Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

Андрей Коноплев

"Уровень износа оборудования во всех отраслях промышленности очень высок. Однако оборудование имеет меньшую ликвидность по сравнению с автотранспортом или подвижным составом, а также зачастую более длительные сроки поставки и монтажа. Поэтому при текущей рыночной конъюнктуре в стране лизинговые компании предпочитают инвестировать в более ликвидные виды имущества с прозрачным вторичным рынком."

– Какие основные угрозы сейчас стоят перед рынком лизинга?

Как показывает опыт, рынок лизинга в РФ имеет высокую чувствительность к изменениям финансово-экономической ситуации в стране. При падении объема инвестиций в основной капитал в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 16,2% объем рынка лизинга сократился более чем в 2 раза. Поэтому наиболее негативным фактором для рынка в 2012 году может стать угроза финансового кризиса на фоне общемировой нестабильности финансовых рынков. В ожидании кризиса банки и лизинговые компании будут ужесточать требования к финансовому состоянию заемщиков, поднимать стоимость и сокращать лимиты финансирования, а также ужесточать отраслевые лимиты. Независимые лизинговые компании и компании при частных банках, осуществлявшие заимствования в европейских банках,  могут испытывать нехватку финансирования из-за уменьшения страновых лимитов. Все это негативно скажется на деятельности независимых компаний, но в то же время позволит лизинговым компаниям при государственных банках и естественных монополиях упрочить свои позиции в традиционных сегментах деятельности и захватить лидерство в новых.

Поскольку на данной стадии развития рынка лизинга для клиента при выборе инструмента финансирования ценовой фактор все еще является определяющим, а ставка размещения по лизингу несколько выше ставки по кредиту, к потенциальным угрозам также можно отнести отмену ускоренной амортизации.

- Какие условия необходимы для дальнейшего роста рынка?

Рынок лизинга в РФ не насыщен и имеет высокий потенциал роста. Уровень износа оборудования в отдельных отраслях промышленности достигает 70-80%, 46% вагонов в структуре парка подвижного состава в РФ старше 20 лет, парк авиации и морских судов РФ также устарел и по техническим характеристикам сильно отстает от парка воздушных судов стран Европы.

Поэтому для дальнейшего роста рынка необходима прежде всего стабилизация на финансовом рынке, как РФ, так и мировом. В условиях нестабильности на мировом финансовом рынке позитивным фактором должна стать поддержка лизингодателей со стороны государственных банков, а также со стороны государства на уровне программ субсидирования процентной ставки, программ по финансированию отдельных отраслей экономики и сегментов бизнеса.

До сих пор нерешенными остаются вопросы упрощения изъятия имущества у неплатежеспособных клиентов и не устранены противоречия в законодательстве по лизингу недвижимости и воздушных судов.

- Считаете ли Вы, что Вашей компании необходима большая диверсификация сделок по видам оборудования/клиентам?

Стратегия развития ЗАО "Сбербанк Лизинг" направлена на диверсификацию лизингового портфеля. До 2009 года компания преимущественно специализировалась на лизинге ж/д подвижного состава (более 70% портфеля). В настоящий момент в компании развиты компетенции по лизингу недвижимости, воздушных судов и сложного оборудования. С этого года компания активно развивает розничные продажи автотранспорта. За счет диверсификации повышается доходность лизингового портфеля и снижаются отраслевые риски.

- Считаете ли Вы, что рынку в целом необходима большая диверсификация сделок по видам оборудования/клиентам? Если да, какие есть для этого возможности?

В настоящий момент рынок лизинга преимущественно сконцентрирован в сегменте крупных корпоративных клиентов, а в отраслевом разрезе - в сегменте подвижного состава.  Уровень износа оборудования во всех отраслях промышленности очень высок, поэтому именно данный сегмент рынка имеет очень высокий потенциал для лизинга. Однако оборудование имеет меньшую ликвидность, по сравнению, например, с автотранспортом или подвижным составом, а также зачастую более длительные сроки поставки и монтажа. Поэтому при текущей рыночной конъюнктуре в стране лизинговые компании предпочитают инвестировать в более ликвидные виды имущества с прозрачным вторичным рынком. Также перспективным является сегмент лизинга недвижимости, который в данный момент развит слабо.

