Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с председателем совета директоров ОАО «Коллекторское агентство «Центр ЮСБ» Александром Федоровым

– Насколько развит рынок коллекторских услуг? Каков объем рынка?

– Развитие рынка таких услуг определяется несколькими показателями. Если охарактеризовать ситуацию, происходящую на рынке коллекторских услуг сегодня, то можно сказать, что она выигрышная. Это касается топ-20 крупнейших агентств России («Секвойя Кредит Консолидейшн», «Пристав», «Центр ЮСБ» и др.). Появляется большое количество неплатежеспособных как физических, так и юридических лиц. Банки обращаются за помощью в зарекомендовавшие себя агентства, с которыми существуют долгосрочные партнерские отношения. В настоящее время возрастает количество небольших коллеторских агентств, или агентств, причисляющих себя к таковым. Речь идет не о компаниях, провозглашающих: «Все Ваши расходы возместит должник», а об агентствах, которые создаются и зарекомендовывают себя как серьезные игроки бизнеса по взысканию. Причем, имея достаточный спонсорский пакет, они смогут развивать свою деятельность за счет выкупа банковских долгов, что обеспечивает некоторое количество клиентов на этапе становления. Несмотря на это, существует мнение, что на рынке смогут удержаться только несколько самых крупных агентств. Рынок коллекторских услуг развивается достаточно быстро, если учесть, что первые коллекторские агентства начали свою активную деятельность по сбору долгов на основании заключенных договоров с банками только в 2004 году. За это время произошел бурный рост розничного кредитования, который всегда сопровождается возникновением и развитием рынка коллекторских услуг. Исключением является разве что период с середины октября 2008 по май 2009 года. Тем не менее за прошедшие полгода на 17% увеличилось количество должников на фоне снижения спроса на потребительские кредиты. Объем рынка коллекторских услуг (с учетом распределения между основными игроками) составляет 30%, и, по прогнозам, он будет увеличиваться. Надо также учесть, что с каждым годом удваивается объем банковского кредитования, а вместе с ним почти пропорционально растет и объем просроченной задолженности.

– Какова, по Вашим оценкам, доля рынка, занимаемая вашей компанией? Каков объем рынка?

– Доля «Центра ЮСБ» в целом составляет не менее 10% от общего числа просроченных долгов физических лиц кредитным организациям. При этом мы обслуживаем не менее 50% регионального рынка – т. е. принимаем в работу долги от банков, зарегистрированных не в Московском регионе. Такая доля рынка обусловлена сетевой структурой компании. Также мы обслуживаем не менее трети от всего рынка взысканий долгов с юридических лиц. У нас в работе находятся долги, измеряемые сотнями миллионов рублей.

Объем рынка просроченных долгов физических лиц составляет 300 млрд рублей (перед банками, страховыми, телекоммуникационными компаниями). Объемы просроченных долгов юридических лиц превышают 1 трлн рублей.

– Насколько развита правовая база рынка коллекторских услуг? Каких законов не хватает рынку?

– Действующего законодательства достаточно для работы компаниям, оказывающим коллекторские услуги. Рынок коллекторских услуг не нуждается в каком-либо новом законодательстве. Однако не помешает принятие какого-либо закона, защищающего права должника. И очень сильно навредит рынку принятие закона о банкротстве физических лиц. Это внесет неразбериху в агентские отношения.

– Какое влияние оказал финансовый кризис на рынок коллекторских услуг в России в целом и на деятельность вашей компании в частности?

– Во времена финансового кризиса обычно страдают организации, являющиеся источником этого кризиса. В 2008 году банки оказались в центре данного процесса. Рынок коллекторских услуг, неразрывно связанный с банковским сектором, в условиях экономического кризиса показывает рост. В конце 2008 года, по данным ЦБ, просроченная задолженность по кредитам выросла на 9,6 млрд рублей (до 143,5 млрд). По экспертным оценкам, объем просрочки значительно выше и уже перешагнул порог в 200 млрд рублей. В настоящее время на рынке взыскания просроченной задолженности действительно происходят существенные изменения. Только в последние месяцы банки направили портфелей просроченных долгов на оценку в крупнейшие коллекторские агентства в три раза больше, нежели месяцем раньше,.

В этой связи основная тенденция российского коллекторского рынка – высокая динамика развития и преобразования в серьезный интеллектуальный и высокотехнологичный бизнес со своими стандартами качества, с появлением компаний-лидеров, дорожащих своим именем и репутацией. Также одной из тенденций рынка стало появление антиколлекторских агентств, которые защищают должников, используя существующие пробелы в законодательстве.

