Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее высшей школы СНГ

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее высшей школы СНГ

Одним из участников предстоящего VI Экономического форума национального бизнеса «Эксперт-200-Казахстан» станет Уральский федеральный университет, крупнейший вуз России, созданный на базе старейших университетов Урала — УГТУ-УПИ и УрГУ. За 90-летнюю историю университетом было подготовлено более 300 тысяч выпускников, многие из которых, благодаря исключительно высокому качеству полученного образования, смогли добиться серьезных карьерных успехов в Казахстане. Сегодня в УрФУ обучается около 50 тыс. студентов по 400 направлениям и специальностям вузовского образования. О том, насколько уральский вуз заинтересован в глубокой интеграции с вузами и предприятиями Казахстана, как реагирует на запросы современного рынка труда и каких целей планирует достичь в ближайшие годы журналу «Эксперт» рассказал Виктор Кокшаров – ректор Уральского федерального университета.

Рынок труда сегодня меняется особенно динамично: к примеру, на американском рынке труда около 40 % профессий приходится на профессии, которых 5 лет назад не существовало (данные РАБО – прим. «Эксперт РА»). В такой ситуации как можно спрогнозировать, по каким направлениям вузы должны готовить выпускников?

Cписок новых профессий увеличивается с каждым годом. Следуя этой тенденции, мы разрабатываем собственные образовательные стандарты, которые служат основой для разработки новых образовательных программ – и в прикладном бакалавриате, и в целом ряде других направлений. К примеру, сегодня большой упор делается во многих университетах мира на появлении новых направлений, связанных с биомедицинским кластером, с фармацевтикой. В последнее время в Уральском федеральном университете был лицензирован целый ряд таких направлений, что позволит проводить по ним полноценную подготовку бакалавров и магистрантов.

Также очень активно развивается рынок информационных технологий и, конечно же, это направление будет в ближайшие годы играть очень большую роль. Поэтому сегодня в университете около 6000 человек одновременно готовятся по направлениям, связанными с IT. В первую очередь, это касается таких институтов Уральского федерального университета как Институт радиоэлектроники и информационных технологий и Институт математики и компьютерных наук. Всё больше внимания мы уделяем и разработке так называемых интегрированных программ для специалистов, обладающих бакалаврской или магистерской подготовкой, а еще более углублённой, скажем, для работы в отраслях, связанных с атомной энергетикой. Так, по заказу предприятий Россатома у нас подготовлена и реализуется интегрированная программа бакалвариат-магистратура, которая предполагает углублённую подготовку по ядерной физике и ряду других предметов. Все это позволяет нашим выпускникам, в том числе, и решать достаточно сложные научные задачи.

В целом, конечно же, можно спрогнозировать то, какие именно новые профессии будут появляться, поскольку это связано с разработкой прогнозов научно-технологического развития России и мира в целом. В России здесь очень важную роль играет российское Агентство стратегических инициатив. В принципе, этим вопросом занимается огромное количество организаций, а университеты, особенно ведущие университеты, со своей стороны отслеживают эти тенденции, готовят собственные образовательные программы, стандарты и реализуют их.

В России из года в год наблюдается усиление следующей тенденции: работодатели в первую очередь заинтересованы в выпускниках-«технарях», но абитуриенты упорно выбирают экономические и управленческие направления подготовки. Кто способен сократить этот дисбаланс – государство, бизнес, сами университеты?

Эта тенденция сейчас вообще свойственна всему миру, она актуальна и в Швеции, и в Германии, да и в США перевес в выборе вчерашних выпускников школ или средних учебных заведений, как правило, наблюдается в пользу направлений гуманитарного или социально-экономического профиля. В свою очередь, направление инженерно-технической подготовки испытывает определённый дефицит. Поэтому, данная ситуация свойственна не только для России. Но последнее время у нас на Урале всё-таки ситуация начинает меняться. Всё больше выпускников школ выбирают в качестве дополнительного ЕГЭ физику и, скажем, сегодня только в Свердловской области, из примерно 20000 выпускников около 6000 выбрали именно этот предмет. Совсем еще недавно эта ситуация была гораздо хуже. Сегодня число тех, кто желает выбрать инженерно-техническое направление подготовки, всё-таки растёт. Этому способствует и достаточно целенаправленная работа со стороны университета с потенциальными абитуриентами, работа отдельных институтов, кафедр. Мы пытаемся всячески агитировать абитуриентов и распространяем информацию о том, что наилучшие перспективы для карьерного роста связаны именно с технической сферой, поскольку Урал традиционно был, есть и будет промышленным регионом, поэтому, потребность в инженерно-технических кадрах здесь наиболее высока.

