Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России
Коноплев Андрей Юрьевич

- Какие значимые события произошли на рынке в 4 квартале 2009г.?

- Ситуация в 4 квартале 2009 года во многом складывалась под влиянием тенденций, получивших свое развитие еще в 3 квартале 2009 года. Благодаря стабилизации на финансовых рынках наиболее крупные участники лизингового рынка приступили к заключению новых договоров. В 4 квартале 2009 года данные тенденции были поддержаны фактором «конца года», когда большинство клиентов стремятся заключить прорабатываемые в течение продолжительного времени проекты.

Среди интересных событий хотелось бы отметить появление предложений, направленных на развитие лизингового рынка в долгосрочной перспективе. Речь идет о проекте изменений в Закон «О финансовой аренде (лизинге)», подготовленном Министерством экономического развития. Данный проект содержит ряд положений, которые будут способствовать снижению рисков лизинговой деятельности и расширению спектра лизинговых услуг. В числе таких положений – введение в законодательство понятия оперативного лизинга, обеспечение реализации прав лизингодателя на изъятие некоторых видов имущества за счет запрета на его эксплуатацию регистрирующими органами, использование процедуры изъятия предмета лизинга в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. В случае принятия данные изменения будут способствовать развитию российского лизингового рынка в долгосрочной перспективе.

- Как изменилась ситуация с просроченной задолженностью в 4 квартале 2009г.?

- В 4 квартале 2009 года положение с просроченной задолженностью не претерпело существенных изменений. Большая часть просроченной задолженности сформировалась у лизинговых компаний в период острой фазы кризиса (2 полугодие 2008 года – 1 полугодие 2009 года). На сегодняшний день можно констатировать, что большая часть проблемных проектов выявлена лизинговыми компаниями и по ним идет планомерная работа (изъятие имущества и передача его новым контрагентам, взыскание задолженности в судебном порядке, реструктуризация задолженности и проч.).

- Какие источники финансирования лизинговых операций в настоящее время использует ОАО «ВТБ-Лизинг»?

- Основное финансирование естественно мы получаем в кредитных учреждениях Группы ВТБ. Также Компания осуществляет внешние заимствования с целью реализации отдельных проектов в тех случаях, когда условия таких сделок в целом более привлекательны для группы ВТБ. Кроме того, мы активно работаем на внутреннем облигационном рынке и успешно разместили в конце 4-ого квартала 2009 года облигации очередной серии на сумму 5 млрд рублей, что также позволило расширить финансирование лизинговых проектов. Кроме того, в рамках размещения дополнительного выпуска акций, наша компания в конце 2009 года получила дополнительный капитал в размере 12,6 млрд. рублей. Рост уставного капитала позволит поддерживать необходимый по международным стандартам уровень капитализации и увеличивать объем активов Компании.

- Считаете ли Вы что рынку лизинга необходим регулятор (в принципе, независимо от его формы)?

- Полемика по данному вопросу ведется давно. В настоящее время мы не видим необходимости в таких шагах. Во-первых, создание регулятора целесообразно только в тех случаях, когда необходимо защитить интересы потребителей услуг. Но на лизинговом рынке такой проблемы не существует. Наоборот, в защите нуждаются лизинговые компании, которые должны быть более надежно защищены от недобросовестных или проблемных клиентов. Во-вторых, рынок лизинга очень неоднороден и создать условия для контроля разных групп компаний будет очень затруднительно. В-третьих, сложно оценить возможную эффективность такого контроля и соответствующие издержки на его осуществление, которые, скорее всего лизинговые компании будут компенсировать за счет увеличения лизинговых платежей.

- Как Вы относитесь к идее создания Саморегулируемых организаций лизинговых компаний?

- На сегодняшний день в России существует практика создания саморегулируемых организаций (СРО) в качестве альтернативы лицензированию различных видов деятельности. При этом целью таких организаций является содействие обеспечению выполнения обязательств и гарантирование высокого качества услуг. Но указанные проблемы в лизинговой отрасли на сегодня либо отсутствуют (к примеру, необходимое качество услуг достигается благодаря существующей конкуренции и присутствию на рынке компаний разных специализаций), либо просто не могут быть решены посредством создания СРО (если банки-кредиторы не смогли в свое время определить реальное финансовое состояние ряда обанкротившихся к настоящему времени лизинговых компаний и обеспечить выполнение обязательств, то вряд ли это получится у СРО).

Рынок лизинговых услуг представлен несколькими типами принципиально разных компаний – дочерними компаниями крупных банков, государственными лизинговыми компаниями, региональными лизинговыми компаниями, дочерними компаниями крупных мировых автопроизводителей и проч. Между компаниями каждой из перечисленных групп существуют серьезные различия в бизнес-моделях, условиях финансирования, степени контроля акционеров и т.д. Исходя из этого, создать общие правила регулирования (или саморегулирования) деятельности столь разных лизинговых компаний представляется затруднительным.

При этом считаем необходимым отметить, что крупнейшие лизинговые компании сегодня функционируют в рамках жестких требований (гораздо более жестких, чем набор определенных нормативов), предъявляемых акционерами, банками-кредиторами и рейтинговыми агентствами. На наш взгляд именно такое «регулирование» деятельности лизинговых компаний со стороны заинтересованных в стабильности их деятельности инвесторов и кредиторов является оптимальным.

- Считаете ли Вы целесообразным введение для ЛК норматива достаточности капитала? Каков на Ваш взгляд должен быть минимальный уровень норматива?

