Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Потребительское кредитование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Потребительское кредитование в России

Лебедев Иван Александрович

– Какие тенденции Вы бы выделили на рынке потребительского кредитования в первой половине 2011 года в качестве основных?

– Разморозка рынка потребительского кредитования, в частности, кредитов наличными, произошла одной из первых на рынке банковской розницы. Этот рынок оживился к средине 2009 года, после завершения основной фазы кризиса, в отличие, например, от ипотечного кредитования. Поэтому кризисное падение и последующая стагнация сменились активным ростом уже 2 года назад, со второго полугодия 2009 года.

Каких-то потрясений в последнее время на рынке не произошло, идет уверенный рост продаж. Поскольку рынок потребительского кредитования начал расти одним из первых, то эта тенденция продолжается. Остальные продукты, такие как ипотека или автокредиты, стартовали чуть позже, и показывают в последнее время высокие темпы роста..

– А вы представлены на рынке pos-кредитования?

– Мы не представлены на рынке pos-кредитования. Это осознанный выбор нашего банка. Мы не выходили на этот рынок. Это принципиально иной рынок с другими клиентами, бизнес-процессами, дистрибуцией и ценообразованием.

– Как Вы оцениваете планы Сбербанка по выходу на рынок pos-кредитования?

– «Сбербанк» сделал много заявлений в последнее время. Это большой игрок, занимающий треть рынка розничных кредитов. И он будет вынужден идти по тому пути, который уже прошли другие банки, являющиеся лидерами этого сегмента. Возможно, у него получится.

– И он сможет стать одним из первых?

– Любой банк, не ограниченный в ресурсах, может тут играть значимую роль, если будет расти, перенимая опыт и технологии взаимоотношений с партнерами, создавая адекватные рынку кредитные линейки. «Сбербанк» – первый игрок с низкой стоимостью фондирования. Ему проще. Хотя рынок pos-кредитования способен фондироваться и за счет дорогих ресурсов.

– Но ведь помимо фондирования важны и технологии, а у Сбербанка их пока нет.

– Да. Можно создавать технологии с нуля, но это потребует много времени, не менее 1-1,5 лет. Если Сбербанк купит существующего игрока на рынке, будет проще. Поглощение – традиционный способ, который позволит в короткие сроки выйти на данный рынок. Мы поняли, что двигаться собственными усилиями долго и дорого. Однако приоритеты развития на ближайшее время в нашей группе определены, и покупка розничного банка в них не входит.

– А государство не ограничивает банки в отношении принимаемых рисков? Ведь развитие POS-кредитования связано с повышенными рисками, следовательно, банку приходится мириться с высокой просрочкой, что отражается на «качестве» баланса.

– Если смотреть на репутационные риски в pos-кредитовании глазами обывателей, относящихся к банкам как к грабителям и обманщикам, то госбанку, конечно, не очень хорошо на таком рынке присутствовать. Однако сейчас условия кредитования становятся все прозрачнее, обывательское мнение меняется, теперь кредит – это помощь в мгновенном получении товара, который человек хочет приобрести. Спонтанная покупка делается не головой, а сердцем. Если банк предоставляет достаточно честные условия кредита, пусть даже кредит и дорогой, но при этом клиента не обманывают, в стоимость кредита скрытых комиссий не закладывают, то причин обвинять банк в нечистоплотности становится все меньше, и тогда репутационные риски любого, в том числе и госбанка снижаются.

А вопрос относительно высокой просрочки – это, прежде всего, вопрос маржи. Если банк при больших объемах продаж умудряется сохранить достаточно высокую маржу, значит он верно выстроил бизнес-модель, и никаких других ограничений нет.

– Если говорить о конкуренции, все ли игроки вернулись на рынок? Стоит ожидать изменений в расстановке сил среди ведущих участников рынка?

– Все игроки, которые хотели вернуться на рынок, уже сделали это в 2010 году. Нет банка, который бы не восстановил программ кредитования наличными. Потому что это доходный бизнес, который позволяет генерировать большой объем портфеля и хорошую прибыль при грамотном управлении рисками и разумном фондировании.