Уральский федеральный университет регулярно проводит молодёжные инженерные школы среди абитуриентов, в частности, на базе подшефного лицея №130. Мы открываем подшефные классы инженерно-технической направленности в школах Свердловской области и начинаем проводить всероссийские инженерные олимпиады. Уже со следующего года, в частности, будет проходить олимпиада «Будущее России», одобренная Министерством образования и науки РФ.

Неплохо способствуют в этом деле и сами предприятия, которые проводят целевой набор и посылают нам абитуриентов, проводят соответствующую работу среди родителей и платят повышенные стипендии своим целевикам, либо тем, кто выбирает работу в будущем на этих предприятиях. Мы создаём достаточное большое число базовых кафедр с этими предприятиями, где в значительной степени проводится подготовка будущих бакалавров и магистрантов. Сегодня таких кафедр в нашем университете создано 12. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно назвать создание базовой кафедры «Металлургия» с Уральской горно-металлургической компанией. В создание соответствующего лабораторного корпуса компания вложило 660 млн руб и сам университет 170 млн руб вложил в закупку оборудования и программ. Все это позволило создать уникальный комплекс, в котором будет проходить как подготовка будущих специалистов для УГМК, так и большой комплекс научно-исследовательских работ.

Так что, отвечая вам на вопрос, дисбаланс должен сократиться благодаря слаженной работе всех участников этого процесса: и государства, которое даёт дополнительные бюджетные места по цифрам приёма на инженерно-технические направления, и бизнеса, которые старается активно привлекать абитуриентов на эти направления, и, конечно же, самих университетов, которые развивают, обновляют свою материально-техническую базу, разрабатывают новые программы и привлекают абитуриентов на инженерно-технические направления подготовки.

Ведущие вузы постсоветского пространства в последние годы активно стремятся наращивать международную интеграцию, особенно в научной сфере. Сотрудничество с какими зарубежными партнерами имеет наибольшую практическую ценность для УрФУ?

Для Уральского федерального университета, который является участником программы повышения глобальной конкурентоспособности университетов РФ, сотрудничество с зарубежными партнёрами является одним из наиболее приоритетных, поскольку перед нами стоит задача стать активными и заметными на международном уровне, войти в мировую элиту университетов. По указу Президента РФ к 2020 году не менее 5 российских университетов должны войти в ТОП-100, и всё это связано как раз с углублённым сотрудничеством с нашими зарубежными партнёрами.

Что касается постсоветского пространства, то для нас оно наиболее ценный ареал для сотрудничества, поскольку там нет языковых барьеров, есть единые традиции, общая образовательная и научная школа. Мы сегодня активно развиваем сотрудничество с рядом ведущих вузов СНГ, например, с Казахским национальным университетом им. аль-Фараби, с которым у нас есть совместные магистерские программы, участвуем в совместных научных конференциях, выставках, научных публикациях. Неплохо развивается сотрудничество с Казахским национальным техническим университетом, с Белорусским национальным техническим университетом, с Белорусским государственным университетом, с Ереванским государственным университетом и с целым рядом других университетов СНГ. И именно здесь, как нам представляется, заложен больший потенциал. Помогая друг другу и развивая сотрудничество друг с другом, мы имеем наибольшие возможности для повышения конкурентоспособности и, соответственно, можем продвигаться в различных международных рейтингах. Именно здесь очень важны активные студенческие, научные обмены и наш университет к этому, безусловно, готов.

