика регуляторов понятна, но для банков с высшим кредитным рейтингом можно было бы сделать исключение.

Если счета УК или НПФ открыты в Сбербанке, то получается, что нельзя покупать акции Сбербанка, если счета открыты в ВТБ, то, соответственно, налагается запрет на работу с акциями и облигациями ВТБ и т.д. Получатся, что невозможно держать счета в самых надежных банках и при этом инвестировать в их ценные бумаги. То есть, управляющие должны решить: либо уменьшить список банковских бумаг при инвестировании пенсионных средств, что чревато недополучением дохода,  либо держать средства в банках с более низким кредитным рейтингом, что чревато большей вероятностью потерь пенсионных средств при ухудшении ситуации в банковской системе.

Ко второй группе ограничений и проблем, осложняющих деятельность, можно отнести, например, недостаточную оперативность регуляторов в разработке подзаконных актов при изменении законодательства. Зачастую от даты принятия закона до публикации инструкций по его применению проходит достаточно большой срок.

Формы типовых договоров между управляющими и пенсионными фондами также не всегда поспевают за изменением законодательства.

Нет однозначных инструкций Министерства Финансов о том, как именно НПФ могут реализовать свое право на получение льгот по налогу на дивиденды. Нет однозначного списка документов, подтверждающих эмитентам акций наличие у фондов этого права. В итоге некоторые эмитенты перечисляют налог в бюджет, несмотря на льготу, а управляющим приходится обращаться в суды с требованием о возврате этого налога.

Резюмируя, скажу, что ограничений и проблем еще достаточно. Но практика показывает, что правительство, законодатели и регуляторы понимают важность пенсионного рынка, находят общий язык с профессиональным сообществом и проблемы решаются. Будем работать вместе.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!