Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Реформа рынка лизинга: возможности и риски

 


КАРТА ПРОЕКТА
Реформа рынка лизинга: возможности и риски

«Если переносить подход, выработанный на базе анализа деятельности 20 крупнейших лизинговых компаний, на всю отрасль, мы так и останемся с этими 20 компаниями, а остальные просто потеряем»

 – Считаете ли вы достаточным для лизинговых компаний переходный период, отведенный для формирования требуемого размера капитала? Какое количество лизинговых компаний, по вашим оценкам, не сможет своевременно достичь требуемого размера собственных средств?

– В настоящее время не предложена какая-либо методика для расчета собственного капитала, поэтому практически невозможно понять, каким образом следует обеспечить соответствие требованиям закона. И нет гарантии, что эта методика появится в период между датой вступления в силу закона и датой, в которую нужно обеспечить соответствие требованиям.

Сейчас речь идет о возможности применения к расчету собственного капитала лизинговых компаний методики, которую используют сейчас микрофинансовые организации. Однако использование этой методики в текущий момент показывает, что она совершенно не учитывает специфику лизинговой деятельности и ни одна лизинговая компания не сможет обеспечить наличия не то что требуемого, а даже просто положительного собственного капитала.

Если же методика будет разумной, то у крупных компаний, скорее всего, не возникнет сложностей с формированием требуемого размера капитала, но небольшие компании, и особенно региональные, испытают существенные затруднения, что приведет к сокращению объема лизингового рынка и конкуренции на нем.

 – Согласно концепции реформы частно-правового регулирования лизинговой деятельности, предлагается закрепить «обязанность лизингодателя проявлять должную осмотрительность при исполнении договора купли-продажи предмета лизинга». Какие риски для лизингодателя вы видите в закреплении данной обязанности?

– Любой хозяйствующий субъект при осуществлении своей деятельности должен проявлять необходимую осмотрительность. Поэтому дополнительное закрепление этого требования в законе не внесет никаких изменений в деятельность добросовестных лизинговых компаний.

На наш взгляд, целесообразнее было бы в законе детализировать понятие «ответственность за выбор поставщика», разработать порядок реализации этой ответственности и здесь уже можно предусмотреть случаи, в которых ответственность за выбор поставщика, изначально возложенная на одну сторону договора лизинга, может быть переложена на другую его сторону.

 – Как вы считаете, не приведет ли отсутствие ограничения в деятельности иностранных лизинговых компаний (из-за присоединения России к принципам ВТО) к офшоризации российского лизингового рынка? Укажите аргументы, подтверждающие ваше мнение.

– Обсуждаемый проект закона предъявляет разные требования к российским лизинговым компаниям и к иностранным компаниям, которым их личный закон позволяет осуществлять лизинговую деятельность. Иностранные компании не должны вступать в СРО, включаться в реестр ЦБ и соответствовать требованиям, которые предъявляются к российским лизингодателям.

Кроме того, иностранные компании имеют доступ к европейскому финансированию, которое в разы дешевле, чем российское, которым ограничивается основная масса российских лизинговых компаний.

Нас больше волнует не перспектива офшоризации российского лизингового рынка, а возможность того, что в условиях меньших ограничений и большей доступности дешевого финансирования иностранные компании будут иметь потенциал к тому, чтобы занять существенную долю рынка.

 – Какие преимущества и недостатки вы можете отметить у обязательного участия лизинговых компаний в СРО? Создание СРО на базе какого института вам кажется наиболее целесообразным и полезным для лизингового рынка? 

– Обсуждаемый законопроект содержит только часть вопросов, которые должны быть урегулированы в процессе реформирования лизингового рынка, и эта часть касается создания новых обязанностей для лизинговых компаний (по обязательному членству в СРО, обязательному включению в реестр лизинговых компаний и тому подобное).

Выполнение этих обязанностей и требований контролирующих и надзорных органов, очевидно, увеличит расходы лизинговых компаний, что приведет к закономерному повышению стоимости лизинговых продуктов для конечного пользователя. О преимуществах говорят много, но туманно и в достаточно отдаленной перспективе. В основном оперируют доступом к более привлекательным условиям финансирования, но за счет чего это будет достигнуто, пока непонятно.

 – Какие, за исключением обсуждаемых в настоящее время, дополнительные меры, ориентированные на достижение баланса интересов лизингодателей и лизингополучателей, необходимо рассмотреть в рамках реформы? Укажите аргументы, подтверждающие ваше мнение.

– В текущий момент обсуждается только одна мера, направленная на соблюдение баланса интересов сторон лизингового договора, – расчет убытков при досрочном расторжении (так называемое сальдо), что, безусловно, является важным моментом, однако только этого недостаточно.

Необходимо разрабатывать меры по защите права собственности лизингодателя на предмет лизинга, в том числе неприменимость концепции «добросовестного залогодержателя» к ситуациям, когда залогодателем выступает лизингополучатель, невозможность признания недействительными сделок возвратного лизинга в процедурах банкротства по основаниям их нерыночности и тому подобное.

Кроме того, необходимо на уровне закона закреплять процедуры одностороннего расторжения договора лизинга, чтобы их соблюдение гарантировало лизингодателю право прекратить использование предмета лизинга лизингополучателем, особенно это касается регистрируемых видов имущества. Нужно упрощать процедуры изъятия имущества по расторгнутым договорам, чтобы не увеличивать убытки лизинговых компаний от недобросовестного поведения лизингополучателей.

 – Какие преимущества и недостатки приобретут лизинговые компании при получении статуса некредитных финансовых организаций, по вашему мнению? Насколько внедрение единого плана счетов может позитивно / негативно повлиять на деятельность лизинговых компаний?