Среди казахстанских вузов я отметил два. Также хотел бы отметить, что сегодня мы готовы развивать сотрудничество и уже обменялись соответствующими предложениями о намерениях с Евразийским университетом имени Гумилёва. В ближайшее время готовится ряд визитов наших профессоров и преподавателей в этот и другие университеты Казахстана. И, конечно же, у себя мы тоже ждём всегда казахстанских коллег.
Хотел бы отметить их активное участие мероприятиях, проводимых в Свердловской области. Так, в ноябре 2013 года, у нас прошел Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, на котором присутствовала большая делегация из университета аль-Фараби. О высочайшем статусе мероприятия говорит и тот факт, что к участию в форуме присоединились главы наших государств — президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. В рамках мероприятий форума прошла выставка промышленной кооперации двух стран, на которой была представлена совместная экспозиция инновационных разработок ученых УрФУ и его стратегического партнера в Казахстане – Казахского национального университета имени аль-Фараби. Это была очень серьёзная выставка, которую с большим интересом посетили предприниматели, государственные деятели, губернатор Свердловской области, руководители ряда федеральных министерств и ведомств. На выставке также прошло заседание Российско-Казахстанского делового совета, по завершении которого состоялось подписание соглашений о совместных проектах и сотрудничестве. Между УрФУ и КазНУ был подписан договор о создании регионального центра «Евразия-G-GLOBAL» и договор о создании евразийской платформы «Зеленый мост через поколения». Всего в мероприятиях форума приняло участие с обеих сторон около трех тысяч человек, в том числе официальные делегации 16 российских регионов и 10 акиматов Казахстана.

Как бы Вы оценили масштабы и перспективы сотрудничества Вашего вуза с зарубежными университетами постсоветского пространства, в частности, с вузами из Казахстана?

Мы активно стремимся к такому сотрудничеству, но его масштабы пока нас не совсем удовлетворяют. В ближайшие годы мы надеемся здесь резко интенсифицировать наши связи. Мы будем разрабатывать совместные магистерские программы, программы двух дипломов, проводить совместные конференции, выставки, форумы. Мы готовы направлять ресурсы, и уже это делаем, на семестровую подготовку наших студентов в вузах Казахстана. У нас есть для этого отдельная система грантов. Одним словом, мы будем прикладывать максимум усилий для привлечения к себе студентов из Казахстана и других зарубежных университетов постсоветского пространства. Для университета это один из ключевых вопросов.  

Несколько лет назад государство стало понуждать российские вузы к инновациям. Как можно охарактеризовать степень зрелости этого процесса, каких результатов уже удалось достичь?

Наш университет является одним из лидеров на российском рынке университетском для вузовских инноваций. Не случайно УрФУ вместе с Росатомом и РЖД по рейтингу медиакомпании Thomson Reuters вошёл в тройку ведущих российских организаций по количеству защищённых патентов.

УрФУ активно развивает инновационную инфраструктуру, которая нацелена на коммерциализацию идей и научных разработок. Одно из основных направлений – развитие наукоемкого предпринимательства и коммерциализация результатов научных исследований и разработок. Создано уже более 80 малых инновационных предприятий, несколько инновационно-внедренческих центров.

В ближайшее время мы откроем фабрику бережливого производства с McKinsey и объединённым машиностроительным заводом. У нас развивается такое перспективнейшее направление как ядерная медицина, уже работает центр радиационной стерилизации. Сейчас ведутся работы по установке новейшего циклотрона, что позволит производить изотопы для ранней диагностики целого ряда опасных заболеваний, в первую очередь онкологических.

В университете действует Инновационно-внедренческий Региональный инжиниринговый центр (ИВЦ РИЦ), деятельность которого ориентирована на отрасли машиностроения. Центр призван содействовать процессам модернизации и технологического переоснащения предприятий машиностроительного профиля, трансферу инновационных технологических разработок в производство, а также созданию предпосылок и организации процесса импортозамещения технологий, оборудования, материалов в сферах, где наблюдается существенное отставание от западных аналогов.

У нас фукционирует региональный инжиниринговый центр лазерно-адитивных технологий, который является одним из наиболее развитых и быстро развивающихся в стране. В университете открыт центр прототипирования и макетирования инновационной продукции, центр инфракрасных волоконных технологий, обработки полимерных и композитных материалов, центр технологий и комплексной переработки техногенных отходов, энргоэффективных электрических машин, литейных технологий, центр спортивных технологий, не имеющий аналогов на пространстве Урала и Сибири. Все эти центры активно работают и мы именно в развитии этого направления видим особые перспективы для нашего университета, в котором существует мощное инженерно-техническое ядро.

