Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

Как, на Ваш взгляд, вступление в силу новых законодательных норм отразится на рынке МФО / приоритетном сегменте деятельности (темпах роста портфеля, качестве портфеля)?

Изменения в законодательстве призвано решить ряд вопросов, направленных на оздоровление рынка МФО.

Новации в регулировании будут способствовать вытеснению “серого” рынка. Уже сегодня число “теневых” организаций заметно сокращается, рынок становится более цивилизованным.

Снижение темпов роста может коснуться займов для населения в связи с изменениями в законодательстве, в т.ч. поправками в закон “О потребительском кредитовании”, из-за чего небольшие компании, не соответствующие новым требованиям и не подготовленные к более жестким стандартам работы, будут вынуждены уйти с рынка. Напротив, лидеры микрофинансового сектора и амбициозные игроки станут работать более качественно и смогут сохранить высокие темпы роста, т.к. крупные игроки оказались наиболее подготовленными к нововведениям со стороны ЦБ.

Ряд новаций положительно скажется и на качестве самих заемщиков. К примеру, согласно новым поправкам, каждая МФО обязана предоставлять информацию о своих заемщиках в бюро кредитных историй, ранее такая процедура осуществлялась на усмотрение клиента, поэтому недобросовестные заемщики могли этим воспользоваться.

Таким образом, поправки в законе должны значительно снизить число как недобросовестных кредиторов, так и недобросовестных заемщиков.

Изменилась ли политика Вашей Компании по выдаче микрозаймов в связи с новыми законодательными нормами на рынке МФО? Если да, то выделите ключевые изменения.

Существенных изменений не произошло, т.к. в своей стратегии мы учитывали возможные реформы в законодательстве, более того наша компания в какой–то мере уже соответствовала новым законодательным нормам. К примеру, с бюро кредитных историй на постоянной основе мы работаем с 2009 года. Что касается отчетности, то нами изначально применялась общая система налогообложения, это важно с точки зрения финансового планирования и привлечения инвестиций в компанию. К необходимости формирования резервов на возможные потери также были готовы в краткосрочной перспективе.

Планируется ли диверсификация портфеля микрозаймов у Вашей Компании с целью снижения кредитных рисков? Если да, то за счет каких продуктов?

В мае этого года мы вывели на рынок новый продукт - тендерный займ для обеспечения заявки в электронном аукционе. Это низкорискованный продукт в силу своего строгого целевого назначения, существенным преимуществом которого является отсутствие годовой процентной ставки. Платеж вносится единовременно, после чего мы работаем непосредственно с электронной площадкой ОАО «Единая электронная торговая площадка». В настоящее время мы планируем наращивать  долю тендерного займа в кредитном портфеле.

Видите ли Вы новые «точки роста» (продукты, услуги, каналы продаж) на рынке МФО в 2014-2015 гг.?

Для нашего сегмента одно из перспективных направлений - это онлайновые продукты, заявку и документы по которым можно оформить дистанционно за 1 день. Эти продукты ориентированы на широкий круг предпринимателей, заинтересованных в онлайн-финансировании. Спрос на них очень высок, т.к. главную роль для бизнеса сейчас играет не процентная ставка, а скорость и сервис. Поэтому те МФО, которые смогут предложить удобные и современные сервисы и продукты, получат конкурентные преимущества в недалеком будущем.

Также перспективным направлением является развитие дополнительных услуг, иными словами создание финансового супермаркета для клиентов. В настоящий момент мы ведем переговоры с рядом компаний по предоставлению услуг страхования бизнеса и юридического сопровождения для наших клиентов.

Какой будет динамика процентных ставок по микрозаймам в приоритетном для Вашей Компании сегменте деятельности до конца 2014 года? Планирует ли Компания изменять ставки по собственным продуктам во 2-м полугодии?

Ставки по действующим продуктам останутся на прежнем уровне до конца этого года. В то же время мы расширяем продуктовую линейку, предлагая различные стоимостные условия под каждую категорию клиентов. Известно, что ставка напрямую зависит от кредитных рисков, а риски, в свою очередь, связаны не только с характеристикой бизнеса клиента, но и с такими параметрами, как целевое назначение займа, сроки погашения, порядок рассмотрения заявки.. В результате, за счет диверсификации продуктовой линейки каждый клиент может подобрать для себя подходящий продукт по приемлемым ставкам.  

Какие сегменты рынка (займы «до зарплаты», потребительские микрозаймы, микрозаймы бизнесу (в т.ч. тендерные займы)), на Ваш взгляд, будут расти опережающими темпами? На какие сегменты будет делать упор Ваша Компания в 2014-2015 гг.?

Мы не планируем менять сегмент рынка и по-прежнему будем работать в области финансирования малого и микробизнеса, расширяя спектр услуг для предпринимателей. И как раз в нашем сегменте ожидаем ускорение темпов роста. Это связано, в первую очередь, с сокращением объемов кредитования и ужесточением требований со стороны банков при кредитовании микробизнеса. Уже сейчас ряд предприятий столкнулись с проблемой привлечения заемных средств. К нам обращаются предприниматели, которые буквально год назад получали кредиты в банках и не рассматривали МФО как возможный источник финансирования.