– Статус некредитных финансовых организаций сам по себе никаких преимуществ не предоставляет. Преимущества могут сопутствовать этому статусу, если они предусмотрены законом. На сегодняшний день даже в проекте нет такой нормативной базы, которая могла бы дать основания для прогнозирования каких-либо преференций для лизинговых компаний в статусе некредитных финансовых организаций.

Основным бенефициаром с точки зрения преимуществ, если регулятором лизингового рынка будет Центральный банк, от признания лизинговых компаний некредитными финансовыми организациями будет как раз он, хотя бы потому, что ему не придется переучивать свой персонал для анализа отчетности лизинговых компаний.

В свою очередь, все лизинговые компании, которые примут решение продолжать лизинговую деятельность, будут в течение довольно долгого времени нести расходы на переподготовку персонала, перенастройку учетных систем, на создание адекватного документооборота с лизингополучателями (которые останутся на обычном плате счетов), терпеть убытки от неизбежных ошибок первого периода применения нового плана счетов и тому подобное. И это неизбежно скажется на цене лизинговой услуги и ее востребованности на рынке. Отдельный вопрос, как данное изменение повлияет на кредитоспособность лизинговых компаний при финансировании в банках, какой-то период времени возможность ретроспективного сопоставимого анализа будет отсутствовать.

 – Как, по вашему мнению, изменится периметр лизингового рынка после вступления в силу реестра лизинговых компаний ? По данным Росфинмониторинга, на 1 января 2016 г. в России насчитывалось около 3 тыс. компаний, оформлявших хотя бы раз лизинговые сделки? Какое количество участников рынка, по вашей оценке, будет включено в реестр лизинговых компаний?

– Безусловно, объем лизингового рынка после вступления в силу требований о включении в реестр лизинговых компаний сократится. С рынка уйдут компании, для которых лизинг не является основной деятельностью, уйдут компании, для которых затраты на соблюдение новых требований превысят уровень, необходимый для выживания, уйдут небольшие региональные компании, услуги которых станут невостребованными из-за того, что лизингополучатели окажутся не готовыми к столь радикальной перестройке рынка.

По очень субъективной и приблизительной оценке, предполагаю, что в реестр включатся 350–400 лизинговых компаний.

 – Как вы относитесь к планируемому разделению лизинговых компаний на три категории в зависимости от их специализации? Стоило бы, по вашему мнению, выделять другие категории лизинговых компаний и почему?

– В обсуждаемом сейчас законопроекте нет разделения лизинговых компаний на три категории. Все компании рассматриваются как равные игроки с равными возможностями. Очевидно, что это не соответствует текущим реалиям, поэтому представляется целесообразным выделить категорию лизинговых компаний, работающих в сфере малого предпринимательства, и установить для таких компаний упрощенные требования к осуществлению лизинговой деятельности.

Если же переносить подход, выработанный на базе анализа деятельности 20 крупнейших лизинговых компаний, на всю отрасль, мы так и останемся с этими 20 компаниями, а остальные просто потеряем рано или поздно.

 – Достаточным ли, по вашему мнению, будет выполнение регулятивного требования по капиталу (70 млн или 20 млн рублей) с минимальным запасом для участия лизинговых компаний в госпрограммах по субсидированию лизинга? Какой запас капитала над минимально допустимым, на ваш взгляд, будет комфортным для потенциального кредитора?

– Предложенных законопроектом требований к лизинговым компаниям по участию в СРО, включению в реестр, созданию систем внутреннего контроля, ограничению видов деятельности и обеспечению размера собственного капитала вполне достаточно для участия в госпрограммах.

 – Какой эффект, по вашему мнению, на рынок окажет введение предлагаемого механизма выставления инкассового поручения? Какие сложности могут возникнуть у лизинговых компаний при использовании данного инструмента?

– Обсуждаемый законопроект предусматривает, что списание денежных средств по инкассовому поручению лизингодателя будет производиться при предъявлении лизингодателем договора лизинга, графика лизинговых платежей и справки, выданной банком, в котором у лизингодателя открыт расчетный счет, на который по условиям договора лизинга подлежат перечислению лизинговые платежи, содержащей информацию о поступлении на такой счет денежных средств от лизингополучателя за период с даты первого просроченного лизингового платежа по дату выдачи справки.

Представители Центрального банка говорят о том, что целью усложнения процедуры списания задолженности по инкассо является защита лизингополучателей от необоснованного списания денежных средств с их счетов. Но данная норма этой цели не достигает, так как исполнение обязательств по уплате лизинговых платежей может осуществляться не только путем прямого перечисления средств на счет лизингодателя, указанный в договоре. Начиная с того что платежи могут осуществляться с неопределенным назначением, которое потом уточняется письмами, заканчивая тем, что задолженность по платежам может погашаться отступным, зачетом и иными неденежными формами расчетов. То есть справка из обслуживающего банка о непоступлении средств по договору никого ни от чего не гарантирует. Кроме того, поскольку нет нормативных актов, обязывающих банки выдавать такие справки, они, скорее всего, будут уклоняться от их выдачи, во-первых, потому что для выдачи такой справки необходимо провести довольно объемный анализ счета клиента, а во-вторых, чтобы не принимать на себя ответственность (пусть и косвенную) за подтверждение задолженности лизингополучателя.

Так что предложенный механизм вряд ли будет эффективным.

С моей точки зрения, введение контроля и надзора в лизинговой отрасли само по себе должно давать право добросовестным лизингодателям (выполняющим все требования и не имеющим претензий со стороны СРО и ЦБ) пользоваться простым механизмом списания задолженности по инкассо, подразумевающим представление в обслуживающий банк минимального пакета документов, договора лизинга например и документа, подтверждающего членство в СРО (включение в реестр лизинговых компаний должно быть видно на официальных открытых ресурсах).