Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«Мы верим в рост объемов нового бизнеса в сегментах автотранспорта, промышленного оборудования и сельскохозяйственной техники»

Какие значимые события произошли на рынке в I полугодии 2016 года?

В 2016 году была возобновлена программа субсидирования лизинга при поддержке Минпромторга РФ, которая оказала позитивное влияние на российский лизинговый рынок. Программа продолжает эффективно стимулировать спрос на продукцию отечественного автопрома в части активизации продаж коммерческого автотранспорта. Думаю, что во многом благодаря этой программе снижение объемов нового бизнеса в сегменте автотранспорта если и будет, то несущественным.

Важной государственной инициативой для лизингового рынка стал и запуск программы «Лизинговые проекты» Фонда развития промышленности. Кстати, «Балтийский лизинг» вошел в список участников программы ФРП в июле текущего года. Этот проект создает предпосылки для увеличения реального спроса на новое отечественное промышленное оборудование.

Отмечу еще работу Центрального банка по оценке необходимости регулирования рынка лизинга. Такие изменения, как введение государственного контроля за состоянием лизинговых компаний без сомнения касаются всех участников рынка. Но пока конкретный формат госрегулирования еще не определен. Возможные механизмы только разрабатываются.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок во второй половине 2016 года? Укажите причины, подтверждающие ваши ожидания.

Скорее всего, во втором полугодии 2016 года рынок лизинга продолжит медленное восстановление по сравнению с результатами 2015 года. Хотя о достижении уровня 2014 года в абсолютных значениях, конечно же, говорить пока не приходится. Относительная стабилизация в банковском сегменте начинает придавать некоторой уверенности нашим клиентам. Но еще далеко не все предприятия оправились от кризисного шока. Многие продолжают работать на постепенно устаревающем оборудовании, не расширять автопарки, прибегая к покупкам новой техники лишь в крайних случаях. Думаю, что традиционная активизация бизнес-активности в конце третьего – четвертом кварталах года позволит предпринимателям во всех ключевых секторах экономики вновь поверить в свои силы, оценить реальные потребности своих предприятий в технике для роста и развития. Это окажет положительное влияние и на бизнес лизинговых компаний.

Если чуть подробнее говорить о конкретных сегментах нашего рынка, то авиа и ж/д продолжат снижение объема относительно уровня 2015 года. Авиасегмент до сих пор находится под влиянием банкротства крупнейшего российского перевозчика. А ж/д сегмент сегодня нестабилен из-за коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав.

В то же время мы верим в рост объемов нового бизнеса в сегментах автотранспорта, промышленного оборудования и сельскохозяйственной техники. Положительная динамика обусловлена влиянием антикризисных мер, применяемых государством. Это и программа льготного лизинга Минпромторга, и «Лизинговые проекты» Фонда развития промышленности, и «Лизинг-Целевой» от МСП-Банка.

Замечу также, что все чаще клиентами лизинговых компаний становятся субъекты малого и среднего бизнеса, которые заинтересованы в экспресс-продуктах с упрощенной процедурой принятия решения о финансировании и минимальным пакетом документов. Объем этого сегмента будет увеличиваться и дальше, если лизингодатели смогут более правильно структурировать собственные риски, оптимизировать системы оценки бизнеса этих клиентов, ускорить рассмотрение заявок и таким образом смогут предложить предпринимателям больше адекватных и интересных продуктов.

Как менялись критерии риск-менеджмента компании за последний год?

Уровень риска, который связан с финансирование конкретной сделки – определяющий фактор в работе лизинговых компаний. Особенно в условиях экономической нестабильности. Однако для правильной оценки рисков порой приходится собирать и обрабатывать огромные массивы информации. А это затягивает принятие решений. Вот чтобы сократить время ожидания клиента мы пересмотрели некоторые критерии риск-менеджмента. Например, расширили область применения скоринговых методик оценки. Теперь лизингополучателям надо собирать меньший пакет документов, что быстрее и проще. А мы имеем возможность управлять нашими рисками не в рамках каждого конкретного проекта, а на портфеле однородных сделок.

Так, с начала текущего года у нас действует программа «Экспресс-лизинг оборудования», в рамках которой существенно упрощена процедура рассмотрения и заключения сделок с производственной техникой. Сейчас завершали разработку и начинаем введение аналогичной программы по сельхозтехнике.

Но надо отметить, что и клиент сегодня стал более ответственно подходить к нашим услугам – видно, что экономическая турбулентность оставила в живых те предприятия, которые могут грамотно оценивать свои силы и распоряжаться финансовыми ресурсами.

Какие продукты по лизингу автомобилей в текущих условиях могут быть востребованы клиентами? Какие тенденции вы выделяете сегодня в сегменте автолизинга?

Клиент, заинтересованный в гибких и быстрых инструментах для развития своего бизнеса, активно пользуется программой льготного лизинга Минпромторга РФ, которая была продлена в текущем году. Кроме того, среди лизингополучателей популярны и специальные программы, разработанные лизинговыми компаниями совместно с поставщиками автомобилей, обеспечивающие дополнительные выгодные условия покупки имущества в лизинг.

Согласны ли вы с идеей сделать лизинг исключительным видом деятельности? Как, по вашему мнению, введение госрегулирования может повлиять на лизинговый рынок России?

Вообще каждый должен заниматься своим делом. Промышленные предприятия должны производить продукцию, таксопарки – оказывать услуги по перевозке пассажиров, лизинговые компании – услуги финансовой аренды. В каждом бизнесе есть свои тонкости, которыми владеют только профессионалы. Если какое-то предприятие купит оборудование и сдаст его само себе в лизинг для получения налоговых льгот, это приведет не только к нарушению статистики рынка, но и дискредитации лизинга, как вида инвестиционной деятельности, претендующего на меры государственной поддержки и особого внимания. Поэтому идея исключительности лизинга как вида деятельности, на мой взгляд, имеет серьезные основания.

