Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«Государство научилось использовать лизинговую отрасль по прямому назначению – стимулировать инвестиции в основной капитал»

Какие значимые события произошли на рынке в 4 квартале 2015г.?

В сознании руководства крупных российских компаний (в первую очередь государственных, но не только) закрепилась уверенность в долгосрочности санкционного режима, которая в совокупности с усилиями правительства в таком модном сегодня направлении, как импортозамещение, привела к более сложным формам сотрудничества с российскими производителями: предоставление определенных преференций при освоении производства новых продуктов, в том числе, к подписанию твердых заказов на комплектующие и оборудование российской сборки. Это, в свою очередь, привело к переходу в рабочую плоскость ряда инвестиционных проектов в металлургии и машиностроении. Мы рассматриваем несколько первых относительно крупных проектов такого плана.

Особенную значимость для нас приобрело внимание, которое государство стало проявлять к лизинговой отрасли как к инструменту экономического развития. Последние годы государство научилось его использовать по прямому назначению – стимулировать инвестиции в основной капитал. Такая политика отразилась в нескольких эффективно работающих программах субсидирования лизинга. Что важно, это реализуется в пакете мер по поддержке спроса на отечественные инвестиционные товары (продукцию машиностроения).

Стоит отметить, с прошлого года стал очевиден интерес ЦБ к рынку лизинга, единственному развитому и крупному, который до сих пор не попал под его регулирование. Мы ожидаем существенное изменение контроля за деятельностью в обозримом будущем.

Отдельно можно выделить тенденции, сложившиеся в конце года на рынке жд перевозок. Эпизодически возникал локальный дефицит некоторых видов подвижного состава, включая даже полувагоны. Выводы делать рано, но если такое будет наблюдаться весной 2016, то можно будет уверенно говорить о преувеличении объема профицита вагонов на железной дороге, которое было использовано для чрезмерного ужесточения правил использования парка в интересах вагоностроителей и вложившихся в вагоны банков. Есть основания полагать, что рынок ж/д составов в 2016 году будет выглядеть лучше рынка в целом: большое количество старых составов поставлено на утилизацию, а новых вагонов будет не хватать, поскольку сейчас ставки по новым вагонам неподъемны для грузоотправителей. Вопрос только в том, в состоянии ли экономика вынести нагрузку в виде высокой арендной ставки по составу или еще больше грузов уйдет на автотранспорт.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2016 году? Какой вид оборудования окажется востребованным в текущих макроэкономических условиях?

По причине ухода части игроков, в 2016 году произойдет перераспределение рынка. Мы не видим оснований для активного развития М&А сделок, все ограничится продажей портфелей. В целом объем рынка по новым сделкам, скорее всего, сократиться, но это сокращение по-разному распределится между игроками.

На текущий момент особо недонасыщенных инвестициями отраслей экономики нет, поэтому не представляется возможным выделить более востребованный вид оборудования. Все чаще слышим о стратегической важности АПК в России, которая служит естественной основой, как для животноводства, так и для восстановления кластера отечественной легкой промышленности.

Одновременно с этим мы наблюдаем первые переходы от лозунгов к действиям в части импортозамещения, и здесь основой может послужить развитие российского литейного и фармацевтического производств.

При ухудшении платежеспособности клиента ваша компания чаще всего идет на реструктуризацию задолженности или изъятие имущества? Предлагает ли компания клиенту возвратный лизинг вместо реструктуризации задолженности?

Для нас вопрос принятия решений при серьезном ухудшении платежеспособности клиента в каждом случае носит индивидуальный характер. В этом направлении достаточно сложно работать шаблонно, и соответственно статистика используемых методов по данным проектам не будет нести смысловой нагрузки. Мы всегда тщательно анализируем подобные случаи, моделируем различные возможности. При этом необходимо понимать, что в подобных проектах просто прогнозных цифр чаще всего оказывается недостаточно, необходимо принимать во внимание и компетенцию, которой обладает лизингополучатель, его осознанность и готовность решать свои собственные проблемы. Если по нашим оценкам вероятность того, что клиент сможет выйти из затруднения, велика -- стараемся занять созидательную позицию и дать компании нормализовать свою деятельность.

Наш многолетний опыт показывает, что временные трудности бывают у многих компаний, и радикальные меры не всегда уместны.

Отмечала ли ваша компания за 2015 год рост мошенничества в лизинге? Если да, то какие схемы получили наибольшее распространение? Какие этапы лизинговых сделок сегодня наиболее уязвимы для мошенников?

Мы ничего подобного не отметили, хотя предполагали возможность такой тенденции. Но нам известно, что многие коллеги фиксирует рост активности в этом направлении, и в целом тренд по рынку негативный. Мы изначально придерживались достаточно консервативной политики в части рисков, поэтому глубоко изучали клиентов на первичных этапах сделки, поскольку именно эти этапы являются наиболее уязвимыми для мошенничества. Часто отсекали даже на стадии первоначального рассмотрения проекты, не проходящие процедуру верификации.

