Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Розничное страхование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Розничное страхование в России

Назовите основные события, которые произошли в сегменте розничного страхования в 2013 году.

– В 2013 году продолжались тенденции 2012 года. Наибольшее влияние на рынок оказали Постановления Верховного Суда: в 2012 году на страхование  было распространено действие Закона о защите прав потребителей, в 2013-м  уточнено регулирование отношений по добровольному страхованию имущества граждан. На динамике страхования автокаско и ОСАГО отразилась также нестабильность продаж новых автомобилей.

– Как вы относитесь к принятому в мае этого года закону об электронных полисах?

В законе  прописано полное исключение посредников. Более 70% продаж в розничном страховании осуществляется с помощью посредников, многие из которых фактически работают через интернет. И в сложившейся ситуации принятие такого закона означает сокращение рынка на 70%. Сколько людей добровольно сами захотят зайти на сайт страховщика и купить продукт? Я думаю, что мало. Да, мы будем продавать полисы он-лайн, но ожидаем очень незначительный объем продаж.

– Какие изменения в стратегии развития страховой розницы оказались наиболее удачными за последние два года?

– Успехов то, в общем, и нет. Наиболее активно  обсуждалась тема страхования имущества граждан. Как показала практика, никакие катастрофические события на спросе не отразились. Наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке никакого влияния на рынок страхования не оказали. Как было там до наводнения застраховано 5% населения, так и осталось. Государство оказало населению помощь, и пока оно будет продолжать это делать, спрос на страхование расти не будет. Появившийся недавно проект «вмененного страхования» – это единственный способ заставить людей задуматься о страховании. Предлагается поставить вопрос таким образом: кто не застрахует имущество, тот  и помощи не получит. Такие меры помогут постепенно двигаться в сторону страхового образования населения.

– Как вы считаете, когда сможет заработать система вмененного страхования?

- Когда и насколько это сработает, никто точно сказать не может. Все приводят в пример московскую муниципальную программу страхования недвижимости, на основе которой, видимо, будут строиться все региональные программы. На сегодняшний день в Москве по данной системе страхуются около 60% владельцев квартир. Здесь многое будет зависеть от людей на местах, от администрации регионов. Там, где люди будут активны, процесс пойдет.

Динамика рынка страхования имущества граждан не меняется на протяжении последних лет -  из года в год прирост составляет около 15%. При этом доля застрахованных на рынке практически не меняется  – всего порядка 7-10% владельцев недвижимости страхуют свое имущество. Если сравнивать с развитыми странами, то мы имеем большие перспективы в плане развития. Но сколько времени пройдет до осознания важности и необходимости страхования, а также роста его проникновения до уровня 90%, как в цивилизованных странах, сказать сложно. Я думаю, десятки лет.

– Поговорим об отдельных сегментах рынка. Как Вы считаете, как принятые  поправки к закону об ОСАГО повлияют на ситуацию в этом сегменте?

- Озвученное повышение тарифов на 24% покрывает только увеличение лимитов по «железу». Снижение норм износа и оставление темы УТС на усмотрение судов уже находятся за скобками. Сложно сказать, как сработает европротокол с новыми лимитами, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Это гадание на кофейной гуще. Я боюсь, что к страховщикам опять никто не будет прислушиваться. Большие лимиты без всякого контроля приведут к росту мошенничества в сегменте. Точно так же как постановления Верховного Суда сыграли на руку мошенникам. Потому в  автостраховании и сложилась такая напряженная ситуация. Важны две вещи – адекватные цены и верная оценка ущерба. Когда появится единая методика расчета ущерба, причиненного транспортному средству, исчезнет повод для многочисленных злоупотреблений со стороны страхователей и страховых компаний.

– Но ведь все страховые компании продолжают заниматься ОСАГО?

–Это необходимый инструмент диверсификации своего портфеля. Конечно, если компании исполняют свои обязательства, то выйти «в ноль» им крайне затруднительно. Прибыль в ОСАГО в ближайшее время не  предвидится ни при каких обстоятельствах. Инструменты получения прибыли появятся только, когда отпустят цены и будет проведена либерализация тарифов. Однако если компания отказывается от ОСАГО, то у нее исчезает база для продажи других продуктов. Полисы страхования имущества и автокаско людям удобнее покупать в одной компании. Поэтому мы не собираемся отказываться от ОСАГО, хотя  большой заинтересованности в его развитии у нас нет. И никаких иллюзий в отношении ОСАГО у нас нет. Этот вид нам нужен для развития остального портфеля.

– Как изменились тарифы на страхование автокаско в последнее время?

– Сейчас появилась информация, что за год тарифы по рынку выросли в среднем на 10%. Мы подняли тарифы на 25%. Мы анализируем политику конкурентов. Их у нас не так много, так как это крупнейшие компании. Все они повышают тарифы. Кроме того, всех беспокоят расходы на ведение дела по страхованию автокаско. В силу ограниченной эластичности спроса, мы не можем поднять тариф сразу в два-три раза, приходится сильно сокращать расходы на ведение дела – на  аренду, зарплаты,  транспорт и т.д.

