Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансы растущему бизнесу

 


КАРТА ПРОЕКТА
Финансы растущему бизнесу

– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ во втором полугодии 2012 года по сравнению с первым?

– Одним из основных заметных изменений во втором полугодии стало активное участие частных банков в программах кредитования МСБ. Банки работают как по собственным программам, так и по партнерским. Безусловно, для малых и средних частных банков ниша кредитования МСБ является на сегодняшний день наиболее доступной, так как запросы крупных корпоративных клиентов (как по суммам, так и по ставкам) они удовлетворить не могут. Кроме того, средние региональные банки лучше разбираются в нюансах ведения бизнеса в регионе и могут правильно оценить риски клиента.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ во втором полугодии 2012 года по сравнению с первым?

– Я бы не сказал, что второе полугодие резко отличается от первого. Кроме того, введенные с 1 января 2013 года повышение страховых взносов и отмена «упрощенной» системы налогообложения для малых предприятий никак нельзя назвать стимулирующими мерами.

– Как вы оцениваете динамику проблемной задолженности МСБ в целом по рынку в 2012 году? Можно ли выделить отрасли, для которых сегодня наибольшие темпы роста проблемной задолженности?

– В целом можно проследить тенденцию к снижению проблемной задолженности в прошлом году. Однако это снижение достаточно тяжело оценить, так как над рынком до сих пор довлеют результаты кризисного периода. МСБ наиболее чувствителен к рыночным колебаниям, так как высок уровень кредитной нагрузки и практически отсутствует накопленная прибыль прошлых периодов. Неумение правильно рассчитать свои силы и закрепиться в выбранной нише приводит к закредитованности и банкротству предприятий.

Я бы не стал выделять какой-либо конкретный сектор экономики, в котором наиболее вероятен рост проблемной задолженности МСБ. Больше всего на рост проблемной задолженности влияют условия кредитования, когда банки в борьбе за клиента переходят всякий разумный уровень риска, предлагая беззалоговые кредиты.

– Оцените эффективность ключевых инструментов господдержки рынка – гарантийных фондов и МСП Банка – в 2012 году. Как вы оцениваете решение МСП Банка по запуску программы софинансирования МСБ?

– Я считаю, что меры, предпринимаемые государством по поддержке МСБ, достаточны на данном этапе. Прежде всего, банкам надо научить правильно оценивать риски МСБ. И поэтому, партнерская программа МСП Банка в данном случае выполняет две основные функции: методологическую и финансовую. Что касается гарантийных фондов, то, скорее всего, это важно для реализации стартап-проектов. Ведь брать на себя такие риски банки вряд ли захотят.

– Какие стратегии борьбы за заемщиков были в 2012 году наиболее эффективными?

– Как мне кажется, наиболее эффективным было выделение клиентских сегментов по отраслям экономики, специализация в выбранных сегментах. Эта стратегия дает возможность наиболее полно и глубоко понять потребности клиентов и разобраться в правилах ведения бизнеса.

– Насколько перспективной является стратегия выстраивания обслуживания МСБ по комплексным тарифам? Насколько при этом могут расти непроцентные и процентные доходы банка по сравнению со стандартной тарифной линейкой?

– Данная стратегия является весьма интересной для банков не только с точки зрения получения процентного и комиссионного дохода, но и с точки зрения контроля за деятельностью клиента, знания его контрагентов, своевременности выполнения обязательств перед дебиторами и кредиторами. Подобная стратегия приводит к тому, что клиент становится прозрачным для банка и позволяет предотвратить дефолт, видя негативные изменения уже на ранних этапах. Что касается роста доходов, то они у банка повышаются с ростом бизнеса его клиентов.

– Наблюдались ли в 2012 году значимые изменения в риск-менеджменте МСБ? Насколько активно банки используют скоринговые модели при кредитовании МСБ? Изменилась ли политика вашего банка в отношении обеспечения по кредитам?

– В прошлом году впервые после кризиса можно было наблюдать послабления в требованиях к заемщикам со стороны банков. Прежде всего, это произошло из-за конкуренции со стороны микрофинансовых организаций, которые, не находясь в рамках банковского регулирования, могут предоставлять более рискованные кредиты. Применение скоринговых моделей в кредитовании МСБ скорее не инструмент окончательного принятия решения о предоставлении кредита, а возможность быстро оценить клиента в целом, избавив банк и клиента от долгой процедуры сбора и рассмотрения документов, хотя заранее понятно, что кредитование его невозможно. Что касается политики в области обеспечения, то наш банк придерживается консервативной позиции. Кредит, прежде всего, должен быть обеспечен. Клиент должен ощущать ответственность перед банком за возврат заемных средств и более ответственно относиться к ведению бизнеса.

– Дайте свой прогноз по темпам роста кредитного портфеля МСБ по банковской системе до конца 2013-го и в 2014 году. Выделите основные драйверы и ограничители роста.

– По моим оценкам, рост рынка кредитования МСБ в ближайшие два года не превысит 10%. Среди драйверов роста я бы выделил активное развитие интернет-торговли и рынка услуг. Это направления с достаточно низкими стартовыми вложениями и быстрым оборотом средств. Среди сдерживающих факторов я бы выделил ужесточение требований к ведению бухгалтерского учета и отчислений в фонды для малых предприятий. Хотя чем не перспективное направление для малого бизнеса бухгалтерский аутсорсинг?


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!