Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Страхование особо опасных объектов (ОПО)

 


КАРТА ПРОЕКТА
Страхование особо опасных объектов (ОПО)

− По итогам полутора лет работы на рынке ОС ОПО какие позитивные изменения вы можете отметить с точки зрения промышленной безопасности, положения потерпевших? Насколько эта система оправдала себя?

− С самого начала хотелось бы внести ясность. Договор страхования, особенно публичный договор страхования, никогда не будет инструментом, влияющим на уровень безопасности производственных объектов. ОС ОПО является способом предоставить гарантии гражданам (работникам и третьим лицам) по выплате страхового возмещения при авариях на ОПО. Принятие закона, адекватные в целом лимиты, формирование списка подзаконных актов, определяющих порядок, сроки и суммы выплат, создание компенсационного фонда, взаимное перестрахование рисков, единые правила и формат договоров страхования, правила профессиональной деятельности, внутренняя система отчетности и контроля за страховщиками, работоспособная дисциплинарная комиссия − вот то, что удалось сделать для того, чтобы гарантировать выплату возмещения потерпевшим.

И ведь я ничего не сказал об уникальной IT-системе, которая была создана за рекордно короткое время (всем бы страховщикам создавать свои корпоративные системы за такой срок!) и которая показала свою полную работоспособность.

Если проводить аналогии с ОСАГО, также пострадало добровольное страхование ОПО с несколько другим покрытием, фактически его не осталось. ОСАГО не стало главным драйвером для продаж КАСКО, хотя внесло свою положительную лепту в привыкание граждан к страхованию. По аналогии ОС ОПО появилось достаточно поздно, тогда, когда сближение позиций страховщиков и страхователей произошло и на фоне ОСАГО, и 116-ФЗ, и кредитования под залог имущества. Ожидалось, что ОС ОПО может повредить корпоративному страхованию от НС из-за того, что покрытие распространяется на работников владельца ОПО, но массово такая гипотеза не подтвердилась. Влияние этого вида страхования на весь рынок крайне мало − наверное, ситуация была бы другой тогда, когда ОС ОПО только вышло на широкое обсуждение и попало на первое чтение, в далекие 2004−2006 годы, когда и сам рынок был гораздо меньше. Сборы по ОС ОПО в 2012 году составили чуть больше 1% от общих сборов страхового рынка. На фоне темпов роста рынка − почти арифметическая погрешность. Могу сделать вывод, что по объемам влияние оказано минимальное. А вот по методологии, конструкции закона, по всем указанным в начале причинам влияние на рынок оказано величайшее.

− Каковы итоги первого перезаключения договоров ОС ОПО? Ощутили ли вы рост конкуренции в этом сегменте? Отмечаете ли вы рост кросс-продаж?

− Конкуренция очень высока. Обоснование простое  − новый рынок, его можно рассматривать в качестве нового инструмента для выхода на клиентов, пока еще хорошая рентабельность операций. Этим и обусловлена очень жесткая конкуренция. Особенно за крупных владельцев ОПО.

Кросс-продажи мы наблюдаем, они идут медленно и тяжело. Но мы от своих попыток предлагать клиенту комплексную услугу никогда не откажемся.

− С чем связана стагнация рынка ОСОПО в 2013 году? Почему начало страхования госпредприятий (с 1 января 2013 года) не привело к росту взносов в этом виде страхования?

− Пока стагнации я не наблюдаю. В течение 2012−2013 годов часть опасных объектов вышла из-под ОПО, происходит уточнение категорий, происходит их укрупнение (искусственное или естественное), добавились новые объекты (государственные) − надо отметить, что конкурсы по страхованию государственных ОПО, несмотря на то, что они должны были быть застрахованными с 1 января 2013 года, продолжаются до сих пор.

Стабилизировался объем премии, в том числе из-за применения коэффициента уровня безопасности (КУБ).

