Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с управляющим директором дирекции по развитию корпоративного бизнеса СБ Банка Игорем Комягиным

– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ в 1 полугодии 2012 года?

– Ключевым изменением стало осторожное отношение как кредиторов к рассмотрению заявок клиентов, так и клиентов к получению кредита. Предприятия сегмента МСБ стали более тщательно подходить к формированию собственного портфеля долгосрочных обязательств. Направлять кредитные ресурсы на приобретение основных средств (прежде всего, недвижимости), а также вкладывать их в инвестиционные проекты заемщики готовы только при условии минимального риска. А это, в свою очередь, значительно снижает спрос на такого рода кредиты.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ в 1 полугодии 2012 года?

– Темпы роста заявок на долгосрочное кредитование значительно сократились. Заявки подавались в основном на покрытие кассового разрыва – на краткосрочные потребности. Практически прекратилась подача заявок на кредиты с целью приобретения крупного оборудования длительного пользования, инвестирования на выкуп помещения, то есть на развитие бизнеса. Положительная динамика все же есть, но качество заявок за полугодие существенно не улучшилось. Процесс роста доли управленческой отчетности, минимизации прибыли не остановился. Налоговики уже сообщили о существенном снижении поступления налога на прибыль по итогам полугодия.

– Как сказалось на рынке изменение политики МСП Банка (акцент на инновации)? С какими основными проблемами сталкивается ваш банк при взаимодействии с институтами развития? Существует ли сегодня потребность в дополнительных мерах господдержки (если да, назовите их)?

– Как ни странно, сказалось положительно. Банки получили от МСП Банка как очень качественную информационную поддержку по новым продуктам, так и адекватные условия их предоставления и активно начали поиск и продвижение проектов своих клиентов, которые соответствуют требованиям продуктов – ФИМ Целевой (финансирование инновационных, модернизационных и энергоэффективных проектов до 60 млн рублей, до 5 лет, ставка – 8,5%). Интересы клиентов и банка при работе с такими проектами близки. Клиент получает достаточно дешевое и длинное финансирование, банк решает проблему клиента за счет участия в программе, оставляя клиента у себя. Конечно, размер кредита до 60 млн рублей маловат для таких проектов, также ограничивает продвижение таких проектов то, что ранее выданные кредиты на цели инноваций, модернизации и энергоэффективности не могут быть рефинансированы. В общем, мер поддержки достаточно, но методы их применения надо оттачивать и доводить до более логичных форм.

– Каковы преимущества и ограничения использования розничных технологий при кредитовании МСБ (пример «кредитной фабрики» Сбербанка России)?

– Главное – снижение операционных издержек, и мы это почувствовали, запустив программы экспресс-кредитования для физических лиц – собственников бизнеса (физическое лицо, владеющее долями или акциями в хозяйствующем обществе, а также лицо, занимающееся частной практикой в установленном законом порядке). Без залога и поручительств. Без комиссий. Сумма кредита – до 1 млн рублей, срок кредита – до 24 месяцев, гибкая система подтверждения доходов, упрощенный пакет документов. Выдается наличными или на карту.

Ограничение – это отсутствие единых баз данных, их неактуальность, несопоставимость в них данных, а значит, либо необходимость увеличивать объем проверок, либо принимать риски при ограниченном наборе информации.

– Насколько перспективной является стратегия помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг)? Насколько при этом может расти спрос на кредиты с их стороны?

– Претворяем в жизнь эту стратегию уже много лет. Я имею в виду отношение к конечному клиенту как к партнеру. Мы давно предоставляем консалтинговые и бухгалтерские услуги, оказываем их напрямую или через партнеров. Мы предлагаем в том числе услуги продуктового консалтинга. И у нас есть партнеры, готовые помочь с оптимизацией персонала, разработкой маркетинговой стратегии и т. п. Даже подача заявки на кредит и начало работы со специалистами банка уже есть структурирование бизнеса клиента, так при кредитовании (да даже при отказе в выдаче кредита) бизнес реально понимает многие вопросы, о которых он даже не задумывался, учится у банка анализировать свои доходы и расходы. Конечно, мы не оказываем прямую помощь в налоговом и финансовом консалтинге, это не задача банка. Рост в этом случае происходит, скорее, не в объеме, а в качестве заявок, готовности соответствовать требованиям банка. Характерный пример: клиент (собственник бизнеса) после консультации с кредитным экспертом заказывает аудит отчетности и бизнес-процессов в компании, дабы иметь объективный взгляд со стороны, он понимает, что и у банка появится дополнительный объективный инструмент оценки рисков при кредитовании компании.

