Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Медицинское страхование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Медицинское страхование в России
Сергей Савосин

- В чем Вы видите основные недостатки существующей системы медицинского страхования? Какие существуют возможные пути решения проблем?

Прежде всего, следует отметить, что благодаря реализованным в последние годы реформам, российская система здравоохранения осуществила ощутимый прогресс. Однако осталось еще достаточное количество нерешенных проблем, среди которых, в первую очередь,  необходимо обратить внимание на следующие:

  • Неполная унификация системы ОМС в регионах.
  • Отсутствие эффективных механизмов для повышения качества системы здравоохранения и ресурсосбережения у страховых медицинских организаций в сфере ОМС.
  • Отсутствие у пациентов личной финансовой ответственности и мотивации к экономности при потреблении медицинских услуг.
  • Ограниченные стимулы медицинских учреждений для повышения качества и эффективности работы.
  • Отсутствие мер по противодействию теневым платежам со стороны населения врачам в сфере ОМС.
  • Низкий уровень частных инвестиций в сектор здравоохранения.
  • Отсутствие демаркации между ОМС и ДМС и наличие правового вакуума в сфере ДМС в связи с отсутствием достаточно четкой нормативной правовой базы регулирующей данную деятельность.

Проведенный анализ международного опыта в целях поиска возможных путей решения выше обозначенных проблем показывает следующее:

  • единая система ОМС по всей стране с единым регулятором необходима, в том числе, для компенсирования различий между регионами в целях достижения равной доступности к качественной медицинской помощи в регионах с разным уровнем регионального развития;
  • повышение ответственности и улучшение механизмов воздействия страховых медицинских организаций на медицинские учреждения позволяет более эффективно контролировать расходы в системе;
  • наличие  финансовой мотивация (в виде соплатежей, бонусов или штрафов) к ведению здорового образа жизни и экономии при потреблении медицинских услуг со стороны граждан в конечном итоге приводит к разумной экономии средств ОМС;
  • внедрение более комплексных систем возмещения расходов медицинских организаций, учитывающих, среди прочего, и качество услуг, и расходы на их предоставление, позволит повысить эффективность работы медицинских учреждений;
  • наличие официальных платежей населения за дополнительные услуги, а также распространение добровольного дополнительного страхования искореняют практику неофициальных платежей в системе государственного здравоохранения.

Увеличению темпов развития системы здравоохранения в стране могут способствовать частные инвестиции в сектор здравоохранения. Однако это невозможно без решения описанных проблем.

- Каковы, по Вашему мнению, основные принципы эффективно работающей системы медицинского страхования? Чего не хватает системе российского медицинского страхования, чтобы она стала эффективной?

Основные принципы эффективно работающей системы медицинского страхования это рациональное использование средств, затраченных на финансирование здравоохранения, высокое качество медицинской помощи, оказываемое медицинскими организациями и удовлетворенность населения полученными медицинскими услугами. Кроме уже обсуждавшихся ранее проблем и вариантов их решения, одним из возможных путей развития российской системы здравоохранения в целях повышения ее эффективности является внедрение рисковых принципов в ОМС при одновременном повышении роли регулятора при контроле финансовой устойчивости страховых медицинских организаций. Безусловно, этому должно способствовать проведение демаркации между ОМС и ДМС (по набору услуг, сервисной составляющей, срокам ожидания услуги и т.д.). А также необходимо создание конкурентной среды между медицинскими организациями, работающими в системе ОМС.

- Какие необходимы изменения на законодательном уровне, на уровне страхового сообщества и страховых объединений, чтобы система медицинского страхования стала более эффективной?

Безусловно, для реализации указанных предложений необходима поэтапная модернизации нормативной правовой базы, регулирующей медицинское страхование и здравоохранение.

Для развития ДМС в настоящий момент необходимо внесение поправок в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1  «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и/или принятие закона о добровольном медицинском страховании.

Как показывает международная практика, изменения в системе здравоохранения обычно занимают длительное время и включают обсуждение и принятие решений с вовлечением всех ключевых сторон (участников системы), проведение пилотных проектов в ряде регионов, достаточно продолжительный переходный период, за которым, в свою очередь, следует развертывание программы изменений на уровне страны.

При этом следует отметить, что страховые медицинские компании под эгидой Межрегионального Союза Медицинских Страховщиков при взаимодействии с органами государственной власти проводят работу по разработке возможных моделей системы финансирования здравоохранения в России до 2020 года. Страховое сообщество готово к осуществлению в России дальнейшей поэтапной модернизации системы здравоохранения.

