Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«Восстановление рынка идет за счет опережающего роста спроса в сегменте МСП»

Какие значимые события произошли на рынке в третьем квартале 2016 года?

Я бы выделил два важных события. Первое – это анонсирование Центральным банком окончательного варианта концепции регулирования лизинговой отрасли. Второе – сохранение позитивной тенденции восстановления рынка лизинга, которое наметилось в первом полугодии.

Что касается первого, то в основу концепции легло и первым ее этапом стало предложение о саморегулировании. Такой подход отражает высокую степень доверия Центрального банка к уровню профессионализма экспертов рынка лизинга и его вера в возможность консолидации отрасли. Важной задачей первого этапа станет разработка критериев отнесения компаний к лизинговым, что позволит очертить круг компаний, которые подпадут под регулирование. Следующий шаг зависит от Центрального банка, который планирует вынести на весеннюю сессию заседаний Госдумы пакет законопроектов, принятие которого подведет законодательные основы под создание СРО на лизинговом рынке. Создание СРО позволит стартовать сложному процессу выработки нормативных требований к важнейшим аспектам деятельности компаний, которые в свою очередь лягут в основу государственного регулирования отрасли.

Что касается укрепления тенденции роста объемов, то она не может не радовать. Особенно удивительно, что этот процесс происходит на фоне продолжающегося спада объемов производства средств транспорта и новой техники. Это сигнализирует о росте проникновения лизинга в объемы продаж поставщиков, а также о востребованности лизинга, как серьезной альтернативы банковскому кредитованию. Восстановление рынка, как следует из материалов исследований Эксперта РА, идет как раз за счет опережающего роста спроса в сегменте МСП, по сравнению с более ранними докризисными периодами, когда основными драйверами роста рынка были авиатехника и железнодорожный подвижной состав.

Закрепившаяся в 3-ем квартале положительная тенденция дает замечательную основу для более оптимистичного взгляда на перспективы 2017 года и соответствующие пересмотры планов компаний по наращиванию бизнеса.

Как изменился спрос со стороны лизингополучателей  в 2016 году? Какие особенности в этом контексте можно выделить в сегменте малых и средних предприятий?

Как я уже отметил, участники рынка в течение года почувствовали нарастающий спрос со стороны предприятий малого и среднего бизнеса. Этому в немалой степени способствовало наличие отложенного спроса и политика Центрального банка на снижение ключевой ставки и сдерживанию инфляции, что в целом создало ощущение большей стабильности и предсказуемости, а также меры государственной поддержки отечественных производителей. В разрезе видов имущества спрос не сильно изменился. Это средства транспорта, специальная техника для погрузо-разгрузочных и строительных работ, технологическое оборудование для металло- и деревообработки, пищевое и торговое оборудование. Конечно, в первую очередь рост спроса обозначился в сегменте грузового и легкого коммерческого транспорта, то есть там, куда были направлены меры государственной поддержки. Я говорю о программе Минпромторга компенсации части авансового платежа при лизинге коммерческого транспорта. В общем объеме нового бизнеса «Балтийского лизинга» доля компаний сегмента малого и среднего предпринимательства превысила 90% и составила в абсолютной цифре более 16,4 млрд руб. (по стоимости имущества без НДС). В течение года мы обратили внимание на рост объемов спроса в сегменте сельскохозяйственной техники. Наши специальные предложения для сельхозпроизводителей позволили за 9 месяцев текущего года практически вдвое увеличить объемы инвестиций в этот сегмент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 1,1 до 2 млрд руб. (по стоимости имущества без НДС). Это вывело нас на первые позиции рейтингов крупнейших лизингодателей страны в данном сегменте рынка. С точки зрения сроков лизинга и иных параметров в 2016 году тенденция прошлого года не претерпела изменений. В среднем срок лизинга составляет около трех лет при авансовом платеже в диапазоне от 20-30% от стоимости имущества. Единственное, что следует обязательно отметить – это снижение лизинговой процентной ставки. По нашим оценкам средняя ставка лизингового процента в течение года снизилась на два процентных пункта.

В первом полугодии 2016 г. на лизинговом рынке активизировались сделки с представителями малого и среднего бизнеса. В каких розничных сегментах Компания ожидает рост спроса со стороны клиентов в четвертом квартале 2016 г. – первом полугодии 2017 г.?