Сегодня мы создаём собственный венчурный фонд с целью привлечения финансирования для деятельности малых инновационных предприятий. Мы активно работаем с российскими фондами, такими как Фонд содействия малым форм предприятий в научно-технической сфере, с Фондом поддержки малого и среднего бизнеса Свердловской области.

В своей стратегии, в том числе международного продвижения, особый упор вузом делается на создании передовых научных групп, лабораторий и ключевых центров превосходства. Всего на данный момент у нас уже 66 центров компетенций в сфере науки по ключевым направлениям развития научных исследований: 18 центров превосходства, 29 научных лабораторий, а также 19 научных групп. И, конечно же, для себя мы определили 4 важнейших прорывных направления, где сосредоточиваются ресурсы и где в первую очередь и создаются такие центры превосходства: «Информационные технологии и человек в информационном обществе», «Энергетика, ресурсосбережение и рациональное природопользование», «Гибкие технологии и новые материалы», «Живые системы и здоровье». Во всех этих направлениях университет имеет компетенции мирового уровня, но эти компетенции мы должны продолжать очень серьёзно развивать. Средства программы по повышению глобальной конкурентоспособности идут в первую очередь на инициирование деятельности именно этих центров и научных групп. Для примера скажу, что в 2013-2014 годах почти 30 % всех средств программы повышения конкурентоспособности, полученных нами, были сконцентрированы именно на стратегической инициативе по формированию центров превосходства.

В университете создано 11 лабораторий под руководством ведущих зарубежных учёных: профессора Жана Жузеля, со-лауреата Нобелевской премии (Лаборатория физики климата и окружающей  среды), профессора Мари-Пьер Рей из Сорбонны (Лаборатория эдиционной археографии), профессора Андрея Холкина из португальского университета Авейро («НАНОФЕР» – Лаборатория наноразмерных сегнетоэлектрических материалов), профессора Ларса Хальтмана из университета Линчепинг, руководителя фонда Стратегических исследований Швеции (Лаборатория исследования перспективных материалов пониженной размерности), Бернарда Раво из университета Кана (Лаборатория «Химический дизайн новых многофункциональных оксидных материалов») и целый ряд других.

При УрФУ создано несколько прорывных центров превосходства, в том числе в области ИТ, живых систем, сфере ресурсосбережения. Каковы первоочередные задачи и стратегические цели этих центров?

Цели – добиться прорыва в научных исследованиях и выхода на мировой уровень. Это резкое увеличение публикационной активности в ведущих международных журналах, проведение научных конференций высокого уровня, а также подготовка специалистов второго и третьего уровня высшего образования (магистрантов и аспирантов). Здесь же можно выделить увеличение грантовой поддержки на дальнейшее развитие исследований. Но самое главное – это достижение и закрепление первенства УрФУ в мировой науке по представленным направлениям.

В академических кругах нередко можно встретить опасения по поводу того, что переориентация ресурсов вузов на развитие научных исследований может нанести ущерб еще одной важнейшей функции – образовательной деятельности. В какой мере справедливо такое утверждение?

Я не считаю, что такое утверждение справедливо. Наука и образование – два процесса, которые не просто идут параллельно, а очень тесно взаимосвязаны. Современное образование в принципе нельзя себе представить без занятия наукой, особенно на старших курсах бакалавриата, специалитета и в магистратуре. Мы должны отходить от понимания университета, как некой образовательной машины, которая занимается только тем, что выпускает специалистов, может быть даже и не всегда подготовленных.

Сегодня без приоритетного развития науки не может быть качественного образования. Во всех ведущих образовательных центрах мира особое внимание уделяется развитию научных исследований и будущие выпускники Уральского федерального университета должны с первого курса активно привлекаться к науке. Для этого в университете существует хорошая материально-техническая база, современное научное и учебное оборудование, которое нами было закуплено в рамках реализации программы развития. И, конечно же, мы сегодня настоятельно требуем от нашего профессорского-преподавательского состава, не только требуем, но и материально активно стимулируем, чтобы люди занимались наукой. Для примера могу сказать, что доля тех, кто публикуется в международных журналах, у нас на последние 2 года возросла практически в 2 раза – до 33 %. Хотя и этого мало. В ведущих мировых университетах не менее 50 % всех преподавателей и научных сотрудников активно публикуется и работает в науке.

