Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Потребительское кредитование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Потребительское кредитование в России
Оливер Хьюз

- Как изменился российский рынок потребительского кредитования в первой половине 2012 года? Какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных?

- Российский рынок потребительского кредитования активно растет, прибавляют все сегменты, но быстрее всех, как и в 2011 году, – рынок кредитных карт. Второй период быстрого роста в России отличается увеличением присутствия карточного сегмента, который не успел в полной мере развернуться в 2005-2008 гг. В 2011 г. общий портфель российских банков по кредиткам вырос на 62%, по итогам первого полугодия 2012 года – на 36%, что в два раза быстрее, чем рынок розничного кредитования в целом. Объем рынка на 1 июля превысил 500 млрд рублей.

Несмотря на стремительный рост рынка кредитных карт, открывающий возможности для новых участников и наращивания доли действующими игроками, конкуренция в больших городах за клиентов из среднего класса уже очень высокая. Есть новые игроки, но рынок двигают давно известные участники. В таких условиях на первое место выходит вопрос узнаваемости бренда именно на карточном рынке, вопрос доверия к банку. Важнейшим фактором в таких условиях являются эффективные рекламные кампании. В отличие от такого коммодитизированного продукта, не требующего длительных отношений с банком,  как кредиты наличными, на рынке кредиток, где отношения с банком долгосрочные, высокое влияние на конкурентные позиции оказывает уровень сервиса.

В этом году в кредитной рознице проявил себя маленький пока сегмент микрофинансирования. С рынком кредиток по клиентам он мало пересекается, но в будущем не исключена и такая конкуренция.

- Каково Ваше мнение о готовящемся законе о коллекторской деятельности? Может ли вступление закона в силу привести к снижению интереса банков к сегменту потребительского кредитования?

- Принятие закона в текущей версии может повредить рынку коллекторских услуг. Думаю, что здравый смысл победит, и представители сектора смогут согласовать необходимые для продолжения нормальной деятельности поправки. Соответственно, надеюсь, что законодательные изменения не окажут негативного влияния на рынок потребительского кредитования.

- Каким образом наблюдаемый рост разрыва между реальными доходами населения и его расходами (рост долгового бремени) может повлиять на уровень проблемной задолженности по потребительским кредитам?

- Все участники рынка должны четко следить за тем, кого они кредитуют с учетом общей задолженности того или иного клиента. Конкуренция за клиентов на рынке потребительского кредитования, включая рынок кредитных карт, значительно сильнее, чем была год назад. С учетом медленного роста доходов населения это вопрос, который следует пристально мониторить.

- Какие Вы видите основные точки роста и ограничения на рынке потребительского кредитования?

- Российский рынок кредитных карт, на которых специализируется «Тинькофф Кредитные Системы», нельзя назвать развитым - меньше 15% экономически активных россиян пользуются кредитками. Это означает возможность экстенсивного роста рынка по мере развития экономики. Другие развивающиеся рынки, как, например, Бразилия, Польша, Турция, тоже начинавшие с уровня проникновения кредиток 10-15%, в период аналогичного бурного роста за пять лет вышли на 30-50%. У России есть все шансы повторить этот путь. Потребители начинают отдавать должное удобству и технологичности кредитных карт, происходит сдвиг предпочтений в пользу безналичной оплаты товаров и услуг. Среди клиентов «Тинькофф Кредитные Системы» за пять лет, с 2007 года, доля снятия наличных по кредитным картам снизилась с 80-85% до 55-60%.

Мы отмечаем все больше понимания клиентами такого явления как кредитная история. Это способ положительно зарекомендовать себя в качестве заемщика, и помогает бизнесу банков в плане финансовой дисциплины, увеличивая число аккуратных должников.

Для продолжения быстрого развития потребительского кредитования важна конъюнктура рынков капитала, где банки привлекают финансовые ресурсы, и состояние экономики в целом. Экономический рост оказывает непосредственное влияние на депозитную базу, которая за последний год стала одним из важнейших источников фондирования активных игроков кредитного рынка. Сегодня можно говорить о том, что кредитные банки на волне бума в своем секторе становятся одним из локомотивов рынка вкладов. Они активно привлекают депозитных клиентов, предлагая интересные продукты, проводя рекламные кампании. В результате все больше изначально кредитных банков попадает в число крупнейших по темпам роста депозитных портфелей и по доле вкладов в пассивах.

Фондирование когда-то было ахиллесовой пятой для ТКС Банка, когда мы с нуля начинали активное привлечение клиентов в 2007-2008 годах. За шесть лет мы создали положительную историю на долговом рынке – регулярно размещаем рублевые облигации на ММВБ и евробонды. Рынки капитала после кризиса все еще капризны, но этой осенью мы планируем очередное крупное привлечение на международном долговом рынке.  

- Охарактеризуйте планы Банка в отношении потребительского кредитования в 2012-2013 гг. (темпы роста, новые продукты, изменения условий, выход в новые регионы, специальные акции и т.п.).

- В 2012 году «Тинькофф Кредитные Системы» третий год подряд удвоит портфель кредитных карт. На 1 июля он составил 33,6 млрд рублей (5-е место по доле рынка в России, 6,7%), прогноз на конец года – около 40 млрд рублей. В 2013 году ожидаем рост на 60-70%, так как база уже будет достаточно высокая.

Важно, что такие темпы роста сопровождаются высоким качеством активов и высокой прибыльностью. По итогам 2012 года ожидаем 3,5-4 млрд рублей чистой прибыли.  Рентабельность активов ТКС Банка – 10,4% (ROAA, Return On Average Assets), одна из самых высоких в отрасли благодаря модели дистанционного обслуживания клиентов, гибкому подходу. У других активных игроков рынка – 3,1-9,1%.

Мы намерены увеличить количество каналов привлечения клиентов, в частности, за счет новых решений в мобильной рекламе. После успешного запуска карты «Яндекс.Деньги» работаем над новыми кобрендами с онлайн-компаниями.  Лидерство в области онлайн-технологий мы планируем сохранять, усиливая новыми проектами и технологиями.

- Как Вы оцениваете перспективы развития рынка потребительского кредитования в 2012-2013 годах (прогноз по динамике, возможные перестановки среди ведущих участников рынка, влияние выхода крупных игроков, таких как Сбербанк, ВТБ на рынок POS-кредитования)?

- Итоги первого полугодия позволяют рассчитывать на рост рынка кредитных карт по итогам года выше 70%, в 2013 году ожидаем 60-70%.  В других сегментах я не исключаю ренессанса POS-кредитования, расширить возможности роста которого  могут онлайн-технологии.  Один из примеров – запущенный в начале этого года наш проект кредитования в интернет-магазинах «КупиВкредит», когда и клиент, и магазин получают именно онлайн-решение, без волокиты. Результат интереса новых крупных игроков к POS-кредитованию зависит от эффективности их моделей и технологий.

Как я уже упоминал, конкуренция за клиентов в крупных городах высока, участники будут пытаться окучивать регионы. В этом смысле нам комфортно - географическое покрытие и модель ТКС Банка такова, что мы можем работать везде. Сейчас 61% нашей клиентской базы приходится на города с населением меньше 200 000 жителей,  38% - на города, где меньше 50 000 жителей.