Все основные тенденции рынка в сегменте МСП этого года мы обсудили в предыдущих вопросах. Я думаю, что восстановление рынка продолжится и в 2017 году. Стремление автодилеров (и не только их) выполнить годовой план продаж привело в четвертом квартале к запуску разнообразных программ скидок, что, безусловно, скажется на спросе, в том числе и у лизинговых компаний. Вижу, что соответствующие программы были запущенны и крупными лизингодателями. Мы в этом ряду не исключение. Продолжится падение лизинговых процентных ставок главным образом благодаря усиливающемуся влиянию на рынок предложений «Сбербанк-лизинга» для малого и среднего предпринимательства, что также положительно скажется на объемах рынка. Несмотря на завершение программы Минпромторга по компенсации части авансового платежа, мы все же ожидаем, что на четвертый квартал 2016 года придется значительная часть сделок в годовом объеме, это связано с традиционной активизацией бизнес-процессов на рынке в целом. Совокупность упомянутых разнонаправленных факторов на наш взгляд будет иметь следствием все же небольшой рост объемов в сегменте розницы для МСП по итогам четвертого квартала в пределах 5-10% к аналогичному показателю третьего квартала. Что касается начала 2017 года, то вследствие стабилизации макроэкономической ситуация в стране со слабыми тенденциями к росту, благодаря усилиям Правительства и Центрального банка рост рынка продолжиться по нашим оценкам в пределах 15% к аналогичному показателю 2016 года. Я не касаюсь в своих оценках рынка в целом, поскольку помимо розничного сегмента рынок формируют и крупные контракты в сегментах промышленного оборудования для оборонной промышленности, авиатехники и железнодорожного подвижного состава. Какие здесь будут происходить подвижки сказать сложно, поскольку эта часть рынка всецело определяется влиянием государства и эффективностью его специальных программ.

Стало ли вашей компании в 2016 году проще получать финансирование в банках? Как изменились сроки предлагаемых банками кредитов? Есть ли тенденция к удлинению?

«Балтийский лизинг» использует долгосрочное банковское кредитование как один из основных инструментов фондирования. Компанию и ряд крупных финансовых институтов связывают многолетние партнерские отношения. В их числе Банк «ФК Открытие», ВТБ, Росбанк, Юникредитбанк, МСП Банк, Альфабанк и ряд других банков. Даже в начальной стадии кризиса 2015 года мы пользовались поддержкой наших партеров, несмотря на некоторое увеличение ставки по кредитованию. К сожалению, у одного из наших партнеров не выдержали нервы, и он в декабре 2014 года в одностороннем порядке пересмотрел ставки по уже выданным кредитам. Понимая всю сложность ситуации, как для нас, так и для наших клиентов, ориентируясь прежде всего на защиту интересов бизнеса, мы не стали повышать лизинговые процентные ставки и все бремя повышения взяли на себя. В этой связи хочу особо отметить истинное партнерство и профессионализм команды банка «ФК Открытие», которая помогла нам в сложный период 2015 года подготовить и выпустить на рынок в рамках замещения выбывающего кредитного портфеля три новых выпуска облигаций общим объёмом 11 млрд руб. с существенным, до шести лет, увеличением срочности портфеля заёмных средств и при незначительном для экономики компании росте его стоимости. Данная операция в итоге была интересна не только нам, но и держателям наших облигаций, поскольку благодаря высокому международному кредитному рейтингу компании и наших облигаций (BB- по шкале Fitch) все выпуски были включены в ломбардный список ЦБ РФ.

Развивая этот инструмент фондирования, чувствуя спрос на финансовых рынках, мы в третье квартале 2016 года зарегистрировали на Московской бирже корпоративную программу биржевых процентных неконвертируемых облигаций общим объемом до 100 млрд рублей.

Что касается кредитов для лизинга, то мы наблюдаем на наших глазах разворот банков в сторону активного, адекватного кредитования. Налицо серьезные положительные тенденции. Банки, испытывая избыток ликвидности, готовы формировать продукты для финансирования лизинговой розницы. Средние ставки по кредитованию на срок 3-4 года упали фактически до докризисного уровня. Мы, «Балтийский лизинг», уже сейчас находимся в активном процессе согласования условий кредитования на 2017 год с крупнейшими банками страны. Общий объем согласованных условий составляет порядка 8 млрд руб., что в совокупности с программой выпуска биржевых облигаций, полностью покрывает нашу потребность в кредитных ресурсах.

Находится ли, на ваш взгляд, рынок уже на стадии восстановления, или в деятельности еще преобладает урегулирование проблемных задолженностей?