Какие меры МФО могут предпринять для сокращения издержек и поддержания рентабельности бизнеса в связи с усилением регулирования на рынке?

Как один из вариантов, издержки можно сократить, переориентировав бизнес на выдачу займов через интернет. Это актуально для сегмента займов до зарплаты, к тому же ряд МФО уже работают таким образом. В век интернета это довольно перспективное направление, когда практически любой продукт или услугу можно приобрести в режиме онлайн. Но, все-таки, несмотря на высокую рентабельность и низкие расходы на содержание офисов, таким продуктам присущи более высокие риски, и полностью переходить на этот сегмент крайне нежелательно, точно также как и выдавать только залоговые продукты с целью снижения кредитных рисков. Поэтому самым разумным вариантом будет диверсификация и поддержание оптимального уровня баланса между кредитными рисками и доходностью.

Как изменилась с начала 2014 года платежная дисциплина заемщиков по приоритетному сегменту деятельности и конкретно в Вашей компании?

В целом, значительных изменений в платежной дисциплине не наблюдается. Традиционно существуют отрасли, которые показывают более низкую платежную дисциплину – это производство и сборка мебели, деревообработка, консалтинговые услуги, также в последнее время в результате санкций ухудшилась платежеспособность у оптовых поставщиков продуктов питания. Но основные потребители микрофинансовых займов – предприятия торговли, бытовых услуг, транспортные перевозки, которые занимают долю более 80% в общем портфеле, по-прежнему поддерживают стабильную дисциплину.

Какие ключевые недостатки рынка МФО вы бы выделили на текущем этапе его развития? Какие меры/комплекс мер (на законодательном уровне), по Вашему мнению, необходимо предпринять для более сбалансированного развития рынка в 2014-2015 гг.?

Сегодня можно выделить два ключевых недостатка рынка МФО – это сложности с фондированием и обилие недобросовестных игроков на рынке.

Большинство МФО сталкивается с проблемой привлечения средств, выражается она, во-первых, в высокой стоимости денег (ставка для МФО в два раза выше, чем на межбанковском рынке), а во-вторых – в неготовности банков финансировать МФО по причине относительной новизны рынка и отсутствия наработанных процедур оценки рисков МФО. Первую проблему могло бы решить развитие государственного фондирования, пока же объемы этого более дешевого источника финансирования невелики. Что касается банковского кредитования, необходимо разработать нормативную базу и рекомендации по оценке финансового состояния МФО и внести изменения, позволяющие облегчить предоставление фондирования.

На сегодняшний день мы видим несколько негативное восприятие отрасли благодаря «столбовым кредиторам», относящим себя к микрофинансовому рынку, хотя на деле многие из них не состоят в реестре микрофинансовых организаций, а также благодаря огромному количеству мелких компаний - МФО, которые не соблюдают стандарты работы и ведут себя как ростовщики с черного рынка. Именно они формируют негативный имидж отрасли и наносят ощутимые репутационные потери добросовестным участникам. Это не удивительно, ведь до сегодняшнего дня, в связи с несовершенством законодательной базы, в том числе, мягким регулированием деятельности, микрофинансированием мог заняться любой предприниматель без опыта и образования. Поэтому лидеры рынка и добросовестные компании, входящие в саморегулируемую организацию НП «МиР»,  прежде всего заинтересованы в очищении и консолидации рынка. К примеру, в СРО, активно взаимодействующей с ЦБ, организован комитет по стандартам, направленный на защиту прав потребителей и борьбу с теневым сектором, также разработаны стандарты по работе с просроченной задолженностью и многое другое.

Все это позволяет надеяться, что в ближайшей перспективе уже не придется говорить о существенных недостатках рынка.

Ожидаете ли Вы какие-либо изменения в доступности источников рыночного фондирования в 2014-2015 гг.? Собирается ли Ваша Компания привлекать средства с рынка в 2014-2015 гг. (перечислите возможные источники)?

Помимо вышеназванных источников перспективными являются облигационные займы и займы иностранных инвесторов/инвестфондов. Для привлечения такого фондирования необходимо, чтобы рынок МФО стал более прозрачным и понятным, приобрел большую весомость. Поэтому о таких источниках можно говорить в среднесрочном периоде.

В последнее время заметно возрос интерес частных инвесторов к МФО. Существуют определенные проблемы привлечения средств от рыночных инвесторов. К примеру, высокий порог минимальной суммы вложений не позволяет привлекать инвестиции массово – продукт рассчитан на крупного инвестора, также вложения в МФО не застрахованы АСВ как банковские вклады. Тем не менее, квалифицированных инвесторов привлекают высокие ставки и гибкие условия, возможность капитализации и сохранения высокого процентного дохода при досрочном расторжении договора. К тому же многие МФО сейчас предлагают застраховать инвестиции.

Наша компания уже давно и довольно успешно привлекает средства квалифицированных инвесторов. По сравнению с 2013 годом, в этом году доля частных инвестиций увеличилась в 2 раза. До конца 2014 года мы планируем привлечь с рынка порядка 200 млн.рублей.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!