- В данном случае не может быть одинакового подхода к разным типам компаний. С одной стороны на рынке присутствуют дочерние компании крупных российских и международных банков. Для таких компаний уровень капитала является достаточно формальной величиной, поскольку они входят в состав соответствующих банковских групп (и анализировать в этом случае необходимо капитализацию банковской группы в целом). С другой стороны, на рынке присутствуют небольшие лизинговые компании, работающие в отдельных сегментах. Для таких компаний формальные требования к уровню капитализации должны быть выше, но дополнительных гарантий обеспечения обязательств кредиторам данных компаний это не даст. Гораздо большее значение имеет эффективная работа судебной системы, которая, в случае необходимости, должна обеспечить защиту прав кредитора.

- Позволяет ли имеющееся у Вас программное обеспечение оперативно сформировать разбивку активов и пассивов по срокам их погашения? Готова ли технологически, на Ваш взгляд, лизинговая отрасль в целом к регулярному контролю показателей ликвидности?

- Позволяет, в том числе и из-за специализации компании на крупных сделках, подготовка информации по которым требует меньше времени, чем по большому количеству розничных сделок. Конечно, вопрос адекватного программного обеспечения лизинговой деятельности является актуальным для многих компаний. И как только восстановятся высокие темпы роста лизингового бизнеса, он вновь станет одним из приоритетных. Что касается готовности к контролю отдельных показателей, то не столько важны сами показатели, сколько наличие системы их контроля. Не нужно забывать, что к настоящему времени построить жесткую систему контроля удалось только на банковском рынке, что связано со спецификой работы банков.

- Какими методами и с помощью каких санкций на Ваш взгляд лизинговая СРО должна регулировать рынок?

- Исходя из принципов функционирования СРО основным методом подобного регулирования является исключение компании из СРО с последующим информированием об этом потребителей. Но как уже указывалось выше, мы не считаем такой метод эффективным. При этом издержки по участию в СРО будут переложены лизинговыми компаниями на своих клиентов, что лишь увеличит нагрузку на лизингополучателей.

- Считаете ли Вы, что лизинговая отрасль испытывала бы в 2009г. меньше проблем, если бы до кризиса действовало нормативное регулирование отрасли?

- Вряд ли здесь можно дать утвердительный ответ. Ведь ни одна из ключевых проблем, с которыми столкнулась отрасль в ходе кризиса, не могла быть решена с помощью нормативного регулирования. Достаточно лишь перечислить основные проблемы, появившиеся у лизинговых компаний в данный период:
- финансирование операций (как новых сделок, так и ранее заключенных договоров);
- урегулирование или взыскание проблемной задолженности;
- необходимость существенного сокращения издержек и проч.
Вряд ли можно представить, что нормативное регулирование может оказать влияние на решение данных проблем. Кроме того, необходимо учесть, что кризис наиболее сильно ударил именно по лизинговой отрасли, поскольку она в течение последних нескольких лет росла очень высокими темпами на волне инвестиционного спроса. И все риски, которые накапливались в течение данного периода, реализовались практически одномоментно.

- Нужно ли на Ваш взгляд лизинговой отрасли повышение прозрачности деятельности? Какими методами можно было бы этого достичь?

- В докризисный период можно было отметить тенденцию повышения прозрачности деятельности лизинговых компаний. Это было обусловлено соответствующими экономическими причинами – лизинговые компании стали активно выходить на рынок публичных заимствований, привлекать кредиты у банков-нерезидентов и т.п. В подобных условиях повышение прозрачности являлось жизненно необходимым для лизинговых компаний. Достичь таких же результатов административными мерами, на наш взгляд, невозможно. По мере восстановления рынка и интереса инвесторов к лизинговому сектору будет происходить и повышение прозрачности компаний.

- В каких сегментах рынка Вы ожидаете рост в 2010 году?

- Прежде всего, мы ожидаем рост рынка в целом по сравнению с прошлым годом. Но говорить о каких-то отдельных сегментах, как о «локомотивах роста» лизингового рынка сейчас не стоит. В сложившейся ситуации лизинговые компании, будут обращать внимание на риски сделок и работать в основном с хорошо известными для них клиентами. При этом различные виды транспортных средств (прежде всего – железнодорожный подвижной состав и автотранспорт) будут наиболее востребованными объектами лизинга, прежде всего из-за необходимости постоянного обновления парка. Более сложная ситуация сохранится с оборудованием, спрос на которое будет зависеть от темпов восстановления промышленного производства и роста экономики.

- По опыту Вашей компании, кто оказался более устойчивым в кризис – малый бизнес или крупный? Многие компании сейчас декларируют заинтересованность в работе с малым и среднем бизнесом – на Ваш взгляд, это в большей мере маркетинговый ход, или реальный поиск новых клиентов для сохранения объемов бизнеса?

- В кризис более устойчивы компании, которые качественно управляются в период роста, что включает проведение ими взвешенной долговой политики, контроль рисков и издержек, наличие долгосрочной стратегии и проч. Конечно у крупного бизнеса в условиях кризиса имеются шансы на государственную поддержку. Но ведь и договариваться с такими клиентами, находить взаимоприемлемые варианты разрешения сложных ситуаций, гораздо сложнее. Поэтому для большинства лизинговых компаний именно предприятия малого и среднего бизнеса будут являться ключевыми клиентами для сохранения и увеличения объемов бизнеса.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!