Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Банкострахование

 


КАРТА ПРОЕКТА
Банкострахование

– Жанна, расскажите, пожалуйста, какие значимые события произошли на рынке банкострахования в 2012 году? Есть ли события, которые способны перестроить рынок?

– Рынок показал серьезный рост по сравнению с предыдущим годом. При этом хочется акцентировать внимание на компаниях по страхованию жизни, так как в 2012 году в сегменте банкострахования крупнейшие компании по страхованию жизни увеличили свои сборы почти на 70%. Компания «МетЛайф Алико», например, в канале продаж банкострахования выросла на 76%.

Не думаю, что события 2012 года приведут к серьезной перестройке этого рынка. На данном этапе это предсказуемый рост кэптивных компаний, потому что были ограничения ФАС, но сейчас они снимаются. Банковское страхование у крупнейших банков будет развиваться, но это, скорее всего, даст только дополнительный толчок к увеличению продаж через банки. 

– Что было определяющим в сотрудничестве банков и страховых компаний в 2012 году? А в 2013 году?

– Безусловно, в прошедшем году банки стали гораздо требовательнее к таким важным параметрам сотрудничества, как понятный и привлекательный для клиента продукт, простота оформления программ страхования, простота получения страховой выплаты, профессионализм сотрудников страховой компании, осуществляющих сопровождение процесса продаж и использование на всех этапах сотрудничества новейших технологий. Но все-таки определяющим фактором в сотрудничестве банков и страховых компаний была возможность получения банком высокого уровня дохода от продажи программ страхования жизни. Стремление к высокому доходу, с одной стороны, вполне понятно, так как банки используют для продажи свою розничную сеть, то есть несут все расходы по ее содержанию. А сеть отделений банка – это аренда отделений в удобном районе, современное оборудование и программное обеспечение, это профессиональный персонал. Все перечисленное требует серьезных инвестиций. Вместе с тем, комиссионная нагрузка на страховые продукты не может увеличиваться бесконечно, так как платит, в конечном счете, за услугу наш с вами клиент, а предлагать ему простой, даже примитивный продукт за все возрастающую цену в какой-то момент станет просто невозможно. И не только из-за понимания клиента реальной стоимости страховой программы, но и по причине введения ограничений со стороны регуляторов. Рано или поздно это произойдет.

– Какие страховые продукты были наиболее интересны банкам в 2012 году, от каких страховых продуктов банки, наоборот, отказываются? Чего следует ожидать в этом плане в 2013 году?

– Банки по-прежнему с огромным вниманием относятся к кредитному страхованию и выделяют это направление среди остальных. Это и понятно с учетом роста кредитования (на 40% в прошедшем 2012 году). С вашего разрешения я немного переформулирую вопрос. Какие страховые продукты по-прежнему банки не замечают, какие возможности не используют? Дело в том, что основная проблема рынка страхования жизни сейчас – отсутствие диверсификации. Он почти замкнулся на продаже одного продукта – кредитного страхования жизни. И даже появление 2 года назад нового направления – инвестиционного страхования жизни – существенно не повлияло на долю кредитного страхования в общем сборе премии. Такой фокус на одном продукте таит в себе определенный риск, так как в случае стагнации или кризисных явлений в банковском сегменте вслед за кредитованием снизятся и продажи кредитного страхования.

Решение этой проблемы на поверхности – нужно развивать продажи отдельно стоящих, не связанных с кредитами продуктов, а также расширить клиентскую аудиторию за рамки заемщиков. Ведь в банк приходят не только за деньгами, но и с деньгами.

– Какие направления сотрудничества с банками вам кажутся наиболее перспективными в ближайшее время?

– Наиболее перспективным направлением сотрудничества с банками в ближайшее время, на наш взгляд, является предложение новых, не связанных с кредитами продуктов. В качестве примера таких программ можно назвать страхование жизни вкладчиков, долгосрочное страхование жизни (как классическое, так и с инвестиционной составляющей), пенсионные программы, «коробочные» программы страхования от несчастного случая.

В развитии продаж таких программ существенным толчком может стать изменение законодательства. Нужны налоговые льготы для клиентов, покупающих договоры добровольного страхования жизни, накопительные пенсионные программы. Нужно расширять участие страховщиков в пенсионной системе РФ.

Хочется отметить также, что не только продукт играет определяющую роль в успехе или же неудаче проекта. Важно владеть технологией продажи и учитывать, что в разных каналах продаж могут использоваться различные технологии. И вот такой удачный симбиоз правильного продукта, предложенного правильным способом для правильной аудитории, даст успешный и долгосрочный результат.

– Как банки относятся к распространению страховых продуктов, не связанных с кредитованием? Насколько часто банки готовы предлагать сопутствующие страховые продукты?