- Какие изменения необходимы на уровне страховой компании, чтобы получить конкурентные преимущества на рынке медицинского страхования?

В настоящее время как таковой конкуренции между СМО, работающими в системе ОМС, нет. Компании, осуществляющие ДМС, безусловно, конкурируют между собой. Для получения конкурентных преимуществ страховщиками разрабатываются новые программы страхования, предлагающие более широкий спектр услуг, осуществляются меры по разумному снижению стоимости ДМС, ведется работа по повышению эффективности работы сервисных служб, проводится мониторинг работы медицинских организаций и так далее.

- Какие модели бизнеса по медицинскому страхованию Вы можете выделить? Какие из них являются наиболее перспективными?

Если говорить о международных моделях систем здравоохранения, то можно выделить 4 основные:

Британская система, в которой присутствует единый государственный плательщик и ограниченно развитая система дополнительного частного страхования.

Французская система, в которой присутствует государственный плательщик (представленный тремя неконкурирующими между собой организациями) наряду с системой соплатежей, покрывающей до 20% стоимости обслуживания, и развитая система дополнительного частного страхования, покрывающая 90% населения.

Нидерландская система, которая состоит из многочисленных частных плательщиков (включая СМО) и значительно развитой системы дополнительного частного страхования, охватывающей до 90% населения, и системы соплатежей, покрывающих до 10% от общих затрат на здравоохранение.

Швейцарская система сочетает многочисленных частных страховщиков, осуществляющих административное управление системой ОМС, с ограниченным развитием системы частного медицинского страхования, но значительным объемом соплатежей со стороны населения, которые покрывают до 30% стоимости обслуживания.

Предварительно проведенный анализ позволяет заключить, что наиболее подходящими ориентирами для российской системы здравоохранения могут служить «смешанные» модели (французская и голландская системы), так как они обеспечивают лучшее соотношение государственного и частного финансирования медицинского обслуживания, позволяя также добиться высоких показателей качества, эффективности и удовлетворенности пациентов.

- На Ваш взгляд, возврат функций страховщиков страховым медицинским организациям может сделать систему медицинского страхования в России более эффективной? За счет чего?

Рисковая модель ОМС, являющаяся логическим развитием начатых реформ ОМС в России и здравоохранения в целом, безусловно, предусматривает возврат функций страховщиков страховым медицинским организациям. Кроме уже упомянутого, следует отметить, что это позволит создать конкурентную среду между СМО, создаст условия, при которых у СМО появится возможность влиять на повышение качества оказываемой гражданам медицинской помощи,  что, в свою очередь, повысит эффективность системы медицинского страхования в целом.

- Какие программы ДМС, по Вашему мнению, являются наиболее перспективными? Как будет развиваться сотрудничество страховщиков с медицинскими учреждениями в рамках ДМС?

Наиболее перспективными является страхование корпоративных клиентов, в связи с тем, что факты мошенничества со стороны застрахованных присутствуют, но их количество достаточно невелико. В отличие от индивидуального страхования физических лиц, где процент мошенничества очень велик, что является одной из причин относительно низкого объема таких застрахованных на российском рынке ДМС.

- В чем заключаются основные сложности при взаимодействии страховщиков с медицинскими учреждениями? Что нужно сделать для увеличения количества медицинских учреждений? Приносит ли экономическую выгоду организация страховщиками собственных клиник?

При реализации ОМС основной проблемой является отсутствие у СМО эффективных методов воздействия на медицинские организации с целью повышения качества оказываемых ими услуг и отсутствие возможности отказаться от работы с недобросовестными медицинскими организациями.

При реализации ДМС основной проблемой, с которой сталкиваются Страховщики, является отсутствие в ДМС единых стандартов оказания медицинских услуг, что приводит подчас к очень вольным со стороны лечебных учреждений назначениям медицинской помощи пациентам по ДМС. Данный факт приводит к необоснованным выплатам в лечебные учреждения и создает конфликтные отношения между лечебным учреждением и страховщиком.

Что касается увеличения количества медицинских организаций, то в России как таковой нехватки медицинских организаций нет. Необходимо разработать более четкий механизм (в том числе относительно тарифной политики), позволяющий большему количеству частных медицинских организаций войти в систему ОМС. Мониторинг территориальной доступности для граждан высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи помогает определить, какие именно и в каких регионах необходимы медицинские организации.

Организация страховщиками собственных клиник, безусловно, приносит экономическую выгоду, так как осуществлять контроль за их деятельностью страховщикам гораздо проще, что в свою очередь позволяет повысить качество оказываемой помощи и снизить затраты.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!