Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Обсуждение стратегии страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Обсуждение стратегии страхового рынка

 – Какие события произошли в сегменте розничного страхования в 2011–2012 годах?

– Самые крупные события – это сделки M&A: вхождение компании «РЕСО-Гарантия» в капитал «ВСК» и покупка СГ «МСК» структурами банка ВТБ. Также отмечу уход с рынка ряда страховых компаний, занимающихся ОСАГО. Такие события влияют на весь рынок, на отношение людей к страховым компаниям и страхованию в целом.

– По итогам нашего исследования мы отметили рост взносов от физических лиц у кэптивных компаний. Есть ли подобная стратегия у «СОГАЗа»?

–В последнее время мы уделяем много внимания развитию розницы, это одно из перспективных направлений развития нашей компании. Если три года назад розница воспринималась компанией как сервисное направление, то сейчас это один из приоритетов. Но мы подходим аккуратно и консервативно к данной сфере, выбираем самые интересные направления. И, как показывает статистика, эти усилия не проходят даром. Мы видим рост бизнеса, количества клиентов по всем программам страхования.

– Как изменились тарифы и комиссии в розничном страховании?

– Тарифы корректировались в зависимости от стратегий компаний на рынке и конкурентной среды, но в целом они не менялись. В отдельных случаях как были шальные тарифы и комиссии, так они и остались.

Средний размер комиссии зависит от вида страхования. На рынке появляются предложения от партнеров по увеличению тарифов и комиссий. Но не могу сказать, что они серьезно увеличились.

– А скажется ли на тарифах падение курса рубля?

– Как показала практика 2008 года, курс доллара никак не отразился на тарифах.

– Какие изменения произошли в маркетинговой политике страховых компаний?

– Существенных изменений нет. Но у меня сложилось ощущение, что лобовые методы, такие, как прямая реклама, используют только те компании, которым нужна быстрая отдача, а остальные от них уже отказались. 

– Как развиваются интернет-продажи?

– Само понятие «интернет-продажи» очень размытое. Если это интернет-магазин, где можно оформить полис, купить и получить его курьерской доставкой, то таким способом продаются только два продукта – ОСАГО и страхование выезжающих за рубеж, еще, может быть, ДСАГО. Объем этого сегмента менее 1%. Все остальное требует участия в процессе того или иного страхового представителя.

Если мы говорим о количестве заявок, которые приходят через Интернет, то они растут с каждым годом, в том числе в СОГАЗе. Объем этого рынка, по нашим оценкам, превысил уже 5%.

– Изменился ли порядок взаимоотношений со страховыми брокерами?

– Да, взаимоотношения после кризиса 2008 года поменялись. Те компании, которые следят за качеством своего портфеля и дебиторской задолженностью, вводят дополнительные ограничители. Все зависит от политики компании, от того, что ей нужно – нарастить объем или контролировать качество портфеля. В нашем понимании, должна быть золотая середина. Если компания интересна брокеру, они найдут общий язык, чтобы снизить риски и с одной, и с другой стороны.

– Изменились ли сами брокеры?

– Нет. Я видел лишь пару брокеров, которые пытаются построить нормальные взаимоотношения на рынке. Есть несколько брокеров, которые предлагают увязывать комиссии с результатами привлекаемого страхового портфеля.

– Брокеры укрупнились?

– Мы не исключаем, что позиции брокеров укрепятся, они рано или поздно станут играть определяющую роль в процессе продаж страховых продуктов, как это уже случилось во многих странах. В России брокерам пока не хватает капитализации. Но они постепенно развиваются. Региональные игроки растут с каждым годом. Они редко уходят с рынка. Иногда меняют форму собственности для оптимизации внутренних процессов и финансовых потоков, но бизнес только увеличивается. Впрочем, темпы роста пока невелики.

По нашим оценкам, доля брокеров во взносах составляет около 10%. Они занимают значительную долю на рынке, особенно в некоторых регионах.

– Поговорим об инновациях. Можете ли Вы назвать какие-то инновационные продукты, технологии в области розничного страхования?

– Например, проект Workle, который получил поддержку в «Сколково». Это полностью автоматизированное удаленное рабочее место продавца услуг, в частности страхового агента. Основная масса, думаю, продает услуги знакомым, но важно, что благодаря этому сервису к этой работе получают доступ, например, люди с ограниченными физическими возможностями.

– Насколько существующая продуктовая линейка удовлетворяет потребности страхователей?

