Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка России

"Должна появиться общероссийская система страхования средств пенсионных накоплений"

- В 2012 году российской пенсионной реформе исполнилось 10 лет, а в рамках накопительной системы должны начаться первые выплаты пенсий. Готов ли пенсионный рынок платить пенсии и к какому сроку можно ожидать завершения работ над законодательством о выплатах?

- Принятие выплатного закона в последний день заседания Думы прошлого созыва является ключевым событием для пенсионного рынка. Этот закон - огромный шаг вперед для всей России, потому что он касается каждого россиянина. Пенсионной системе 10 лет, и до сих пор обсуждение строилось в парадигме – как привлечь деньги от населения, но не было ответа на вопрос – каким образом будет выплачиваться накопительная часть пенсии. Теперь ответ на этот вопрос появился, и это значительный шаг с точки зрения развития пенсионной системы России. Вместе с тем, закон, действительно, требует существенной доработки. По нашим подсчетам, к 1 июля, когда должен начать действовать этот закон, должно быть подготовлено более 40 нормативных актов, приказов, регламентов и т.д. и даже принят еще один федеральный закон о страховании пенсионных накоплений – а пока всего этого, к сожалению, нет.

- Что произойдет, если этот пакет нормативных актов не успеют доработать вовремя?

- На деле мы видим, что по состоянию на 11 апреля 2012 года пока не сделано ничего, ни одного документа не принято. Риск того, что к 1 июля работа не будет окончена, очень велик, а это значит, что пенсионные фонды – как государственный, так и негосударственные – окажутся не в состоянии обслужить наших клиентов по причине неготовности нормативной базы. В этом году среди клиентов нашего фонда пенсионного возраста достигнет порядка 15000 человек. Мы сделаем все, чтобы люди максимально быстро и комфортно для себя начали получать выплаты. Однако в целом – для страны – ситуация выглядит странно, ведь многим гражданам придется обращаться в суд за назначения им пенсии. Поэтому работа предстоит огромная и по линии законотворчества и по линии сопровождения выплат ПФР и НПФ.

- Создание единого регулятора на пенсионном рынке поможет более оперативному решению проблемы с законодательством о выплатах?

- Проблема отсутствия единого регулятора очень ярко проявилась как раз в процессе доработки и принятия выплатного закона. Можно сказать, что закон получился «ничьим», так как это коллективный труд разных ведомств, имеющих разные задачи, ведомственные интересы, подходы, философию. В результате получившийся закон требует существенной доработки. И одна из главных причин этого как раз в том, что у такой динамично развивающейся отрасли финансового сектора нет профильного регулятора. Это значит, что нет ведомства, которое могло бы сформулировать и начать реализовывать стратегию развития пенсионной индустрии страны.

НПФ во всем цивилизованном мире является одним из самых важных элементов финансовой системы страны. Последние несколько лет именно пенсионный рынок демонстрирует самые высокие темпы роста. Я считаю, что в течение еще 5 лет принципиальных изменений не произойдет. Так, если сейчас доля пенсионных средств на финансовых рынках России составляет чуть более 3% ВВП, то в той же Польше – 14%, а  крупных западных странах доходит до 80-90% ВВП: нам есть еще, куда расти. При этом пенсионные средства – это те самые длинные деньги, формирующиеся на территории страны, которые могут вкладываться в экономику России и должны служить одним из драйверов ее развития. При наличии одного регулятора это развитие происходило бы более эффективно и динамично. А сейчас мы видим, что регуляторы выписывают НПФ только штрафы, а мы в то же время не имеем права инвестировать в акции Газпрома, Норникеля, Сургутнефтегаза. Кстати, зарубежные пенсионные фонды имеют эту возможность и ею пользуются, а мы – нет.

- Какой Вы видите систему гарантий на пенсионном рынке? Кто должен управлять гарантийным фондом и из каких источников он должен финансироваться?

- В качестве одного из вариантов управляющего обсуждается АСВ, так как есть аналогии с банковским сектором. Мне такой вариант видится самым правильным по разным причинам. У меня как у практика вызывает уважение структура, которая доказала свою жизнеспособность и которая по понятным правилам и принципам выполняет свою задачу. С точки зрения управления этим фондом они показывают неплохие результаты и успешно решают поставленные перед ними задачи.

Но здесь возникает вопрос: «на кого распространить эту систему», потому что Минздрав говорит о том, что ПФР отдельно, а все остальные, кто в НПФ, - отдельно.

Но если уж проводить аналогии, то можно сказать, что в системе страхования вкладов участвуют и Сбербанк, и ВТБ, и Россельхозбанк, и этому есть нормальное объяснение: они тоже подвержены  рискам. В связи с этим я бы не стал делить население по каким-то признакам. Должна появиться общероссийская система страхования средств пенсионных накоплений. Практика 2008 года показала, что и в НПФ, и в ВЭБ, и особенно в частных УК возникали убытки. Почему же в этой конструкции ПФР стоит отдельно – логичного ответа нет. Формирование именно общероссийской системы страхования повысит доверие населения, что очень важно для финансовых рынков.

Далее встает вопрос относительно источников формирования страхового фонда. Наше предложение – рассмотреть в этом качестве неразнесенные взносы застрахованных лиц ПФР по счетам застрахованных лиц. Это точно ненулевая цифра, и в законе она даже отдельно указана. Второй источник – доход от временного размещения пенсионным фондом России страховых взносов до их разнесения по счетам. Этих двух источников должно хватить.

- А в остальном инфраструктура пенсионного рынка уже надежна? Работающий закон о выплатах и гарантийный фонд – последние оставшиеся улучшения?

- Обращаю внимание на то, что в созданной  системе, которая  10 лет уже  функционирует, не зафиксировано ни одного хищения средств. И значит, инфраструктура рынка жизнеспособна. Но при этом есть и мошенничество с персональными данными на рынке, с этим и надо бороться, развивая инфраструктуру, работая, в том числе над законодательной базой. ПФР наказал в прошлом году некоторые фонды, разорвав трансферагентские соглашения. Репутация у этих фондов точно не улучшилась, но при этом виновные в этом люди никак не наказаны, а просто перешли на другое место работы. Такая ситуация – недостаток регулирования рынка и следствие несовершенства его инфраструктуры. Должен быть комплекс мер, направленных на сокращение этого риска. Необходимо развивать нормативную базу, правила функционирования этого рынка. Это в первую очередь касается правил привлечения клиентов, а также вопросов, связанных с инвестированием средств и выплат. Мы считаем, что этот процесс можно было бы делать более эффективным при наличии единого регулятора.