Мы считаем своей приоритетной задачей подхватить тренд восстановления рынка и обеспечить рост объемов нового бизнеса с темпами значительно выше среднерыночных. Ситуация с просроченной задолженностью стабильная и не вызывает опасений ни у нас, ни у наших кредиторов, ни у рейтинговых агентств. К нашему удивлению по итогам 9-ти месяцев она существенно лучше, чем на начало года. Наша текущая дебиторская задолженность составляет 0,88% к портфелю. Это показатель того, что все системы компании по контролю, локализации, администрированию и истребованию просроченной задолженности работают отлично. И это сигнал к тому, что мы готовы стартовать в 2017 года с планами по значительному росту нашего портфеля, не опасаясь существенного ухудшения его качества.

Какие изменения произошли в методах и влиянии конкуренции на лизинговом рынке за 2015-2016 годы?

За последние два года на фоне экономического кризиса, ухудшения платежеспособности клиентов и сжатии кредитного предложения некоторые лизинговые компании вынуждены были покинуть рынок. Банкротству небольших региональных лизинговых компаний в немалой степени способствовало и ужесточение подхода банков при администрировании кредитного портфеля, размещенного в этих лизинговых компаниях. Эти процессы способствовали ослаблению конкуренции на региональных рынках. Одновременно целому ряду крупных игроков федерального уровня, к которым относиться и наша компания, удалось успешно заместить местных операторов. Таким образом, крупные федеральные лизинговые компании с развитой филиальной сетью смогли подхватить слабеющий региональный спрос на лизинговую услугу. Важно, что к этому моменту у нас оказался и достаточный финансовый ресурс, и востребованный технологичный продукт, и эффективная филиальная сеть. Именно поэтому мы прошли период минимального спроса практически без значительного падения нашего лизингового портфеля и не сокращая издержки на персонал.

Сейчас на восстанавливающемся рынке основные игроки определились и между ними на наших глазах разгорается нешуточная борьба за клиента. Фокусом самых сильных игроков стал сегмент МСП, давший за последние месяцы самый существенный прирост объема нового бизнеса в лизинговой рознице. Конкурентная борьба в этом сегменте идет по всем фронтам: и в области процентных ставок, и в области продуктов (разные программы скидок по автомобильным маркам, набор дополнительных опций) и, главное, в области технологий оценки рисков. Скорость рассмотрения, сокращенный набор документов для принятия решения, принятие решений по копиям документов, уменьшение аванса – вот тот опасный набор инструментов для усиления своих конкурентных преимуществ. Сбалансировать этот нехитрый инструментарий может эффективная система внутреннего андеррайтинга и более глубокое знание объекта лизинга. На этом сейчас сосредоточены усилия специалистов нашей компании.

Как вы относитесь к идее создания СРО на лизинговом рынке? Какое воздействие на рынок лизинга, на ваш взгляд, окажет создание СРО?

В целом не только я, но и значительное число участников рынка положительно оценивают идею создания СРО. Концепция реформирования лизингового рынка, предложенная ЦБ и разработанная при непосредственном участии лизинговых компаний, предполагает плавный переход к 2019 году от мер мягкого контроля к более жестким механизмам регулирования, в числе которых лицензирование. Кому, как не самим участникам, разработать и принять систему нормативов, которая ляжет в основу регулирования, так, чтобы это отрицательно не сказалось на темпах восстановления и развития отрасли? Разработка сбалансированных стандартов и нормативов с учетом интересов государства и активных участников рынка и есть основная функция СРО, т.е. та идея, которую поддержали компании, формирующие 90% объема всех лизинговых операций в стране.

Создание СРО станет тем важным объединительным механизмом, в котором так нуждается рынок. Не секрет, что за долгие годы существования российский лизинговый рынок не смог прийти к соглашению по важнейшим аспектам деятельности. Несмотря на то, что операции финансового лизинга достаточно четко определены, мы до сих пор не имеем критериев, четко определяющих, какую компанию считать компанией, профессионально занимающейся финансовым лизингом. Только недавно появились более или менее согласованные критерии рэнкингования лизинговых компаний, я уже не говорю про отсутствие единых отраслевых стандартов учета лизинговых операций. Еще совсем недавно по рынку ходили несколько вариантов поправок к закону о лизинге, которые предлагали разные инициативные группы. Мы даже не знаем истинных размеров рынка и число всех действующих в стране лизинговых компаний, что мешает достойно представлять российский рынок на международной арене. Словом создание СРО на лизинговом рынке, как и введение мер регулирования, станет важной отправной точкой для объединения и стандартизации, сделает рынок более прозрачным и привлекательным для инвесторов.