Таким образом, очевидно, что в ближайшие месяцы спрос на коллекторские услуги только усилится. В настоящее время, по данным экспертов, 45% должников перестают платить, потому что у них становится меньше денег, 27% признаются в том, что платить по кредиту им оказалось тяжелее, чем они думали, а 15% ссылаются на то, что им трудно соблюдать сроки регулярных выплат.

– Какие изменения в требованиях к портфелю уступаемой просроченной задолженности произошли на рынке коллекторских услуг в связи с кризисом?

Как изменилась политика вашей компании в этом отношении (ставки, новые клиенты и т. д.)? Опишите, пожалуйста, идеальный портфель с учетом сегодняшних реалий (длительность просрочки, диверсификация портфеля и т. д.).

– Идеальный портфель сегодня состоит из автокредитов и задолженностей по кредитным картам, а так же небольшой просроченной задолженности по ипотеке.

Размер вознаграждения за коллекторские услуги растет, особенно это касается сектора работы с долгами юридических лиц.

«Центр ЮСБ» не выкупает задолженность. Мы оказываем услуги только на основании агентского договора.

– Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка коллекторских услуг в 2009 году и темпов роста просроченной задолженности.

– С одной стороны, основная тенденция российского коллекторского рынка – высокая динамика развития и преобразования в серьезный интеллектуальный и высокотехнологичный бизнес со своими стандартами качества, с появлением компаний-лидеров, дорожащих своим именем и репутацией.

С другой стороны, проблема в том, что потребительское кредитование испытывает значительный спад, т. к. доходы населения уменьшаются, а кроме того, люди просто не знают, что будет с их финансовым положением через два-три месяца, на предприятиях проводятся массовые сокращения. И даже те, у кого есть средства, не хотят тратить их на выплату кредита, а предпочитают придержать для покупки предметов первой необходимости. Люди, которые уже должны банку, в 2009 году могут оказаться без средств к существованию, с таких заемщиков получить долг будет крайне проблематично. Банки настроены выдавать займы реже, т. к. испытывают нехватку средств и более тщательно проверяют заемщиков. Это может привести к тому, что во второй половине 2009 года часть коллекторских агентств, особенно тех, которые работали с физическими лицами, будет испытывать проблемы и может потерять рынок.

Темпы роста просроченной задолженности по потребительским кредитам опережают темпы роста рынка потребительского кредитования. Известно, что 56% активов кредитных организаций составляют кредитные операции. Доля потребительского кредитования в общим объеме ссудной задолженности не превышает 18-20%. На данный момент уровень просроченной задолженности по потребкредитам в российской банковской системе выше, чем 2,6% (в действительности – выше как минимум в два раза). При этом безнадежные ссуды составляют 3% (по нашим оценкам, не менее одной десятой от всей существующей просрочки – это безнадежные к возврату кредиты). Несмотря на высокий уровень прироста показателя просрочки потребкредитов, уровень риска для крупных банков оценивается как приемлемый. Таким образом, почти пропорционально появляются аналогичные показатели у коллекторских агентств.

– Какова динамика собираемости просроченной задолженности?

– Центром ЮСБ в 2008 году было взыскано 817 млн рублей.

За январь 2009 года было собрано около 55 млн рублей.

За февраль 2009 года был собран 31 млн рублей.

За март 2009 года было собрано 110 млн рублей.

Ясно, что ключевыми факторами функции выплачиваемости являются доход должников и уровень информированности о своей задолженности. На самом деле очень важно соотношение именно этих факторов.

– Что Вы делаете с долгами, когда найти заемщика не представляется возможным?

– Помогаем банку продать их другим коллекторским агентствам, либо в фонды проблемных активов.

– Как Вы оцениваете перспективу создания банка «плохих» активов?

– Оцениваем как очень полезный проект. Именно банк «плохих» долгов, а точнее, фонды проблемных активов должны выкупать просроченную задолженность, а не сами коллекторские агентства. Кроме того, этот вопрос обсуждался на заседании экспертного совета при правительственной комиссии по обеспечению устойчивости развития экономики. Вопрос однозначно не решен. Необходимы, конечно, взаимная заинтересованность в создании такого банка, согласие со стороны банков, приемлемость со стороны коллекторов и одобрение со стороны правительства. По опыту Европы следует предположить, что создание «плохого» банка позволит внести оживление на рынок межбанковского и потребительского кредитования.

– В какой ситуации банку выгодно передать управление портфелем проблемных активов на аутсорсинг коллектору, в какой ситуации выгодно продать проблемный актив, а в какой – самостоятельно собирать просроченную задолженность?

– До 45 дней должна работать собственная служба коллекшн, после 60 дня просрочки передача на 90 дней на аутсорсинг на soft & hard collection. После 150 дней просрочки передача на 180 дней на аутсорсинг для legal collection кредитов после дефолта. После 365 дней – продажа оставшегося долгового портфеля.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!