Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансирование малого и среднего бизнеса

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Финансирование малого и среднего бизнеса

– Какие принципиальные изменения произошли на рынке кредитования МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с 1-м?

– В первой половине 2011 года, по сравнению с 2010 годом, в сегменте малого и среднего бизнеса был отмечен существенный рост как количества самих заявок на получение кредита, так и объема выданных кредитов. Общая экономическая ситуация была скорее благоприятной, чувствовался определенный позитивный клиентский настрой. Многие опасались, что на сегменте негативно скажется повышение ставок страховых взносов – с 26 до 34%, но реакция на это не была мгновенной. Влияние этого фактора стало ощутимым во 2 полугодии 2011-го. Вот здесь общий тренд на рынке изменился. Многие заемщики именно тогда начали детально считать затраты и реагировать на изменения, в том числе сокращением фонда оплаты труда, переводом сотрудников на аутсорсинг и другими, скажем так, непрозрачными методами. Вторым заметным фактором, оказавшим отрицательное влияние на рост и на количество кредитных заявок, стал фактор политический.

Правда, со стороны банков был отмечен осторожный рост ставок. Этот процесс еще не завершен, и, скорее всего, грядет очередное переосмысление цены риска при кредитовании сектора МСБ. Заявки, конечно, по-прежнему поступают в достаточно большом количестве, но качество заемщика в этом сегменте изменилось и всерьез. Качественный заемщик стал очень осторожным. Также произошла перенастройка различных кредитных процедур, коррекция требований к заемщику как залогодателю.

– Какова динамика качества заявок на кредиты?

– Качество заявок стало хуже. Существенно затормозился процесс повышения финансовой грамотности заемщиков, особенно в сегменте малого бизнеса, а также повышение прозрачности и качества отчетности. Даже в период с 2005-го по 2010-й (и в период кризиса 2008-го) была положительная динамика в этом вопросе. Клиенты стремились к легализации доходов, прозрачности отчетности и договорных отношений, чтобы получать лучшие условия кредитования. В конце 2010-го – начале 2011-го этот процесс практически прекратился. В 2011-м снова наметился рост количества субъектов, которые минимизируют налоги, используют непрозрачные формы расчетов с контрагентами. Все это формирует тот бизнес-климат, в котором живет сектор МСБ и работающие с ним банки.

– Даже новый министр финансов признал, что сборы по страховым взносам практически не выросли.

– Перед принятием решений об изменении размера страховых взносов экономическое сообщество точно прогнозировало возможность возникновения этой проблемы. Звучали предложение хорошо обдумать проект перед его принятием. Банки находятся в постоянном живом контакте с клиентами, получают от них обратную связь и видят их отчетность. К сожалению, ситуация 2 полугодия 2011-го и начала 2012 года в полной мере подтвердила эти пессимистичные прогнозы. Мы наблюдаем сокращение численности наемных сотрудников, сокращение ФОТа и т.п.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с 1-м?

– Заемщик является индикатором состояния экономики. Мы все находимся в одной лодке, в одинаковых условиях. Только значительный рост позитивных изменений в экономике мог бы стать катализатором спроса на кредиты. 2 полугодие прошлого года добавило нервозности, осторожности и неопределенности. Темпы роста заявок на долгосрочное кредитование значительно сократились. Заявки подавались в основном на покрытие кассового разрыва – на краткосрочные потребности. Практически прекратилась подача заявок на кредиты с целью приобретения крупного оборудования длительного пользования, инвестирования на выкуп помещения, то есть на развитие бизнеса. Несмотря на попытки московских властей ввести новые программы, ситуация не изменилась в лучшую сторону.

– Оцените эффективность ключевых инструментов господдержки рынка: гарантийных фондов и МСП Банка – в 2011 году. С какими основными проблемами сталкивается ваш банк при взаимодействии с институтами развития?