- Считаете ли Вы, что Вашей компании необходима большая диверсификация пассивов (по видам займов/кредиторам)?

ЗАО "Сбербанк Лизинг" осуществляет заимствования исключительно в ОАО "Сбербанк России", стоимость финансирования соответствует запросам рынка и ценовой политике Компании. Проблема именно банковского норматива Н6 для Сбербанк Лизинг не является актуальной. Однако, поскольку стратегия компании предусматривает дальнейший рост масштабов бизнеса, в будущем возможно использование и других источников финансирования помимо материнского банка.

- Как изменилась в 2011 году рентабельность компании (активов и капитала)?

ЗАО «Сбербанк Лизинг» имеет достаточно низкий размер собственного капитала, поскольку соблюдение достаточности капитала не является определяющим фактором для кредитования компании. В связи с этим в Компании наблюдается высокая рентабельность. В 2011 году на фоне роста прибыли Компании рентабельность капитала выросла в два раза. Рентабельность активов компании в 2011 году также выросла в полтора раза. Но нужно отметить, что данная ситуация не является типичной для рынка лизинга.

- Какие меры предпринимает Ваша компания для повышения рентабельности? (проводятся ли тендеры среди банков для снижения ставки финансирования? планируется ли получение рейтинга для подтверждения надежности компании? и т.д.)

ЗАО "Сбербанк Лизинг" осуществляет заимствования исключительно в Сбербанке России. Кредитный рейтинг компании соответствует рейтингу материнского банка (Fitch BBB, прогноз "стабильный") В 2012 году компания не планирует осуществлять заимствования в сторонних банках.

 - Как, на Ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2012 году?  Какие сегменты будут драйверами роста?

В 2012 году сохранится тенденция доминирования государственных лизинговых компаний в сделках с крупными корпоративными клиентами. При этом в целом по рынку , мы ожидаем снижения темпов роста лизинга до 30-35%.

В структуре рынка ведущую долю по-прежнему будет занимать лизинг ж/д подвижного состава. В связи с тем, что в настоящий момент стоимость вагонов стабилизировалась, и ежегодный прогнозируемый спрос на вагоны составит порядка 70-75 тысяч, в 2012 году такого значительного прироста сегмента как в 2011 мы не ожидаем. Прогнозируем прирост сегмента автотранспорта и оборудования на 35-40%. Именно поэтому нами запущена стандартизированная линейка розничного бизнеса, которая представлена  11-ю продуктами в сегментах легкового и грузового транспорта, а также спецтехники. В дальнейшем, продуктовая фабрика Сбербанк Лизинг планирует к запуску не только продукты в новых сегментах автотранспорта, оборудования и спецтехники, но и сервисные программы. В случае реализации программы государственной поддержки региональных авиакомпаний возможен рост сегмента лизинга воздушных судов в полтора раза.

- Какие сделки  второй половины 2011 года стали для Вашей компании наиболее значимыми?

Из наиболее ярких сделок 2011 года можно отметить сделку с  ОАО «Мечел» и компанией ООО «Ферронордик Машины» по поставке и финансированию специализированной техники Volvo на сумму более 600 млн. рублей для крупнейшей российской горнодобывающей и металлургической компании. По условиям контракта мы поставили для ЗАО «Металлургшахтспецстрой» (входит в ОАО «Мечел»), более 36 комплектов специальной дорожно-строительной техники Volvo. Такое эффективное трехстороннее сотрудничество в интересах клиента и при поддержке крупнейшего финансового института страны – Сбербанка, наглядно демонстрирует нашу заинтересованность в комплексной модернизации транспортной отрасли и промышленности РФ.