Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансирование малого и среднего бизнеса

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Финансирование малого и среднего бизнеса

Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ во втором полугодии 2011 года по сравнению с первым?

Весь 2011 год можно было наблюдать нарастающую активность банков в секторе МСБ, эта тенденция обрела выраженные черты во втором полугодии минувшего года. Сначала позиция банков по отношению к малому и среднему бизнесу носила скорее декларативный характер: многие кредитные организации заявляли о своей готовности развиваться в этом секторе, однако на практике реально работали с такими клиентами единицы. С середины 2011 года заявления стали все больше соответствовать реальности, с лета на рынке появился ряд программ, специально созданных для малого и среднего бизнеса. Банки стали больше интересоваться потребностями этой категории клиентов и пытаться соответствовать ожиданиям предпринимателей.

В целом, 2011 год был для рынка кредитования МСБ позитивно-динамичным и банки целенаправленно стремились наращивать объемы кредитных портфелей. Каких-либо существенных изменений в составе ключевых игроков я бы не выделил. Во втором полугодии обострилась конкуренция за счет того, что ряд банков, включая Росбанк, запустили обновленные программы кредитования, которые, расширив полномочия региональной сети и упростив процедуры принятия решений, дали возможность более быстрого и качественного обслуживания малых предприятий.

Как бы Вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ во втором полугодии 2011 года по сравнению с первым?

Во втором полугодии мы наблюдали повышательную динамику спроса на банковские продукты и услуги со стороны клиентов МСБ. С одной стороны, это было связано с внедрением новых, высокоэффективных каналов продаж, с другой, как я уже отмечал, с появлением во втором полугодии большего числа банковских программ и интересных предложений для малых и средних компаний. Если говорить более конкретно, то объём выданных кредитов МСБ в Росбанке во втором полугодии 2011 года в 1,8 раза превысил аналогичный показатель первого и составил 9,5 миллиардов рублей.

Как Вы оцениваете динамику проблемной задолженности МСБ в целом по рынку в 2011 году? Можно ли выделить отрасли, для которых сегодня характерны наибольшие темпы роста проблемной задолженности?

Показатели проблемной задолженности в секторе МСБ сравнительно статичны, уровень просрочки составляет порядка 3% и активного роста здесь пока экспертами не прогнозируется. Однако, если вести речь не о традиционных программах залогового кредитования малого и среднего бизнеса, а о микрофинансировании, экспресс-кредитовании и других продуктах, близких по своей сути к рознице, то здесь удержаться в границах 3% будет непросто, поскольку уровень рисков принципиально иной. Пока доля такого кредитования на рынке достаточно мала, это скорее единичные предложения, но, если ее объемы будут расти, наибольшие темпы прироста проблемной задолженности будут именно в этом секторе.

Оцените эффективность ключевых инструментов господдержки рынка – гарантийных фондов и МСП Банка – в 2011 году. С какими основными проблемами сталкивается Ваш Банк при взаимодействии с институтами развития? Существует ли сегодня потребность в дополнительных мерах господдержки (если да, назовите их)?

Гарантийные фонды дали существенный толчок к развитию кредитования малого бизнеса и включили в орбиту отношений с банками тех предпринимателей, которые все это время оставались за бортом кредитования. Сейчас многие из них стали качественными заемщиками и полностью оправдали ожидания банков. В этом смысле важность развития института гарантийных фондов на федеральном и региональном уровне трудно переоценить. Надо сказать, что Росбанк был в авангарде таких программ, мы вошли в первую десятку банков, принятых в систему гарантийных фондов и активно взаимодействуем с ними по сей день. Только в московском регионе порядка 45% кредитов малым предприятиям мы выдали под поручительства фонда поддержки малого предпринимательства города Москвы.

Для поддержки МСБ действительно сделано немало, причем, на самых разных уровнях, в частности, ЦБ два с половиной года назад внес поручительства фондов во вторую категорию качества, для которой нужно создавать сравнительно небольшие резервы, таким образом, упростив деятельность банков по кредитованию этого сектора. Вот уже несколько лет существенную роль в вопросах поддержки предпринимательства в России играет МСП – банк. В настоящее время банком разработан целый комплекс различных программ поддержки малых предприятий, которые он реализует через банки-партнеры.  

Значительную координирующую и поддерживающую роль по улучшению предпринимательского климата в Росси, выявлению лучших предприятий в разных отраслях бизнеса играют такие уважаемые организации как  Ассоциация российских банков, Опора России, ТПП и другие. Однако все эти меры необходимо постоянно развивать, совершенствовать и продвигать в регионы. Стратегия состоит не в том, чтобы придумать и ввести какую-то новую суперэффективную программу, а в планомерном развитии существующих мер поддержки малого и среднего бизнеса.

Какие стратегии показали в 2011 году наибольшую эффективность в сфере борьбы за заемщиков? Ожидаете ли Вы какие-либо значимые «перестановки» среди ведущих участников рынка до конца текущего года?

Мы сделали ставку на индивидуальный подход к предпринимателям, пакетные предложения и перекрестные продажи и это целиком себя оправдало. Принимая кредитное решение, мы стараемся комплексно оценить  каждый бизнес , учитываем конкретные особенности его функционирования и развития. Это дает нам возможность более четко оценивать риски и принимать положительные решения по большинству кредитных заявок. Росбанк предлагает клиентам широкий продуктовый ряд для компаний МСБ при этом, каждая программа разработана с учетом потребностей малого и среднего бизнеса и отвечает интересам клиентов данной категории. Наши клиентские менеджеры также выполняют функции финансовых консультантов для своих клиентов и это тоже новизна 2011 года, когда клиентоориентированность проявляется комплексно во всех вопросах взаимодействия клиента и менеджера банка.. Малый и средний бизнес ценит такое отношение, и в ответ мы получаем доверие, на основе которого развиваем длительные отношения с такими клиентами. На сегодняшний день порядка 80% клиентской базы Росбанка в корпоративном секторе составляют клиенты МСБ.