Но аргумент против стагнации − количество застрахованных ОПО в целом по рынку!

− Как вы оцениваете динамику и перспективы сегмента добровольного страхования ответственности владельцев опасных объектов?

− Оцениваю отрицательно. Мы наблюдаем за данными своего портфеля по добровольному ОПО за последние три года − идет неуклонное снижение сборов. В том же случае, если будут увеличены лимиты по отдельным ОПО и в покрытие будут включены экологические риски, объемы по добровольному страхования ОПО (расходы относятся на прибыль предприятия) будут равны нулю.

− По итогам 2012 года отношение выплат ко взносам в ОС ОПО не превысило 2%. Как вы объясните столь низкий уровень выплат?

− Совокупность факторов, которые всегда сопровождают новый вид страхования, − медленное вхождение, недостаточность информации, правовая неграмотность, инертность, сокрытие информации об авариях и так далее.

− Может ли низкий уровень выплат быть связан с неосведомленностью потерпевших о возможности получить выплату? Какие меры предпринимаются для повышения информированности граждан по этому вопросу?

− Я считаю, что это является в настоящее время одной из основных проблем низкого уровня выплат. Особенно, когда дело касается выплат за нарушение условий жизнедеятельности. НССО прикладывает большие усилия для распространения информации. Проводились семинары, идет активная работа со СМИ по освещению всех страховых случаев, уже были примеры выплат из компенсационного фонда, оказывается давление на страховщиков для контроля за оперативным урегулированием убытков.

− Может ли низкий уровень выплат быть связан со сложной процедурой фиксации страхового случая? Как сделать так, чтобы потерпевшие смогли получать выплаты быстро и в достаточном размере?

− Нет. Скорее с желанием владельцев ОПО скрыть незначительные, небольшие аварии. Процедура получения страхового возмещения детализирована, по закону предусмотрен срок. Здесь нет проблем.

− Каков ваш прогноз убыточности по ОС ОПО на ближайшие 2−3 года при условии неизменных тарифов? Каков ваш прогноз на случай, если произойдет крупное страховое событие по объекту с лимитом в 6,5 млрд рублей?

− Расчеты тарифов были проведены под уровень убыточности 80%. Первые два года показали сравнительно низкий уровень убыточности. Но при сегодняшнем объеме рынка одна катастрофическая авария на ОПО со страховой суммой 6,5 млрд рублей даст практически заданный параметр по убыточности. Если такая авария (не дай Бог) произойдет, то выплата будет произведена. Легко − есть достаточная внутренняя емкость, есть размещение риска за рубежом в части доли в риске, превышающей емкость пула НССО. Очевидно, что выплата возмещения займет очень большое время, потому что при крупной аварии совокупные выплаты пострадавшим могут быть намного больше, чем 6,5 млрд рублей. Придется собирать заявления от пострадавших, работать с гражданами, число которых может быть очень велико.

− Какие поправки к закону об ОС ОПО и подзаконным актам вы хотели бы внести в первую очередь?

− Мы отстаиваем позицию относительно нецелесообразности изменения тарифов через 1−2 года после введения страхования. Даже не хочется апеллировать к примеру ОСАГО, где также первое время была очень низкая убыточность из-за медленного вовлечения граждан в процесс защиты своих собственных интересов через использование договора страхования.

Рынок должен быть сформирован. Должно пройти время, необходимое для того, чтобы все стороны узнали о том, как работает ОС ОПО, чего от него ждать, как закон защищает и собственника ОПО, и гражданина. Парадокс, который не могут объяснить те, кто борется с тарифами по ОС ОПО, заключается в том, что в 2012 году объем выплат по ОС ОПО оказался ниже уровня выплат по вмененному страхованию ОПО в рамках 116-ФЗ еще годом раньше, притом что страховые суммы, лимиты выплаты тогда были в разы меньше. Что случилось? Вдруг за один год резко снизилась аварийность на ОПО? С какой стати?