Новых игроков не появилось, все изменения касаются планомерного снижения ставок и смягчения кредитных процедур. Если в активную фазу кризиса банки ужесточили все кредитные процедуры так, что кредит могли только 2-3 человека из 10 подавших заявку, то сейчас это 6 или 7 человек из 10. Банки стали более либерально относиться к заемщикам. Снижается уровень безработицы, растут доходы населения. Поэтому теперь заемщики получают предложения более выгодные, чем 2 года назад. Кардинальных изменений условий кредитования не было, но банки уменьшали пакет документов, снижали ставки по продуктам, увеличивали лимиты по кредитам.

– По каким параметрам идет сейчас конкуренция? Чем банки привлекают клиентов? Упрощением условий?

– В значительной части – условиями кредитования. Но помимо ценовых показателей банки конкурируют и в сфере качества услуг. Это тот фактор, который будет превалировать в ближайшей перспективе. Уже почти достигнут порог ставок, ниже которых они значимо не опустятся. Выиграет тот банк, который будет предлагать требуемый продукт в нужное время с более хорошим обслуживанием, более легкий кредит, который приятно получить и удобно обслуживать.

– Если продолжить говорить про конкуренцию, сейчас активно развиваются микрофинансовые кредитные институты, в частности недавно вышел закон, регламентирующий их деятельность. Ощущает ли Ваш Банк сегодня конкуренцию со стороны МФО? С этой стороны будет ощутимая конкуренция с банками?

– О прямой конкуренции речь здесь не идет, скорее это соседний рынок. В микрофинансировании используется специфическая модель дистрибуции, там свой клиентский сегмент, который по разным причинам не идет в банки.

– Вы имеете в виду, что у клиентов, кредитующихся в МФО, уровень доходов ниже, чем у заемщиков банков?

– Да. Это те клиенты, которые разуверились в собственных силах, которые боятся, потому что у них уже были прецеденты отказов со стороны банков. Модель дистрибуции МФО похожа на продажу на дому. Дистрибутор-продавец приходит, предлагает ссуду. Он же выступает и коллектором, который еженедельно приходит и по три копейки собирает. Банки исповедуют совершенно иную модель. Хотя, конечно, в каких-то ограниченных сегментах пересечение наших клиентов с МФО будут осуществляться

Но хорошо, что появляется рынок микрофинансовых займов, что уже есть документы, которые его регулируют, потому что коллекторы, например, живут много лет без всяких нормативных документов. Тот же закон «О потребительском кредите», который путешествует из Госдумы в Минфин, изменяясь в сфере требований со стороны интересов то потребителей, то банков. Рынок нуждается в некоторых уточнениях в области законодательства.

– Закон «О потребительском кредите» решит проблемы? Планируют прописать в нем все возможные комиссии и т.д. Позволит  ли данный закон снизить риски розничных банков?

– Речь в данном случае идет не о снижении рисков, а о снижении операционных расходов на взаимодействие с многочисленными регуляторами (Роспотребнадзор, ЦБ, прокуратура). Все, у кого просыпается интерес к потребительскому кредитованию, считают своим долгом обратить внимание на противозаконность взимания комиссий со стороны банков. Если в законе появится четкое описание условий возможной тарификации потребительских кредитов, будет хорошо.

Мы идем сейчас впереди рынка. У нас по кредитам наличными единственный источник дохода - это процентная ставка, какие либо скрытые комиссии отсутствуют. Мы около года назад отказались от них, но и сейчас мы получаем предписания Роспотребнадзора, который выигрывает иски по заявлениям клиентов, получавших кредиты еще 3-4 года назад. Это стало хорошим бизнесом для ряда юридических компаний, которые отыскивают клиентов и выигрывают дела, потому что недостаточно четко прописаны условия в нашем ГК. Мы вряд ли вернемся к ситуации, когда снова начнем вводить комиссии. Нам комфортно в нашем положении, но будет лучше, если все неясности подобного характера будут прописаны в законе.

– Давайте перейдем к вопросам, касающимся непосредственно Вашего Банка. На какой сегмент клиентов Вы наиболее ориентированы при выдаче потребительских кредитов? Это зарплатные или розничные клиенты? Какой их возраст, статус?