– Насколько сильно вы ощущаете конкуренцию со стороны МФО в сегменте кредитования МСБ?

– Пока в сегменте кредитования малого бизнеса ощущаем не сильно, но стали чувствовать, запустив программы кредитования микробизнеса, основанные на розничных моделях, так как микрофинансовые организации давно и успешно работают как раз в этом сегменте и, накопив достаточный опыт, зачастую конкурируют с банками даже по размеру ставки. На стороне банков всегда будут цена и комплексное продуктовое предложение (кредит + расчеты). Думаю, наиболее вероятен симбиоз: кредитование МФО со стороны банков, что мы и видим и даже участвуем в этом.

– Дайте свой прогноз по темпам роста кредитного портфеля МСБ по банковской системе до конца 2012 года и в 2013 году. Выделите ключевые драйверы и ограничители роста.

– Я прогнозирую рост на уровне 15-17%. В 2012 году, даже если не будет катаклизмов, экономический рост существенно замедлится. Негативные тенденции в экономике уже сильны, все рынки стали жить в условиях постоянной волатильности. Хочется в 2013 году ожидать положительных изменений, хотя никаких предпосылок для этого нет. Видятся два сценария. Первый: если здравый смысл победит, нас ожидает рост в 20-25%. Второй сценарий: если ничего не изменится, рост составит 3-5%, максимум 10%, и то за счет инерционности. Основными факторами вероятного замедления кредитования МСБ являются ухудшение макроэкономической ситуации и в частности долговой кризис в Европе, которые не добавляют уверенности в стабильности даже предприятиям, работающим только на внутренний рынок. В ожидании повышения рисков, вызванных стрессовой ситуацией, банки начинают снижать активность в продвижении кредитных продуктов малым предприятиям и предпринимателям. Как правило, малый бизнес не имеет достаточного залогового обеспечения. В условиях стабильной экономической ситуации банки были готовы давать беззалоговые кредиты, заниматься экспресс-кредитованием, принимая на себя определенные риски. В ситуации неопределенности и зная, что в условиях кризиса с таких предприятий будет просто нечего взять, банки не готовы наращивать свои портфели. На фоне предштормовой ситуации на рынках риски малого бизнеса в сфере услуг и торговли становятся более высокими, а доходность падает. Традиционно изменений ценовых параметров кредитов стоит ожидать к концу III квартала (сентябрь). На формирование цены в большей степени будет влиять рыночная стоимость ресурсов для банковской системы в целом, чем непосредственно ситуация в сегменте МСБ. Условия кредитования МСБ изменяются в общем тренде доступности к ресурсам самих банков. В ситуации недостатка ликвидных средств при кредитовании бизнеса банки отдают предпочтение высокодоходным программам на небольшие сроки. Свободный доступ к долгосрочному кредитованию для клиентов МСБ в таких условиях будет явно ограничен.

– Каковы ключевые ограничители и драйверы роста рынка?

– В сегменте МСБ ограничителем для нас по-прежнему является прозрачность бизнеса. Это, во-первых. Если бизнес непрозрачен, риск выливается в рост ставки. Во-вторых, это порядок резервирования ссуд малого и среднего бизнеса. В-третьих, ограничителем станут на рубеже 2012–2013-го последствия вступления в ВТО. В-четвертых, круг качественных заемщиков по-прежнему узок. Ну и, конечно, конкуренция за заемщиков, а точнее за «качественного» заемщика будет увеличиваться еще больше.

Теперь о драйверах роста. Хочется верить, что наконец-то у законодателей дойдут руки до закона о регистрации движимого имущества. В результате будет гарантированно повышена прозрачность взаимоотношений залогодателя и залогодержателя. Дополнительным драйвером для развития кредитования может стать появление в ресурсной базе длинных денег от страховщиков и НПФ. Есть еще один драйвер – повышение финансовой грамотности заемщиков в сегменте малого бизнеса, а также снижение фискальной и иной административных нагрузок.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!