Мы видим множество примеров и уклонения от заключения договоров страхования, и занижения страховых сумм, и объединения / укрупнения ОПО. Предполагаю, что владельцы ОПО также не заявляют убытки в тех случаях, когда авария носит локальный характер и не приводит к серьезным травмам работников. Предпочитают договариваться.

В 225-ФЗ обнаружены несколько пунктов, которые требуют доработки. В частности, это касается увеличения лимитов по отдельным ОПО, повышения страховых сумм при объединении ОПО, распространения права на получения выплат на родственников погибшего, экологическое покрытие (пусть даже с каким-то подлимитом) и так далее. Я бы предусмотрел систему бонус-малус, которая бы зависела не только от уровня безопасности объекта, но и от безубыточного прохождения периодов страхования.

− Как переклассификация опасных объектов отразится на рынке ОС ОПО?

− Опасаюсь этой процедуры. Сейчас идет неактивная перерегистрация. Несмотря на действия страховых компаний − членов НССО − по информированию клиентов о необходимости прохождения перерегистрации до Нового года, активности нет. Это может привести к тому, что в конце этого года − начале следующего будет происходить ажиотаж по перерегистрации ОПО, что может отразиться на смещении сроков возобновления договоров страхования.

Еще одна проблема видится в количестве ОПО, которые попадают в 4-й класс опасности. ОПО этого класса опасности фактически выходят из-под надзора Ростехнадзора. Это драматически отразится на уровне возобновления договоров страхования и приведет к тому, что в следующем году произойдет существенное снижение размера рынка ОС ОПО.

Укрупнение ОПО также приведет к сокращению размера страховых премий. Точно так же, как и возможное применение КУБа в размере 0,7 к базовым тарифам по ОС ОПО.

− С 1 января 2014 года минимальное значение понижающего коэффициента за безопасность снизится с 0,9 до 0,7. Как это повлияет на рынок, объем взносов и убыточность?

− Там, где расчетный уровень безопасности позволит применять 0,7, все страховщики и страхователи этим воспользуются. Соответственно, в целом по рынку снизится объем премии. Насколько? Сейчас невозможно даже прогнозировать. Если бы коэффициент 0,7 применялся только за безубыточное страхование, то было бы почти повсеместное применение 0,7. Рост объема выплат и снижение размеров рынка (как неизбежный факт) − эти два фактора приведут к росту убыточности на рынке, снижению прибыльности в сегменте.

− Каков ваш сценарий развития ситуации на рынке ОС ОПО в случае, если под влиянием промышленников в 2013−2014 годах будут снижены тарифы? Каков ваш сценарий на случай сохранения тарифов?

− Если говорить о самом пессимистичном сценарии, тарифы будут снижены во много раз. Рынок утратит свою привлекательность для страховщиков. Своих традиционных корпоративных клиентов все по-прежнему будут обслуживать, а бороться за ОПО свободного рынка или явно недооцененные ОПО не будут. Думаю, что дальше сами страховщики будут заинтересованы в занижении страховых сумм, чтобы при убытках ограничить выплаты. Дальше еще хуже − сократится емкость внутреннего перестрахования, придется размещать больше за рубежом, но, как показывает практика, международные игроки и сейчас не горят желанием принимать в перестрахование риски ОПО. Не будет перестрахования – прямые страховщики будут бежать, как от огня, от страхования крупных и сверхкрупных ОПО. Ни о каком КУБе вообще говорить не придется. Если ситуация будет и дальше ухудшаться, то возможен выход страховщиков из НССО.

Если все сохранится так, как есть сейчас... Пройдет еще 3−4 года, будет полноценно функционировать рынок, сам продукт ОС ОПО получит все обсуждаемые в настоящее время расширения, можно будет садиться за стол переговоров и корректировать тарифы. И, возможно, в сторону понижения, а по отдельным ОПО или отраслям − в сторону повышения.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!