Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Александром Киселевым, Заместителем руководителя блока «Средний и региональный корпоративный бизнес» ОАО «Альфа-Банк»

kiselev_aleksandr_vladimirovich

- Как изменился российский рынок банковского кредитования МСБ за 1-е полугодие 2011-го года? Что, по Вашему мнению, привело к сжатию портфеля МСБ по банковской системе в январе этого года на 5,9%?

Наверное, основное новшество состоит в том, что банки, по крайней мере, федеральные, стараются предложить комплекс расчетных услуг (инкассация, прием-пересчет, эквайринг, онлайн зачисление и т.п.) в дополнение к традиционному кредитованию. Удобство и стоимость расчетов стало фактором конкурентной борьбы, в то время как процентные ставки по рынку выровнялись. На мой взгляд, это большой прогресс рынка как со стороны банков, активно развивающих технологии и продуктовое предложение, так и заемщиков, которые теперь предпочитают основную долю расчетов проводить через банки и обращают пристальное внимание на качество этих услуг.

Для банков, расчетный бизнес – это не только способ дополнительного заработка, но и набор надежных индикаторов оперативного  мониторинга за финансовым состоянием заемщика, уровнем риска: можно в динамике отследить объем наличного и безналичного оборота, количество и диверсификацию платежей, смену контрагентов, условий расчетов и др.

Спрос на кредиты оставался довольно активным, за 1-е полугодие 2011 года портфель кредитов МСБ Альфа-Банка вырос на 50%, даже в январе мы работали в поте лица. Снижение спроса на кредиты стало заметным только в конце второго – начале третьего квартала 2011 года, что вполне может объясняться сезонностью, пока еще рано делать выводы.

- Ощущаете ли Вы значимый рост спроса на кредиты со стороны малых и средних предприятий в первом полугодии 2011-го года по сравнению со вторым полугодием 2010-го года?

По нашему мнению, всегда следует сравнивать сопоставимые периоды. В этом плане некоторой неожиданностью стало отсутствие традиционного провала в первом квартале 2011 года. Традиционной передышки после «стахановского» четвертого квартала не случилось. 

- Как изменилась конкуренция на рынке? Какие «перестановки» можно ожидать среди крупнейших участников рынка до конца текущего года?

Отрыв лидеров рынка от основной массы кредиторов слишком значителен, чтобы можно было говорить как о выдвижении новых крупных игроков, так и перестановках в стане крупнейших участников рынка. Можно констатировать, что в целом рынок поделен и восхождение новых звезд в Топ-20 могло быть связано и с принятием повышенных рисков. Это только предположение, справедливость которого мы узнаем со временем.  В целом лидеры перешли к органическому росту своей клиентской базы, в связи с чем вероятны сделки по покупке портфелей по примеру «Промсвязьбанка».

- На Ваш взгляд, какие факторы сегодня препятствуют более быстрому росту объемов кредитования малого бизнеса? Выделите наиболее значимые.

Самый важный фактор - рискованность сегмента. Основой, первопричиной кредитного риска является неопределенность относительно будущего развития предприятия. Конкуренция в сегменте высока, очень много зависит от профессионализма собственника и наемного менеджмента, которые, увы, пока ниже, чем в крупных компаниях. Мне постоянно приходится видеть как непрофессиональные решения топ-менеджмента  и последующие действия сотрудников предприятия губят успешный и многообещающий бизнес. Кроме этого, в последнее время выходят на первый план неумение субъектов МСБ работать с дебиторской задолженностью (излишнее доверие контрагентам), увлеченность короткими кредитами и попытки экстенсивного развития в ущерб маржинальности, «на авось».

Второе – непрозрачность картины бизнеса, нередко банку предоставляется «приукрашенная» картинка, что, в определенном проценте случаев выявляется, вызывает раздражение и заставляет банкиров быть внимательнее, «закручивать гайки».

И, пожалуй, третье, это формализм со стороны самих банков, нежелание поглубже вникнуть и разобраться, в чем суть, основные конкурентные преимущества бизнеса, чем можно подстраховаться, предложив нестандартную структуру сделки.

- Какие Вы бы выделили преимущества и слабые стороны на рынке кредитования МСБ у крупных федеральных банков и у небольших кредитных организаций?

Сильные стороны крупных федеральных банков: более дешевые деньги, отлаженные процессы, более продвинутое расчетное обслуживание, надежность и сохранность средств, широкая продуктовая линейка и профессиональные кадры (по крайней мере, среднего и высшего звеньев).

За малыми банками персональный подход, более лояльные условия в отношении залога и порядка погашения, особый сервис. Например, один из клиентов в качестве аргумента проведения расчетов через небольшой банк приводил мне довод, что его заранее неформально предупреждают о налоговых картотеках, давая возможность вывести средства (кстати говоря, предприятие в судебном порядке успешно отбило все налоговые претензии). В федеральных банках такую практику даже представить себе сложно.

- Насколько перспективной является стратегия помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг и т.д.)? Насколько при этом может расти спрос на кредиты с их стороны?

Неформально такая практика уже есть. Но это вопрос доверия бизнесмена к знаниям и опыту конкретного сотрудника банка. В настоящее время такой сервис предоставляется бесплатно наиболее крупным и хорошо зарекомендовавшим себя клиентам как способ повышения их лояльности.  Поставить это на поток вряд ли удастся в связи с низким доверием предпринимателей к банковской системе, восприятию данных услуг, если они будут платными, как комиссии, приводящей к удорожанию кредита.

- Насколько активно банки используют услуги коллекторских агентств на рынке кредитования МСБ?

На моей практике пользоваться услугами внешних коллекторов пока не приходилось. Вместе с тем, считаю данное направление бизнеса довольно перспективным, так как  на рынке специализация всегда имеет преимущество.

- Какие продукты для МСБ представляются Вам наиболее перспективными с точки зрения получения комиссионных доходов?

Наиболее перспективны две группы продуктов: группа, связанная с наличностью: инкассация и прием-пересчет, в т.ч. самоинкассация с применением «электронных кассиров», а также набор продуктов для импортеров: валютный контроль и on-line конвертация по рыночному курсу.

- Какие потенциальные заемщики в сегменте МСБ (отрасль, характер бизнеса, размер), являются наиболее интересными для Вашего Банка?

Мы специализируемся на работе с торговыми компаниями среднего сегмента (с годовой выручкой 300 – 800 млн. рублей).

- Насколько сильно пересекаются целевые сегменты МФО и банков на рынке кредитования малого бизнеса? Способны ли МФО составить реальную конкуренцию региональным банкам?

МФО специализируются в основном на микросегменте и, полагаю, только потому, что банки добровольно отдают этот сегмент. В случае возникновения реальной конкуренции, МФО будут вытеснены с рынка в достаточно короткие сроки. На стороне банков будут цена и комплексное продуктовое предложение (кредит + расчеты). Думаю, наиболее вероятен симбиоз: кредитование МФО со стороны банков. 

- Как Вы оцениваете перспективы развития рынка кредитования МСБ? Дайте свой прогноз по темпам роста портфеля МСБ по банковской системе в 2011-2012 гг.

Я был бы осторожен с оценкой перспектив в виду неопределенности в глобальной экономике, и оценивал бы 25%-й рост качественной клиентской базы как довольно успешный результат. Но, на мой взгляд, банкам сейчас важнее выйти на такой уровень технологичности процессов, который позволял бы варьировать рост от 10% до 100% в год в зависимости от рыночной конъюнктуры.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!