– 2011 год, особенно его первую половину, можно считать лучшим годом для институтов господдержки, в частности для Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, сотрудничество с которым мы начали еще в 2006-м. Увеличение количества банков, сотрудничающих с Фондом (сейчас их 41), обусловлено стремлением правительства Москвы и руководства Фонда повысить уровень доступности финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства и существенно увеличить объемы оказываемой правительством Москвы финансовой поддержки этому сектору. Вероятно, до сознания предпринимателей также наконец дошла информация, которую государство в лице институтов поддержки методично и долго вливало с помощью семинаров, конференций, через отраслевые предпринимательские организации. Вместе с тем институты поддержки стали более внимательно следить за потребностями предпринимателей и тенденциями рынка. Еще одна причина повышения эффективности этих организаций – желание банков частично поделиться с ними рисками.

МСП Банк именно в 2011 году стал реально работать как государственный институт поддержки сектора МСБ. Помог ребрендинг: название стало отражать суть и цель деятельности. Они стали прислушиваться к банкам, изучать потребности наших клиентов и оперативно реагировать на их новые запросы. У МСП Банка появились новые интересные программы, в частности для факторинговых и лизинговых компаний, которые были с воодушевлением приняты рынком. Об их необходимости речь шла уже в течение 3-4 лет.

– Существует ли сегодня потребность в дополнительных мерах господдержки?

– Многое из того, что предлагало банковское сообщество, было реализовано. Мне кажется, сейчас надо не расширять перечень мер, а совершенствовать те процедуры, которые уже есть. Задекларировано и начато много программ. Однако они требуют совершенствования и корректировки.

– Многие говорят, что МСП Банк стал постепенно смещать векторы своего развития в сторону поддержки именно инновационных проектов. МСБ, скорее всего, ничего не получит.

– Что совсем не получит, не согласен, но действительно приоритеты расставлены. Упор делается на инновации, на слово «модернизация», которое стало девизом 2010–2011 годов. МСП Банк, со 100-процентным государственным участием, естественно, является проводником воли государства. И до классического субъекта МСБ, не связанного с инновациями, реально доходит не такой большой объем финансирования, как это декларируется.

– Насколько перспективной является стратегия помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг)? Насколько при этом может вырасти спрос на кредиты с их стороны?

– Мы, средние банки, претворяем в жизнь эту стратегию уже много лет. Я имею в виду отношение к конечному клиенту как к партнеру. Мы давно предоставляем консалтинговые и бухгалтерские услуги, оказываем их напрямую или через партнеров. Мы предлагаем в том числе услуги продуктового консалтинга. И у нас есть партнеры, готовые помочь с оптимизацией персонала, разработкой маркетинговой стратегии и т.п. К примеру, один из клиентов пришел к нам за кредитом на развитие нового направления. При анализе проекта мы выявили, что рискованность выдачи этого займа очень высока, потому что у клиента не было опыта работы на этом рынке. Его старый бизнес позволял выдать кредит на год, но клиент рассчитывал погасить заем в течение трех лет. Мы помогли ему выбрать консалтинговую компанию, обсудили все вместе предложенную стратегию. В результате клиент понял, что его ожидания относительного нового проекта были неоправданно оптимистичными, и скорректировал планы.

И мы не просто рекомендуем клиенту услугу партнера, но и при соблюдении всех юридических формальностей можем получить доступ к клиентской финансовой отчетности, за счет этого получаем во взаимоотношениях, особенно кредитных, большую прозрачность.

Подобный проклиентский подход многократно демонстрировал свою эффективность. Просто оказать услугу на сегодняшний день недостаточно. Надо предложить востребованную услугу, а иногда даже вырастить потребность в этой услуге. Пример: СБ Банк одним из первых банков на рынке предоставил клиентам возможность оформления паспорта сделки при валютных операциях дистанционно, через систему интернет-банка, теперь это уже является признанным стандартом. Мы смогли сформировать у потребителя спрос на эту услугу так же, как это происходило ранее с самой системой интернет-банка. Когда мы облегчаем жизнь клиенту, наши взаимоотношения превращаются в улицу с двусторонним движением. Кто помог и сделал это быстро и не дорого, того и любят.

– Планирует ли ваш банк внедрять продукты для МСБ, основанные на розничных технологиях?