– Она покрывает основные потребности человека в страховании, но не позволяет выполнить любой каприз. Ноги игрока или кошелек в сумке у нас застраховать непросто. В России продуктовая линейка состоит из классических видов. Постепенно появляются более тонкие настройки, но глобальных изменений не происходит. Я думаю, лишь 10% страхователей знают, что такое франшиза. Продукты можно расширять сколько угодно, но у нас большинство клиентов еще и имеющуюся линейку не освоили.

– А меняются ли технологии и требования к качеству в урегулировании убытков?

– Технологии меняются только в одном направлении – в сторону централизации. Практически все страховые компании забирают убытки из регионов в центр. Это позволяет избежать злоупотреблений, сгладить предвзятое отношение сотрудников, регулирующих убытки, повысить управляемость процессом. За этим идут и технологии, потому что в случае централизации происходит большой обмен информацией между пунктом урегулирования убытков и центром принятия решений. К требованиям качества это не имеет отношения. Любая страховая компания из первой десятки способна качественно и оперативно урегулировать убытки. Но многие этого не делают, так как борются за финансовые результаты.

– Да, но низкое качество урегулирования убытков может вызвать проблемы с регулятором…

– Да, страхователи стали чаще писать в ФСФР и ходить в суд. Требования к качеству постепенно ставят страховые компании в неудобную позицию. ФСФР активно продвигает штрафы. Штраф в 500 тыс. рублей за вовремя не выплаченное возмещение по ОСАГО – это хороший стимул по улучшению качества и сроков урегулирования убытков. 

– Какие виды страхования будут наиболее перспективными в ближайшие несколько лет?

– Я верю в страхование жизни. Многие банки стали продавать жизнь, комбинируя ее со своими продуктами. «Сбербанк», который приобрел специализированную компанию, может оказать существенное влияние на развитие налогового законодательства. Я думаю, что если «Сбербанку» дать год-полтора, он сможет достигнуть значительных показателей по страхованию жизни за счет перевода накоплений с депозитов. В результате ежегодные темпы прироста взносов на рынке страхования жизни вполне могут составить 30%. Но все будет уходить в кэптивные банковские компании.

– А будет ли развиваться страхование имущества? Например, за счет развития муниципальных программ страхования жилья?

– Да, я думаю, что будет. В Москве это работает. Страховщикам нужно самим начинать двигаться в этом направлении, выходить на власть, предлагать свои услуги. Это вопрос 3-4 лет.

– Поговорим о добровольном страховании. Насколько велика его доля?

– 40-45%.

– Что нужно сделать, чтобы ее повысить? Улучшить имидж страховых компаний?

– Страховым компаниям надо лучше платить, а государству лучше регулировать, менять законодательство с учетом потребностей страхователей и застрахованных.

Закон об ОСАГО вызывает раздражение, потому что на пострадавшего ложится вся головная боль по урегулированию убытков. Ему приходится обивать пороги страховой компании, а если страховщик не доплачивает – идти в суд, выбивать деньги с приставами. Это накладывает негатив на всю систему. С моей точки зрения, изменения в законодательстве должно быть направлены на защиту пострадавшего.

Если мы говорим о добровольных видах, то должно быть четкое и прозрачное урегулирование убытков. Нельзя позволять компаниям исчезать с рынка, не расплатившись со своими клиентами.

– А каково Ваше мнение по поводу идеи создания гарантийного фонда?

– Мы против фонда в том виде, в котором он был предложен. Мы готовы обеспечивать свои обязательства, но почему мы должны обеспечивать обязательства тех, кто не готов?

С другой стороны, если представители страхового сообщества между собой договорятся, то идея гарантийного фонда неплоха, так как она позволяет снижать риски страхователей. Но никто не должен заставлять страховые компании входить в этот гарантийный фонд. Участие в фонде должно быть как некий критерий качества, как добровольная сертификация.

– Каков Ваш прогноз развития рынка на ближайшие годы?

– Есть несколько сценариев. Если катаклизмов не будет, рынок продолжит расти темпами, опережающими темпы роста экономики и сопоставимыми с темпами роста финансового сектора. Страховой рынок сильно зависит от продаж автомобилей и кредитования.

По более пессимистическому сценарию, повторения августа 2008 года, скорее всего, не будет, но может произойти существенное замедление роста рынка. Первый квартал 2012 года для страховых компаний получился очень удачным. Однако за год мы не получим даже близкие к началу года цифры роста.

Если смотреть III и IV кварталы, то возможен отрицательный прирост взносов. Все зависит от того, что будет происходить с основными валютами и ценой на нефть, а все остальные критерии менее важны. Скорее всего, годовые темпы прироста взносов составят 12-15%.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!