На каких условиях ваша компания была бы готова участвовать в СРО и соблюдать устанавливаемые нормативы?

Не думаю, что участие или не участие в СРО – это вопрос каких-либо условий. На одной из встреч в ЦБ мы поддержали концепцию поэтапного введения регулирования, частью которой или самым первым этапом станет создание СРО. Таким образом, компания, которая в перспективе сохранит статус лизинговой компании, обязана будет стать членом СРО. Естественным условием членства будет обязательство соблюдать разработанные СРО нормативы и стандарты. При этом очень важно, чтобы такое СРО объединяло максимальное количество участников рынка, компаний всех форм собственности и размеров. СРО не должно быть механизмом ограничения конкуренции. Разрабатываемые нормативы должны учитывать интересы максимального количества лизинговых компаний. Очень надеюсь, что стремление к объединению в сочетании с желанием учесть интересы всех рыночных компаний, которые используют лизинг не как схему, а как защищенный механизм инвестиций, приведет к созданию одной крупной и влиятельной СРО на российском рынке.

Каков должен быть минимальный размер капитала и/или уровень достаточности капитала у ЛК? Должен ли минимальный уровень данного норматива варьироваться в зависимости от типа лизинговых компаний?

В отличие от банков, я не считаю, что такие показатели, как минимальный размер капитала или уровень его достаточности являются ключевыми при оценке надежности лизинговой компании. На мой взгляд, более важными является принятая в компании система риск-менеджмента, а также используемые механизмы принятия решений по сделкам и резервирования просроченной задолженности. Если в качестве задачи при установлении минимального размера капитала является отсечение неблагонадежных или «схемных» лизинговых компаний, то я бы согласился с порогом отсечения в 100 млн рублей собственного капитала. В качестве индикатора достаточности капитала я бы посчитал обоснованным соотношение 1:8 (капитал к активам), как это принято в ряде европейских стран вне зависимости от типа лизинговой компании.

Считаете ли вы, что рынку в целом необходима большая диверсификация сделок по видам оборудования и клиентам?

Рынок лизинга в стране сформирован и имеет все признаки зрелости. Это означает, что помимо развитой конкуренции, уровень сегментной диверсификации предложения полностью соответствует спросу. Иными словами спрос во всех сегментах (и по видам имущества, и по типу клиентов) находит конкурентное предложение. Все новые возможности рынка лежат в совершенствовании скоринг-технологий удовлетворения спроса и выдвижении лизингового предложения ближе к тем площадкам, где формируется спрос. Чем более на ранней стадии формирования спроса клиент получит предложение от лизинговой компании, тем больше вероятность заполучить клиента, тем сильнее твое конкурентное преимущество. Есть значительный потенциал роста в специализации. Конкурентное преимущество здесь основано на более глубоком знании предмета лизинга, особенностей его жизненного цикла. Однако, преимущество таких специализированных компаний базируется на плотном взаимодействии с производителем оборудования и здесь бесспорное первенство за кэптивными лизинговыми компаниями. «Балтийский лизинг» -- универсальная лизинговая компания, с корпоративно-розничной технологией. Мы работаем как с крупными клиентами, так и с малыми и средними предприятиями, для которых у нас реализованы различные технологии продаж. Лизинговая розница, то есть небольшие типовые сделки, с ликвидным имуществом, которые проходят проверку по экспресс-методике , уже занимает примерно 50% нашего портфеля. В планах компании довести этот показатель до 70%. Это доходная, очень диверсифицированная по видам имущества и типу клиента самая низкорисковая часть нашего портфеля.

Как будет развиваться лизинговый рынок в 2017 году? Какие сегменты будут драйверами роста или окажут поддержку рынку?

Если в экономике страны и на международной арене не произойдет очередных катаклизмов, рынок в первом полугодии продолжит плавный рост с темпом в 10-15% к аналогичному показателю 2016 года, а при снижении ключевой ставки ЦБ в первом квартале выйдет на уровень 30-40% по итогам года. Драйвером роста станет, как и в 2016 году сегмент МСП, а при своевременном финансировании программ государственной поддержки отечественных автопроизводителей, авиапрома и программ замены парка устаревших вагонов на инновационные еще и эти сегменты рынка. Увеличение объема нового бизнеса продемонстрирует сегмент сельхозтехники, исключительно в случае реализации программ государственных субсидий.

Хочется надеяться, что в 2017 году, экономическая ситуация в стране позволит рынку лизинга постепенно восстановиться до уровня 2014 года, а может даже показать и рекордный рост.