– Мы их уже внедряем. Фактически нет никакой разницы в анализе индивидуального предпринимателя или этого же человека как физического лица. Нет отличий ни по документам, ни по базам, по которым мы будем проверять информацию. Практически любой кредитный договор в сегменте «средний бизнес», как правило, примерно на 15% готовится индивидуально для клиента, на основании достигнутых договоренностей, которые утверждаются кредитным комитетом. В сегменте «малый бизнес» мы используем только стандартные договорные формы, с автоматизированным заполнением и обработкой, кроме живой подписи, конечно, да и то до поры, пока ЭЦП не станет понятным и простым атрибутом финансовой жизни. В таком сегменте малого бизнеса, как в ритейл, уместен только стандартный продукт, стандартный договор.

– Наблюдались ли в 2011 году значимые изменения в риск-менеджменте МСБ?

– Говоря о рисках, нужно разделять категории: малый и средний бизнесы. В категории «средний» имела место определенная корректировка в сторону ужесточения, появились новые стоп-факторы, то есть происходило совершенствование методик оценки кредитного риска – докручивание. Все существенные изменения произошли в 2009–2010 годах. Что касается сегмента малого бизнеса, то здесь развивается скоринг. Для нас это новое направление, потому что розничным потребительским кредитованием мы никогда не занимались.

– Насколько доступны сегодня банковские кредиты инновационным предприятиям и стартапам?

– К сожалению, государство пока еще плохо воспринимает стартапы, что видно из положений, описывающих порядок резервирования подобных проектов. Практически любой стартап означает 100% резервов. В России не существует ни венчуров, ни венчурных банков, фондов в классическом понимании. Средства для стартапа можно получить в микрофинансовых организациях или за счет частных займов под 36-40% годовых и даже более. Сейчас только Сбербанк заявляет, что он готов выдавать такие кредиты. Однако до широкого предложения рынку этих продуктов банками еще очень далеко. Естественно, продукты для финансирования стартапов необходимы, потому что даже с точки зрения государства потребность в них есть. Нужно поддержать тех инициативных людей, которые стремятся организовать бизнес с нуля. Их не так уж много.

Правда, в скором времени вся эта и без того непростая история усложнится многократно. Как точно отметил один из наших клиентов на недавнем вебинаре для малого бизнеса: «Все будет еще интереснее, когда вступление в ВТО перейдет от подписания документов в практическую фазу. На этом все наши инвестиции в маленькое производство закончатся, потому что невозможно будет конкурировать при уровне сегодняшней налоговой и прочей нагрузки».

– Дайте свой прогноз по темпам роста кредитного портфеля МСБ по банковской системе до конца 2012 года и в 2013 году.

– Я прогнозирую рост на уровне 15-17%. В 2012 году, даже если не будет катаклизмов, экономический рост существенно замедлится. Негативные тенденции в экономике будут сильны. А вот в 2013 году следует ожидать изменений. Он может принести два сценария. Первый: если здравый смысл победит, нас ожидает рост в 20-25%. Второй сценарий: если ничего не изменится, рост составит 3-5%, максимум 10%, и то за счет инерционности. Я полагаю, что пессимистичный сценарий возможен, поскольку сегодняшняя ситуация создает для него неприятные предпосылки.

– Каковы ключевые ограничители и драйверы роста рынка?

– В сегменте МСБ ограничителем для нас по-прежнему является прозрачность бизнеса. Это, во-первых. Если бизнес непрозрачен, риск выливается в рост ставки. Во-вторых – это порядок резервирования ссуд малого и среднего бизнеса. В-третьих, ограничителем станут на рубеже 2012–2013-го последствия вступления в ВТО. В-четвертых, круг качественных заемщиков по-прежнему узок. Имеет место конкуренция за заемщиков, их переманивание.

Теперь о драйверах роста. Одним из них должно стать принятие закона о регистрации движимого имущества. В результате будет гарантированно повышена прозрачность взаимоотношений залогодателя и залогодержателя. Дополнительным драйвером для развития кредитования может стать появление в ресурсной базе длинных денег от страховщиков и НПФ. Большую часть наших заявок составляют краткосрочные кредиты. Мы не выдаем кредиты на долгосрочный период по двум причинам: неопределенность и то, что длинные ресурсы поджимают. Есть еще один драйвер – повышение финансовой грамотности заемщиков в сегменте малого бизнеса, а также снижение фискальной и иной административных нагрузок.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!