Сейчас Центральный Банк при активном содействии профессиональных участников рынка готовит предложения по мерам надзора и регулирования рынка лизинга. Созданы рабочие группы по разным аспектам этой проблемы. На этом важном стартовом этапе были привлечены ведущие эксперты Объединенной лизинговой ассоциации – действующие руководители и сотрудники лизинговых компаний. Это позволяет надеяться на взвешенный подход в решении важнейших вопросов отрасли. У каждого из обсуждаемых механизмов – будь то лицензирование, принцип саморегулирования или какой-то другой – есть свои преимущества, есть и недостатки. В любом случае для лизинговых компаний важно, чтобы созданный механизм не остановил бизнес, став преградой, преодоление которой лизингодателями приведет к существенному увеличению издержек. Принцип «не навреди» был провозглашен основополагающим при разработке принципов надзора и регулирования на общем совещании представителей ЦБ РФ и ведущих лизинговых компаний.

Введение каких пруденциальных нормативов ЦБ РФ для лизингодателей, по вашему мнению, наиболее целесообразно?

Я повторюсь, что предложения по мерам регулирования и надзора только разрабатываются в рабочих группах, и я не хотел бы свое личное мнение по этому вопросу противопоставлять готовящимся коллективным предложениям. Считаю, однако, что требование о подготовке отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для всех лизинговых компаний, ее обязательный аудит независимыми аудиторами и предоставление ее в Центральный банк являются обязательным для установления единообразного подхода к требованиям и критериям. Стандарты МСФО позволяют более прозрачно для контролирующих организаций представлять актуальную финансовую картину работы лизинговой компании. Если ЦБ будет владеть совокупной информацией по всем игрокам рынка – он сможет более обоснованно принимать решения о необходимости использования собственного инструментария для обеспечения стабильности нашего рынка.

С какой периодичностью, по вашему мнению, целесообразно готовить отчетность по МСФО лизинговым компаниям? Насколько отчетность по МСФО позволит увеличить объем кредитования лизинговых компаний?

Компания «Балтийский лизинг» готовит ежеквартальную отчетность по МСФО с 1999 года. Это часть нашей повседневной работы. Аудиторское заключение мы получаем только на годовую отчетность. На мой взгляд, полный переход лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности позволит лизингодателям не только быть более прозрачными в глазах ЦБ РФ, но и стать более понятными для иностранных инвесторов/кредиторов, что опосредованно может повлиять на увеличение объема кредитования лизинговых компаний.

В июле 2016 года компания вошла в число аккредитованных лизингодателей, участвующих в реализации программы «Лизинговые проекты» Фонда развития промышленности. С каким видом специализированного оборудования ваша компания планирует работать в рамках данной программы?

В соответствии с программой ФРП бюджет лизингового проекта должен составлять не менее 20 млн рублей. Скорее всего, предметом лизинга станет высокотехнологичное оборудование отечественного производства, возможно, производственные линии. Мы, как универсальная лизинговая компания, обладающая большим опытом работы с различными видами техники и пониманием принципиальных особенностей бизнеса готовы работать с любыми видами оборудования, которое необходимо нашим клиентам.

Стали ли клиенты чаще обращаться к оперлизингу за последние два года? Если да, то с чем это связано?

Динамика, конечно, есть. Эту услугу нельзя сейчас назвать по-настоящему массовой. Она более популярна среди представительств иностранных компаний в нашей стране. Российские же бизнесмены пока не очень готовы платить за имущество в течение двух-трех лет и не получать его в собственность. Тут дело скорее в особенностях нашего менталитета. Возможно, ситуацию удастся переломить, если лизинговые компании совместно будут проводить работу по продвижению этой услуги среди своих реальных и потенциальных клиентов, объясняя им преимущества оперлизинга. Таким образом, мы сможем быстрее сформировать платежеспособный спрос, а потом уже будем конкурировать между собой в этом сегменте рынка.

Как будет развиваться оперлизинг/аренда на российской лизинговом рынке в ближайшие три года?

Здесь я бы согласился с международным экспертом лизингового рынка Судхиром Амембалом, который уже несколько лет назад предрекал переход российского лизингового рынка в стадию развития операционной аренды. Кризис приостановил многие поступательные процессы в стране и отодвинул их на неопределенный срок. Не исключение и лизинговый рынок. Рынок финансовой аренды будет постепенно переходить на новую качественную стадию, важной характеристикой которой будет изменение восприятия лизинговыми компаниями остаточной стоимости лизингового актива не как риска, не как форс-мажора, а как неотъемлемой части предлагаемого продукта, как источника дополнительного дохода.

Важным аспектом перехода на новую стадию рынка будет и изменение потребительского поведения, которое существенно качнется в сторону готовности платить за пользование, за качественный сервис и многообразие услуг, а не за приобретение в собственность. Изменения в этом направлении уже происходят. Главный вопрос – когда этот процесс будет заметен в отчетах лизинговых компаний, в отчетах по рынку. Я не беру в рассмотрение сегмент авиализинга или операционной аренды вагонов. Речь идет о массовом сегменте – легковом и легком коммерческом транспорте. Как я уже отмечал, основные проблемы – в формировании спроса и общеэкономической ситуации. Пока лизингодатели будут точечно продвигать этот продукт, а макроэкономическая ситуация будет не стабильна с элементами экономической стагнации – рынок будет расти медленно. Формирование нового общественного сознания – в любом случае процесс не самый простой. Но мы все равно к этому придем.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!