В условиях кризиса лизинговые компании, как правило, отдают предпочтение ликвидным видам имущества, которое можно реализовать в случае ухудшения платежеспособности клиента. Какие виды б/у оборудования будут ликвидными в ближайшие 12 месяцев?

Проблема изъятия и продажи лизингового имущества никогда не теряет своей значимости для лизинговых компаний, а в условиях кризиса приобретает для компаний стратегическое значение. Для нас вопрос ликвидности предмета лизинга всегда являлся одним из ключевых при принятии решения о финансировании. На нашем рынке сомнительно сравнивать что-то по ликвидности с автотранспортом и легкой и средней спецтехникой, поэтому ситуация в 2016 году вряд ли изменится. Пока рано говорить, но возможно определенное увеличение ликвидности произойдет по подвижному ж/д составу.

Продолжающееся сокращение ж/д-сегмента подтолкнуло многие лизинговые компании переключиться на другие отрасли, тем самым диверсифицировав свой бизнес. В каких отраслях и с каким оборудованием планирует развиваться ваша компания в ближайшие годы?

Уже более 10 лет мы придерживаемся дифференцированного подхода при формировании лизингового портфеля, что позволяет нашей компании присутствовать практически во всех отраслях экономики, в том числе в ж/д -- сегменте. Другой момент, что мы никогда не допускали создания такой ситуации, в которой сокращение и внутренние проблемы в определенном сегменте приводили к падению объемов и заставляли бы нас срочно искать новые ниши. Как пример -- количество сделок по предоставлению в лизинг ж/д состава в нашей компании не сократилось по сравнению с прошлыми периодами. Мы не собираемся приостанавливать активность в этом направлении, и смотрим на будущее этого сегмента с умеренным оптимизмом.

В целом стратегия предусматривает дальнейшую деятельность компании только в рамках политики снижения риска за счет диверсификации портфеля, что позволит обеспечить устойчивый рост компании в долгосрочной перспективе.

Планирует ли ваша компания больше участвовать в лизинговых сделках на территории стран-участниц Таможенного Союза? Какие трудности и какие возможности видит ваша компания на рынках Белоруссии и Казахстана? Какое оборудование из данных стран востребовано российскими клиентами?

На протяжении 10 лет мы работаем с компаниями, ведущими свою деятельность по всей России. Для компании нашего масштаба этого рынка вполне достаточно для реализации планов развития. Работа на рынках других стран требует специальной компетенции, инвестирования даже в минимальную инфраструктуру. Если говорить общими словами, то это существенно увеличит затраты и риски при неопределённом с нашей точки зрения уровне дохода.

Для стимулирования спроса со стороны клиентов ряд лизинговых компаний предоставляет значительные скидки и предлагает лизинг в рассрочку (с уплатой значительной части платежей в конце срока). Считаете ли вы, что значительное снижение порога вхождения в лизинговые сделки приведет к еще большему снижению качества лизингового портфеля?

Я бы не стал однозначно говорить о снижение качества портфеля, так как оно оценивается в основном по платежеспособности клиентов, с которыми заключены договоры. Условно, можно делать максимально привилегированные условия по лизингу для «голубых фишек» и при этом не испытывать никаких проблем с качеством портфеля. Но риски по этим проектам увеличиваются однозначно. В целом мы не исключаем возможности заключения сделок на таких условиях, особенно в такой сложный экономический период как сейчас, но стараемся компенсировать возникающие риски более глубоким анализом заемщика, мониторингом деятельности клиента в течение срока лизинга и возможным разделением риска с поставщиком.

Какие продукты в текущих условиях, по вашему мнению, могут быть востребованы клиентами? Был ли отказ от существующих или введения новых продуктов? Какие антикризисные продукты ввела ваша компания или планирует вести?

Прежде всего, это совместные продукты, направленные на поддержку целевых сегментов, такие как: программа Минпромторга по субсидированию автолизинга, программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства «Лизинг — Целевой», планируемая программа Фонда развития промышленности в финансовом обеспечении лизинговых проектов, направленная на поддержку технологического перевооружения и (или) модернизацию основных производственных фондов российских промышленных компаний.

Кроме того, наша компания вводит и свои антикризисные продукты.

Например, в конце 2014 года в рамках программы «Лизинг-Лицам!» мы предложили своим клиентам-физлицам новый продукт, который позволяет приобрести в лизинг жилую недвижимость, либо получить финансирование по возвратному лизингу под уже имеющуюся. Этот продукт интересен тем, кто собирается приобретать жилье стоимостью свыше 15-20 млн. рублей, при которой льготная ипотека уже не работает.

В конце 2015 года была запущена программа субсидирования от МКБ-лизинг, в рамках которой любой клиент из числа юрлиц сможет вернуть 10% от авансового платежа на спецтехнику в рамках договора лизинга.

Также в течение последних двух лет мы запустили несколько совместных программ с поставщиками, в рамках которых клиенты могут приобрести интересующую технику на более выгодных условиях.