– Пока достаточно спокойно. Но ситуация меняется. Банки начинают понимать, что невозможно бесконечно добавлять риски в пакеты для заемщиков кредитов или же увеличивать стоимость программ. Этот путь ограничивает возможность заработать на комиссионных продажах. Проникновение не может быть выше 100%, как и комиссия.

Мне приятно отметить, что некоторые наши партнеры уже решили пойти по новому пути, мы вместе запланировали ряд проектов по продаже не связанных с кредитами программ. На 2013 год как раз намечен их старт.

Думаю, «непопулярность» отдельно стоящих от кредитов программ связана с тем, что в отличие от кредитного страхования жизни, когда премию можно включить в тело кредита, при реализации новых проектов клиенту нужно будет заплатить «здесь и сейчас». То есть нужно менять технику предложения таких программ, научиться не просто предлагать, а продавать. Могут потребоваться также определенные технические доработки, что занимает много времени.

Таким образом, банки ожидают предложения всевозможных технологических решений, позволяющих существенно упростить процедуру выпуска полиса, а также готовые инструменты для запуска новых проектов и для управления ими. Такие инструменты у компании «МетЛайф Алико» есть.

– Происходит ли снижение комиссий за продажу страховых продуктов банками? Ожидается ли какое-либо регулирование размера комиссий? В случае ограничения или раскрытия размера комиссий приведет ли это к изменениям на рынке банкострахования?

– Для ответа на этот вопрос воспользуюсь интервью с президентом компании «МетЛайф Алико» в России Александром Зарецким и процитирую его: «В кредитном канале страховщики оказались в довольно сложной ситуации, в которую сами же себя и поставили. Когда делается ставка на «чужой» канал продаж, появляется зависимость от него, он начинает «выкручивать руки». И когда страховщик потом приносит в банк другие продукты, там ожидают, что и по ним будут платиться столь же высокие комиссии, как по кредитному страхованию. Вероятно, введение каких-то нормативов и ограничений на размер комиссии могло бы пойти на пользу рынку, но любое ограничение, в принципе, можно обойти, кроме того, банк может создавать кэптивных страховщиков и получать прибыль там».

– Следует ли в среднесрочной перспективе ожидать передела рынка банкострахования? Например, в связи с новой трактовкой судом страхования жизни и здоровья заемщиков при потребкредитовании как страхования предпринимательских рисков банка? Или в связи с усилением позиций кэптивных страховщиков?

– С точки зрения возможного негативного решения судебного спора в отношении переквалификации коллективного договора страхования жизни в договор страхования предпринимательских рисков банка, полагаем, что ситуация может развиваться несколькими путями. Во-первых, возможен перевод текущих взаимоотношений банков и страховщиков на агентские договоры.

Во-вторых, возможен пересмотр условий договоров коллективного страхования таким образом, чтобы было очевидно наличие заинтересованности клиента в присоединении к договору страхования.

Полагаем, что «передел рынка» маловероятен, так как страхование предпринимательских рисков банка носит совершенно иной характер, нежели страхование жизни и здоровья заемщиков, и иные последствия, как по осуществлению страховой выплаты, так и в части налогообложения.

– Как повлияет на рынок банкострахования возможный отказ от продления Постановления Правительства РФ № 386 от 30 апреля 2009 года «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями»?

– В декабре 2011 года был принят третий антимонопольный пакет, который устанавливает более четкие правила взаимодействия страховщиков и банков, в соответствии с ним недопустимыми считаются соглашения и согласованные действия конкурентов, коими страховые организации и банки не являются. Так что полагаем, что большого влияния непродление указанного постановления не вызовет.

– Какова сейчас позиция ФАС в отношении рынка банкострахования? Каких действий ждать от надзорных органов в части регулирования рынка банкострахования?

– При условии соблюдения рекомендаций и требований ФАС в отношении рынка банкострахования осуществление деятельности на данном рынке вполне возможно. Служба дает вполне прозрачные и выполнимые указания, которым компании могут и должны следовать. Кроме того, в ряде случаев жалобы клиентов стали передаваться на рассмотрение Роспотребнадзора. Согласно разработанной ФАС стратегии развития антимонопольного регулирования, в дальнейшем предполагается использование таких мер воздействия, как предупреждение и предостережение, разработка порядка обжалования решений и действий территориальных органов ФАС в ФАС РФ, дистанционное рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также совершенствование нормативно-правовой базы.  

– Каков ваш прогноз по объему и приросту рынка банкострахования на 2013 год?

– Банковское страхование будет развиваться более высокими темпами, чем остальной рынок. А когда появятся дополнительные инструменты (налоговые льготы), банковское страхование будет еще более успешным.