Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью Микаэла Горского по проекту «Управление проблемными активами»

Горский Микаэл

- Как вы видите состояние и перспективы банковского сектора в России?

- Я уверен, что банки в России ждет светлое и великое будущее. Понятно, впрочем, что для того им надо будет измениться, ибо банковская система в нынешнем своем состоянии, увы, и нестабильна и небезопасна для экономики. Бушующий в реальном секторе кризис в полной мере отражается и на банках. Невозможно представить себе, чтобы банки, кредитующие компании, находящиеся в трудном положении, не почувствовали бы на себе влияние кризиса. Высокая доля невозвратов требует от банков соответствующего резервирования, которое съедает капиталы банков, а недостаток капиталов приводит к отзыву лицензий. Это очевидные вещи.

Полагаю, что более жесткое и пристальное регулирование банков – неизбежная мера по повышению стабильности системы. Честная и консервативная кредитная политика и более эффективное устройство самих банков, вкупе с лучшим отношением к клиентам – вот очевидные и необходимые пути развития банков. На этом пути им придется избавляться как от старых привычек и правил, так и от существенной части ранее накопленных активов, которые могут не «вписываться» в новую реальность. Мы видим, что фонды «плохих долгов», которые создает наша компания, смогут помочь банкам в решении этих задач.

- Каков ваш прогноз величины проблемной задолженности в банковском секторе?

- Думаю, что реальная картина к концу года будет соответствовать негативному прогнозу Standard&Poors: проблемная задолженность составит 35-38% корпоративного портфеля и 50% кредитов физлицам. Искажение этой картины в официальной отчетности может быть многократным, ибо ни банки ни банковский регулятор ни Правительство, увы, не заинтересованы в реальном отражении проблемы.

- Что происходит с бизнесом, который не в состоянии сегодня погашать кредиты?

- Конечно же, во всем «виновата» затяжная и глобальная рецессия (экономический спад). Многие российские компании вдобавок еще и неэффективны и негибки, что многократно усиливает негативные последствия экономического спада. Большая часть бизнеса, особенно крупного, развивается в неконкурентной среде, где преимущества получают компании, аффилированные с представителями власти. У таких компаний, безусловно, раньше не было причин думать об эффективности и качестве. И сейчас они оказываются не в состоянии исполнять свои обязательства по кредиту, а банки в этой ситуации предпочитают инициировать процедуру банкротства и реализовывать активы должника. Другие возможные пути – реструктуризация долга или обмен долга на акции – применяются только в крайних случаях, или для улучшения отчетности.

- Опишите, пожалуйста, этапы создания ЗПИФ. Какие преимущества и недостатки вы видите в этом способе работы с проблемной задолженностью?

- Секьюритизация проблемной задолженности, то есть перевод ее с баланса банка на баланс другой компании с последующим привлечением инвесторов, хороша тем, что позволит во-первых освободить банк от этого «токсичного» (ухудшающего положение банка) актива и снизить груз резервирования, а во-вторых позволит передать управление проблемной задолженностью в руки профессионалов в этой области. Кредитование «нормальных» заемщиков и работа с проблемной задолженностью – это совершенно разные виды деятельности, потому мы считаем, что банкам имеет смысл сосредоточиться на кредитовании, а работу по возврату плохих долгов доверить специализированным агентам.

Я вижу только одну опасность использования ЗПИФ для перевода проблемной задолженности с баланса банка. До тех пор, пока нет никакого регулирования этой сферы, возможны злоупотребления, такие как перевод задолженности в ЗПИФ без изменения способов работы с задолженностью – с заемщиками работают те же люди и теми же методами; в таком случае не происходит никакого изменения экономической сущности происходящего и незаконно снижение резервов.

Этапы создания ЗПИФ таковы (1) регистрация Правил Доверительного Управления фондом, (2) передача прав требования по кредитам в фонд.

Операции внутри фонда будут включать (1) реструктуризацию кредитов, (2) рефинансирование заемщиков, (3) реализацию залогов, (4) консолидацию прав требования, (5) обмен прав требования на акции заемщика и реализация акций или проведение сделок M&A, (6) активное управление заемщиками и помощь им в организации сбыта, и другие операции.

- Какую роль регулятора в лице ЦБ РФ вы видите при реализации данного способа решения проблемы?

- Необходимость регулирования вторичных финансовых инструментов /таких как ценные бумаги инвестиционных фондов, состоящих из прав требования по проблемным кредитам/ - это едва ли не важнейший урок финансового кризиса 2007-2008 годов. На мой взгляд, ЦБ и то или иное финансовое агентство (возможно, АСВ) должны с помощью экспертного банковского сообщества сформулировать правила работы, стандарты отчетности и требования прозрачности операций фондов плохих долгов. Лишь при соблюдении установленных правил фонды должны пользоваться соответствующими их статусу преференциями (например, учет ценных бумаг фонда по текущей справедливой стоимости). Только таким образом удастся избежать возможных злоупотреблений и опасности использования ЗПИФ в ущерб стабильности банковской системы.