УрФУ активно сотрудничает с работодателями, включая компании с громкими именами, -McKinsey, IPG Photonics, ОМЗ и другие. Все ли Вас устраивает в сложившихся схемах взаимодействия с бизнесом, или как руководитель вуза Вы хотели бы чем-то еще обогатить практику работы с бизнесом?

Конечно же, устраивает не всё. До сих пор нет понимания того, что бизнес должен не только требовать от университетов и от государства подготовки высококвалифицированных кадров, но и вкладываться в это образование. Хотя проблески, безусловно, есть. Я уже приводил пример с Уральской горно-металлургической компанией. Другими примерами является создание с ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и McKinsey & Company фабрики бережливого производства. Эта фабрика заработает уже с апреля 2015 года. Сейчас ведётся её строительство, это будет первая подобная фабрика на территории Восточной Европы и Азии. Её создание даст возможность обучать основам бережливого производства, как менеджеров наших промышленных предприятий, так и студентов.

Что касается IPG Photonics и ряда других предприятий, то они действительно готовы с нами сотрудничать. В том числе в развитии наших инновационно-внедренческих центров и регионального центра лазерных и эффективных технологий. Но ещё раз повторю, пока таких примеров не столь много.

В качестве позитивных примеров я хотел бы также назвать сотрудничество с компанией СКБ контур в области IT, с компанией «Уральский центр систем безопасности», которая тоже вкладывается в совместные образовательные программы и активно взаимодействует с нашим университетом. Конечно же, мы хотели бы привлечь как можно большее количество работодателей в такой совместной работе. Мы хотели бы, чтобы бизнес активно участвовал в разработке, подготовке и реализации совместных образовательных программ, как это делает, например, УГМК. Вместе с УГМК мы сначала разработали на их базе более 2000 образовательных стандартов, а потом на базе этих стандартов разработали собственные программы прикладного бакалавриата, которые сегодня активно реализуются.

Предприятия Казахстана входят в число потенциальных партнеров университета?

Безусловно. С казахскими компаниями мы готовы разрабатывать и реализовывать совместные программы. У нас очень большие компетенции в области металлургии, энергетики, информационных технологий, гражданского строительства и ряде других направлений, крайне необходимых и востребованных в Казахстане.

Одна из форм возможного сотрудничества – создание базовых кафедр УрФУ на предприятиях Казахстане. Вуз активно взаимодействует с промышленными предприятиями различной направленности, на многих из которых открывает подобные  кафедры. В результате, студенты имеют возможность проходить обучение, максимально приближенное к потребностям реального производства, и после окончания вуза работодатель получает уже практически готового специалиста. Кроме того, научный потенциал Уральского федерального университета позволяет внедрять новейшие инженерные разработки на производстве. Уверен, что подобное сотрудничество пойдет на пользу всем.

Только за последний год на предприятиях-партнерах университет открыл несколько базовых кафедр: кафедра «Энергетика» на базе ООО «Газпром трансгаз Югорск» (г. Югорск), кафедра «Металлургия» в корпоративном университете УГМК (г. Верхняя Пышма), кафедра «Технологии и оборудование трубного производства» на Первоуральском новотрубном заводе (г. Первоуральск), кафедра «Машиностроение, металлургия и металлообработка» на Чусовском металлургическом заводе (г. Чусовой), кафедра «Электроэнергетика» совместно с межрегиональной энергетической компанией «МРСК Урала», кафедры «Машиностроение» и «Машиностроительное производство» совместно с Машиностроительным заводом им. М. И. Калинина и Свердловским инструментальным заводом.

Уверен, что большую пользу в налаживании эффективного сотрудничества между Уральским федеральным университетом и предприятиями Казахстана принесет созданная 20 мая 2014 года в Астане Казахстанская ассоциация выпускников УПИ, УрГУ и УрФУ. Председателем правления ассоциации выбран выпускник механического факультета УПИ 1970 года, президент Казахстанской национальной академии естественных наук Нуртай Абыкаев. Планируется, что в состав ассоциации войдут более 3000 казахстанцев, окончивших университет в разные годы.