Что касается перестановки сил на рынке, то до конца 2012 года что-то вряд ли кардинально изменится. Все-таки для активной работы с малым и средним бизнесом необходимо не только внешняя декларация или рекламная компания, но и наличие сформированной инфраструктуры в части оценки рисков, клиентской работы и т.д. Даже самым амбициозным банкам для этого потребуется большее количество времени.

Каковы преимущества и ограничения использования розничных технологий при кредитовании МСБ (пример «кредитной фабрики» Сбербанка России)? Планирует ли Ваш Банк внедрять продукты для МСБ, основанные на розничных технологиях?

Преимущество подобных программ заключается в простоте доступа клиентов к заемным средствам и нецелевом характере их использования. Это современный подход к кредитному обслуживанию так называемого микро-сегмента малого бизнеса, т.е. когда годовая выручка компаний не превышает 40-60 млн. руб. В Росбанке уже разработана подобная программа и мы в ближайшее время планируем запустить ее в наших подразделениях сети.

Насколько перспективной является стратегия помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг)? Насколько при этом может расти спрос на кредиты с их стороны?

Безусловно, данный подход  является перспективным, по этому пути сейчас начинают идти все больше банков. В целом, можно говорить о формировании тенденции, когда банки отходят от роли просто продавцов услуг и становятся финансовыми консультантами для своих клиентов. Такая роль предусматривает более доверительный уровень отношений и гарантирует банку получение оперативной обратной связи от клиентов, на основе которой банк может более эффективно развивать свой сектор работ с МСБ. Что касается предпринимателей, то для них такой подход несет не меньше плюсов: они получают услуги профессионального консалтинга, открывают для себя новые инструменты работы и развития бизнеса, начинают разговаривать с банком на одном языке и не испытывают недостатка понимания. Это чрезвычайно выгодный и стратегически перспективный алгоритм работ для всех сторон.

Наблюдались ли в 2011 году значимые изменения в риск-менеджменте МСБ? Насколько активно банки используют скоринговые модели при кредитовании МСБ? Изменилась ли политика Вашего Банка в отношении обеспечения по кредитам?

Политика Росбанка в части кредитного обеспечения не изменилась. Мы по-прежнему достаточно гибко подходим к оценке залогов, принимая на рассмотрение фактически все: от товаров в обороте до личного имущества предпринимателя. Помимо этого Росбанк осуществляет кредитование под поручительства гарантийных фондов. В сегменте микро-предприятий мы, как я уже упоминал, в ближайшее время запустим новый беззалоговый продукт, основанный на скоринговых технологиях и процедурах быстрого принятия решений.

Что касается рынка в целом, то банки действительно стали больше использовать скоринговые программы, кредитные калькуляторы, многие игроки рынка сменили подходы к оценке рисков МСБ. Это связано с усилением конкуренции в этом секторе и переходом ряда банков к более агрессивному кредитованию малого и среднего бизнеса.

Насколько доступны сегодня банковские кредиты инновационным предприятиям и start-up’ам? Каким банкам может быть интересен данный сегмент в первую очередь?

В чистом виде такое кредитование стартового бизнеса не очень интересно коммерческим банкам по причине чрезмерно высоких и трудно прогнозируемых рисков, которыми сложно управлять и наличие которых делает подобные программы дорогими и не выгодными для МСБ. Проблему доступа компаний со старт-ап проектами к кредитному финансированию можно решить только путем реализации развития различных венчурных фондов, прямой государственной поддержки таких компаний, особенно если в структуре начинающего бизнеса существенна доля инновационной составляющей.. В этой связи данные программы могут развиваться в различных регионах банками через партнерство с МСП – банком, а также путем широкого развития региональных программ поддержки начинающего бизнеса.

Дайте свой прогноз по темпам роста кредитного портфеля МСБ по банковской системе до конца 2012 года и в 2013 году. Выделите ключевые драйверы и ограничители роста.

В качестве основного драйвера роста рынка можно выделить наличие реального платежеспособного спроса со стороны предприятий МСБ. На сегодняшний день банки активно следуют за волной этого спроса, наполняя рынок новыми предложениями, выгодными программами, нацеленными именно на данную категорию клиентов. В свою очередь у представителей малого и среднего бизнеса формируется понимание реальной доступности заемных ресурсов и они начинают более активно пользоваться кредитами банков. Безусловно, активную роль будут продолжать играть гарантийные фонды поддержки, которые во многом способствовали становлению и развитию кредитного рынка МСБ.

В целом, с учетом динамики 2011 года, я ожидаю, что средние темпы роста кредитного портфеля МСБ в 2012 году составят не менее 35-40%, в 2013 году – 30-35%, и будут напрямую зависеть от дальнейшего развития государственных мер поддержки малого предпринимательства, создания благоприятного экономического климата в нашей стране.

Что касается ограничителей роста, то они в основном связаны с конечным числом качественных заемщиков, за которых сейчас разворачивается конкурентное противостояние банков. Несмотря на большой потенциал рынка МСБ, его количественное развитие в части кредитных программ будет ограничено именно этой долей качественных клиентов. В дальнейшем банкам нужно будет развивать некредитный аспект отношений с МСБ, предлагая клиентам интересные программы комплексного банковского обслуживания.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!