– Какова сейчас наилучшая стратегия поведения компании на рынке страховой розницы? Что нужно делать страховым компаниям?

– Чтобы иметь возможность получить прибыль, необходимо постоянно внимательно анализировать ситуацию, просчитывать и отслеживать  результаты по всем направлениям. Нужен баланс между расходами на ведение дела и страховым результатом.

– Как Вы считаете, сокращение портфеля неизбежно при такой стратегии?

– Сейчас никого не пугает сокращение портфеля. Это хорошо видно на примере ОСАГО. У нас коммерческая организация, основная задача которой – приносить прибыль акционерам. Мы очень долго придерживались стратегии рыночного роста с обеспечением прибыли. В сложившейся ситуации невозможно расти и обеспечивать прибыль. Значит, нужно сокращаться.

– Можно ли сказать, что компании, которые сейчас активно растут, находятся в зоне риска?

– По всей видимости, да, потому что активный рост невозможно обеспечить на адекватных тарифах. Те компании, которые растут, делают это в основном за счет заниженных тарифов. Ведь у наших автовладельцев цена полиса до сих пор остается главным критерием при выборе страховщика. Поэтому за счет демпинга компании могут расти, но прибыльно ли это будет, я сильно сомневаюсь. В целом на рынке,   во многих компаниях топ-10 и топ-20, уже наблюдается политика сокращения персонала и продаж.

– Давайте поговорим о каналах продаж. Какие из них Ваша компания сейчас наиболее активно развивает?

– У нас есть разные каналы продаж полисов: через брокеров, страховых агентов, автосалоны дилеров, а кто-то покупает полисы напрямую в офисе или через интернет, без всяких посредников.... Мы стремимся развивать все каналы продаж. Но сейчас с агентами стало работать сложнее, потому что они были ориентированы в основном на ОСАГО. А когда мы стали «закручивать гайки», все агенты разбежались. У нас очень простая политика в ОСАГО: мы не платим комиссию посредникам. А бесплатно никто работать не хочет. Что же касается перспектив, то мы и дальше намерены развивать все каналы продаж. Мы не ставим ни на интернет, ни на брокеров, но и отказываться ни от одного из каналов не собираемся.

–Есть ли у страховщиков и банков желание развивать банковский канал продаж?

Банковское страхование в России недоразвито. У банков сейчас одна цель – получить комиссию за продажу продукта. В России немного банков, сотрудники которых готовы сами  продавать полисы,  где занимаются обучением персонала технологиям продаж страховых продуктов. Ведь страхование не покупается, а продается. Поэтому нужно угадать желание клиента и грамотно предложить услугу.

– С точки зрения клиента, какие продукты сейчас наиболее востребованы в банковском страховании?

– Сейчас это в основном ипотека, потому что автострахование переместилось в автосалоны. Людям необходим этот вид страхования, на него есть спрос. 

– Как вы думаете, каковы перспективы интернет-продаж?

– Мы, наверное, получим положительный тренд за счет того, что люди, которые уже страхуются, будут продлевать договоры через сайт. Это несколько увеличит долю интернет-продаж. Однако люди у нас еще не настолько грамотны, чтобы знать все нюансы страхования и не обсуждать детали. Даже человек, который страхует машину десятки лет, когда решает поменять компанию или условия полиса, хочет поговорить с представителем компании и задать вопросы. Поэтому первоначальное страхование по- прежнему будет осуществляться через сотрудника или агента.

– Какие основные изменения происходят в маркетинговой политике компании? Как меняются продукты?

– Мы сейчас пытаемся продвигать западную модель. Поскольку страхование становится все дороже, то полный полис автокаско, который включает все риски, становится неподъемным для клиента. И мы начинаем его дробить. Клиент может застраховать ОСАГО плюс ограниченный продукт по автокаско – пожар, угон, отдельные элементы автомобиля, которые чаще всего повреждаются. Думаю, что это позволит  повысить проникновение страхования среди населения, увеличит количество застрахованных людей, хотя может привести и к сокращению  объемов сборов.

– Поговорим про ближайшее будущее. Какие законодательные изменения могут оказать существенное влияние на сегмент страховой розницы?

Необходимо уточнить применение «Закона о защите прав потребителей», потому что в нем не могут быть прописаны одновременно нормы и в отношении продуктового магазина, и страхового случая. Это разные вещи. К сожалению, у меня нет надежды, что в ближайшее время что-то сильно изменится.

– Каков Ваш прогноз по приросту страховой розницы на ближайший год? 

– Страхование автокаско будет расти за счет того, что увеличатся тарифы и страховые суммы. Продажи автомобилей снизятся, но стоить они будут дороже. Думаю, прирост будет небольшим – около 5%. В ОСАГО также ожидаю рост за счет обновления автопарка и применения других коэффициентов. По страхованию имущества физических лиц прирост не превысит 15%.