Ваш университет участвует в программе повышения конкурентоспособности «5-100-2020». Какие вызовы, стоящие в рамках реализации программы, Вы считаете наиболее амбициозными для УрФУ?

Конечно, при реализации программы мы для себя фиксируем целый ряд новых и традиционных вызовов. В частности, чувствуется влияние геополитической ситуации. В связи с этим мы отмечаем некоторые проблемы, связанные с сотрудничеством с некоторыми университетами и научными организациями стран Европы и Северной Америки. Для того, чтобы это преодолеть, мы развиваем институциональное, сетевое сотрудничество с ассоциациями университетов. Например, в рамках ассоциации глобальных университетов, которая как раз объединяет участников программы «5-100-2020» с университетскими сетями, с ассоциациями американских университетов, конференциями ректоров итальянских университетов. Также мы сейчас принимаем активное участие в создании лиги университетов БРИКС и создании сетевого университета БРИКС. У себя в Уральском федеральном университете мы создаем аналитический центр исследования БРИКС.

На темпы нашего развития влияет отсутствие источников финансирования для инфраструктурных проектов. Но для того, чтобы эти проблемы преодолеть, мы создаем совместные лаборатории и учебные центры с предприятиями.

Конечно, есть и внутренние вызовы, связанные с процессами интеграции культур классического и технического университетов. Для решения этой проблемы мы проводим открытые конкурсные процедуры на руководящие должности, расширяем роль коллегиальных органов управления, стремимся к максимальной прозрачности оценки деятельности подразделений, увеличиваем долю проектов с участием различных институтов и кафедр. К сожалению, нельзя не отметить недостаточную вовлеченность сотрудников в исследовательскую деятельность, в том числе, из-за высокой учебной нагрузки. Для того, чтобы эту проблему преодолеть, по возможности стараемся снижать объём контактной учебной нагрузки, изменяем систему мотивации и стимулирования, проводим внутренние конкурсы на гранты. Ну и, конечно, бичом любой большой организации является бюрократизация. Для того, чтобы с этим бороться, в университете разработана и реализуется упрощенная процедура проведения закупочной деятельности, проводятся мероприятия академической мобильности, внедряется система электронного документооборота. Ну и, конечно, всё, что связано с проектом «5-100-2020», осуществляется у нас приоритетном порядке.

Для многих российских вузов, особенно с обновленными названиями, как у УрФУ, крайне важна узнаваемость бренда. Как на сегодняшний день Ваш университет оценивает эффективность развития бренда?

Конечно же, поскольку УрФУ был создан в 2010 году, а фактически с 2011 года функционирует как единый университет, очень важно, чтобы бренд нового университета был известен. Мы с самого начала этим озаботились и проделали большой объем работы в этом направлении: создали брендбук, новый логотип, активно продвигаем его в самых разных слоях и средах – и среди работодателей, и среди потенциальных абитуриентов, и родителей, органов власти и управления, в научной среде. И результаты этой работы видны. В частности, у аудитории в России, особенно по Уральскому федеральному округу, узнаваемость бренда УрФУ сегодня гораздо выше, чем тех университетов, которые его создавали – УрГУ и УГТУ-УПИ. Сейчас стоит задача активного позиционирования, продвижения бренда не только в России, но и за рубежом. Этому, в том числе, служат различные мероприятия серьезного масштаба, которые проводятся университетом и которыми мы гордимся: ежегодно проводимый Венский фестиваль музыкальных фильмов, Чемпионат мира по программированию, прошедший у нас в июне, Международный турнир юных физиков, который пройдёт в 2016 году, акция «Тест-драйв в Уральском федеральном», в которой принимают активное участие школьники России и стран ближнего зарубежья (посещение сайта предыдущего «Тест-драйва» превысило 2 млн человек). Также университет проводит различные международные конгрессы по самой различной тематике. К примеру, в этом году пройдет Всероссийский конгресс этнологов с международным участием. Все перечисленные мероприятия, безусловно, способствует увеличению известности вуза и достижению его главной цели – вхождению в число университетов мирового класса.