– Наши продажи клиентам открытого рынка и клиентам по нашим корпоративным каналам делятся примерно пополам. Половина – это клиенты, которые пришли в банк сами, они не связаны отношениями нас и его работодателя. Остальные – это клиенты корпоративного канала, мы привлекаем работодателей и их сотрудников к нашим программам. Из них часть является держателями зарплатных карт, часть еще нет, но все впереди. Мы видим поведение таких клиентов, видим продукты, которыми они пользуются, видимо обороты по их счетам, ,  и в зависимости от этого можем сформировать предложение исходя из потребностей клиента. Потом одобряем кредит, и клиенту остается только обратиться к нам, чтобы просто зафиксировать сделку.

– Существуют ли в Вашем Банке  программы поддержки лояльности постоянных клиентов? Более низкие ставки по кредитам для клиентов, имеющих хорошую кредитную историю в Вашем Банке?

– Для тех клиентов, которым сами делаем предложения, мы заранее одобряем кредит (это касается всех розничных кредитов), ставка по которому ниже, чем если бы заемщик просто обратился в банк самостоятельно. Помимо льготных условий по таким кредитам, клиенты получают, гораздо более простые условия оформления, чем для клиентов, пришедших в первый раз в наш банк.

У нас в банке кредитная история клиента служит дополнительным фактором при установлении конечной цены. Ценообразование определяется таким образом: существует базовая ставка и некий ценовой диапазон в рамках механизма Risk-Based Pricing, когда мы определяем индивидуальную ставку для клиента в зависимости от всех его параметров, как заявленных в анкете, так и подтвержденных документами. Параметр кредитной истории является важным показателем, влияющим на величину конечной ставки.

Конечно, можно для всех, у кого есть хорошая кредитная история, установить одинаковую ставку. Мы так решили не делать, для нас это лишь один из параметров, который влияет на ставку. Например, клиент брал когда-то кредит на 1000 долларов и погасил его. В дальнейшем выдавать ему кредит на сумму 50 000 долларов только на основании положительной кредитной истории еще и со скидкой - это не совсем корректно.

– Сейчас многие банки говорят, что надо делать ставку на дистанционное обслуживание, дистанционные каналы. По кредитованию, например, это он-лайн заявки, погашения. Насколько это у вас развито? Как Вы считаете, в перспективе дистанционное обслуживание будет развиваться активнее?

– Отчасти у нас в банке дистанционно формируются заявки. Клиент может подать заявку как через наш call-центр, так и через наш интернет-портал. В ближайшее время мы планируем запустить новый сервис для наших пользователей, являющихся клиентами нашего интернет-банка, при использовании которого они смогут не только оставить заявку, но и заполнить все документы, по сути - оформить сделку.

Что касается дистанционного обслуживания, то мы стараемся лимитировать посещение клиентами наших офисов. Наибольшую выгоду получает держатель зарплатных карт, у которых очередной платеж по кредиту автоматически списывается с карты. Всем остальным клиентам мы выдаем дебетовую карту, которую они могут пополнить в любое удобное время в любом месте и сделать плановый платеж. Больше 80% операций по погашению наших кредитов мы уже вывели в зону самообслуживания, когда, не стоя в очереди в кассу или к операционисту, клиенты могут посредством банкоматов и терминалов самостоятельно выполнить необходимые им операции. Так развит наш дистанционный сервис.

– Несколько вопросов по поводу перспектив рынка. Насколько Вы оцениваете потенциал роста вашего банка ВТБ24? Когда будет возвращение к докризисному уровню? И что будет с рыночной маржой?

–И до кризиса было планомерное снижение маржи и ставок. Это отчасти компенсировалось снижением стоимости ресурсов, но не полностью, безусловно, маржа тоже снижалась. В кризис стоимость ресурсов увеличилась, и риски увеличились значимо. Сейчас спрос на потребительском рынке увеличивается, фондирование дешевеет. Рост спроса обусловлен снижением ставок по кредитам, это касается как кредитов наличными, так и pos-кредитования. Если сравнивать доходность по pos-кредитованию в 2003-2005 годах, то сейчас она намного ниже. Безусловно, маржа и дальше будет сокращаться, но не до нуля конечно. Этому будет способствовать дальнейшее снижение ставок банками добровольно или под влиянием конкуренции. Соответственно и доходность на этом рынке будет снижаться.

Рынок будет расти, но более медленными темпами, чем он рос последние 1-1,5 лет. Мы прогнозируем рост потребительского кредитования 25-30%, но не 40-50%.

– Вы собираетесь быть в рынке или его опережать?

– Стратегия нашего розничного подразделения как части группы нацелена на опережающий рост.