Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

Как, на Ваш взгляд, вступление в силу закона 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» отразится на рынке МФО (темпах роста портфеля, качестве портфеля)? Какие сильные и слабые стороны нового закона бы Вы выделили?

В зарубежной практике определение «микрозайма» изначально давалось намного более подробно, чем в российской. Поэтому сильная сторона нового закона состоит в появлении «цветной» картины того, как услуги потребительского займа видит государство.

Желание ограничить процентные ставки мы понимаем, но считаем спорным. Общеэкономическая ситуация сама по себе двигала игроков с высокими издержками и без поставленных бизнес-процессов за пределы круга легальных участников рынка. И в этой ситуации регулятору оставалось только внимательно чистить теневых игроков. С новым законом у большего количества МФО появятся стимулы покинуть легальный рынок, ввести скрытые дополнительные услуги, стремясь сохранить рентабельность. Плюс, существует опасность, что наименее состоятельные клиенты потеряют возможность получить заём, а значит, социальная составляющая микрофинансирования также будет вымываться.

Изменилась ли политика Вашей Компании по выдаче микрозаймов в связи с выходом закона «О потребительском кредите (займе)» или прочими законодательными новациями? Если да, то выделите ключевые изменения.

В нашем понимании новации пока направлены на упорядочивание рынка, нежели на изменение структуры и поэтому не противоречат логике нашего развития в целом и в частности политике компании. То же самое, мы думаем, верно, и для других крупных и легальных игроков.

Планируется ли диверсификация портфеля микрозаймов у Вашей Компании с целью снижения кредитных рисков (в т.ч. за счет выдачи микрозаймов бизнесу)?

Мы ищем пути диверсификации, но не ставим её самоцелью, поскольку с одной стороны видим, что текущая версия модели портфеля работает, с другой – потенциальная должна доказать свою перспективность.

Видите ли Вы новые «точки роста» (продукты, услуги, каналы продаж (в. т.ч. online-сервисы)) на рынке МФО в 2014-2015 гг.?

Как мы знаем, одной из типичных отраслей для мировой практики микрофинансирования, является сельское хозяйство. Для России это не так, но, может быть, в свете кампании по сельскохозяйственному импортозамещению эта отрасль увеличит свою долю в общерыночном портфеле.

Какой будет динамика процентных ставок по микрозаймам в приоритетном для Вашей Компании сегменте деятельности до конца 2014 года? Планирует ли Компания изменять ставки по собственным продуктам во 2-м полугодии?

Мало кто из игроков может просчитать объективный размер «средней» ставки. В большинстве случаев это будет экспертная оценка. Поэтому до публикации Центрального Банка не стоит ждать их изменения. Мы, в свою очередь, не ожидаем, что ставки по нашим продуктам будут превышать среднерыночную, поэтому изменений не планируем.

Какие сегменты рынка (займы «до зарплаты», потребительские микрозаймы, микрозаймы бизнесу (в т.ч. тендерные займы)), на Ваш взгляд, будут расти опережающими темпами? На какие сегменты будет делать упор Ваша Компания в 2014-2015 гг.?

Мы стараемся быть готовы к любому варианту развития событий и поддерживать конкурентоспособными и готовыми быстро развиться все основные направления. Потребительские микрозаймы при этом остаются флагманским направлением в нашей работе. Займы малому бизнесу значительно растут на фоне низкой базы, мы стараемся поддержать этот рост, но пока не ожидаем, что доля в портфеле «Народной Казны» превысит по итогам года 5%.

Какие меры МФО могут предпринять для сокращения издержек и поддержания рентабельности бизнеса в связи с усилением регулирования на рынке?

Надо понимать, что само снижение средней стоимости займов для клиентов, с одной стороны, привлекает новых клиентов, для которых прежние ставки являлись неприемлемыми, и тем самым создает новый пласт клиентов отрасли, с другой – увеличивает срок предоставления займов для существующих клиентов. Поэтому новый портфель будет требовать меньше расходов на своё обслуживание и частично автоматически регулирует обозначенную проблему.

Мы также понимаем, что прогнозируемое снижение общего количества МФО будет сопровождаться дальнейшим укрупнением основных игроков и возможным становлением олигополистической структуры рынка, что также имеет влияние на рентабельность.

Как изменилась с начала 2014 года платежная дисциплина заемщиков в целом по рынку и конкретно в Вашей компании?

Здесь мы хотели бы подождать с оценкой и предметно говорить по итогам года, так как общее снижение дисциплины происходит, но пока не похоже на тренд, значимо отличный от макроэкономической ситуации. Разговоры, которые мы слышим от коллекторов, скорее характеризуют общее развитие бизнеса в сегменте – естественно, там двузначные цифры роста в процентах. Добавьте сюда ещё результат самого рынка МФО, который переваривается коллекторами с задержкой, вот и получается, что ситуация не так уж и плоха, как кажется.

Какие ключевые недостатки рынка МФО вы бы выделили на текущем этапе его развития? Какие меры/комплекс мер (на законодательном уровне), по Вашему мнению, необходимо предпринять для более сбалансированного развития рынка в 2014-2015 гг.?

Пока информации об участниках нашего рынка очень немного, а распределение в значительной мере неравномерное, поскольку её публикация является в большинстве случаев добровольным делом. Поэтому мы будем приветствовать инициативы ЦБ, направленные на установление законодательно оформленного минимума публикуемой информации. Другими мерами в рамках такого пакета может стать контроль за достоверностью и качественностью рекламы: я легко могу себе представить штамп «застраховано» на буклете от страховщика, размер активов которого сопоставим с размером активов страхуемой МФО. И если российские рейтинговые агентства не так сильны относительно международных для «голубых фишек», то на нашем рынке их рейтинг мог бы стать знаком качества для потребителей, как об МФО, так и о компании, которая их страхует.

Наконец, мы хотели бы, чтобы рассказ о преимуществах и недостатках микрозаймов был включен во все программы финансовой грамотности. Конечно, это не даст прямых результатов в ближайшие год-два, но будет логичным шагом для обеспечения качественного рынка в отдаленном будущем.

Ожидаете ли Вы какие-либо изменения в доступности источников рыночного фондирования в 2014-2015 гг.? Собирается ли Ваша Компания привлекать средства с рынка в 2014-2015 гг. (перечислите возможные источники)?

Мы не настолько привязаны к рынку, чтобы чувствовать изменение доступности, в отличие от изменения стоимости. Мы постоянно ведем с банками переговоры о сотрудничестве и будем рады устраивающему каждую из сторон соглашению.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!