Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

– Какие ключевые тенденции в развитии рынка межкорпоративной электронной торговли вы могли бы отметить?

– Во-первых, значительный рост доли закупочных процедур, которые совершаются в электронном виде. Фактически за эти два года втрое выросло число электронных торгов, проводимых корпоративными заказчиками в рамках 223-ФЗ. Во-вторых, произошло значительное усовершенствование закупочной практики и, как следствие, положений о закупках. На многих предприятиях положения были значительно доработаны с учетом опыта этих лет, были учтены многие ошибки. В-третьих, на крупных предприятиях приоритеты смещаются в сторону использования для проведения торгов крупных российских операторов электронных торгов, то есть от закупок, производимых через собственный сайт, предприятие переходит к закупкам на крупных отраслевых и межотраслевых платформах.

Основополагающая тенденция прошлого года – это переход на российские решения в области автоматизации закупок. Многие предприятия начинают проектировать такие системы на открытом софте с помощью российских разработчиков.

Что же касается прогноза на 2015 год, то главная тенденция – это переход последнего цикла закупок в электронный вид. Сейчас у предприятий автоматизированы стадии планирования и проведения закупки непосредственно до контракта, до договора. В этом году мы ожидаем автоматизации стадии исполнения договоров, то есть перевода в электронный вид закрытия этапов работ, выставления документов, актов, счетов-фактур, накладных и так далее. Для этого в России есть целый ряд аккредитованных в налоговой операторов ЭДО, в том числе «Росинвойс».

– Как вы оцениваете темпы роста клиентской базы в сегменте крупнейших корпоративных заказчиков в 2013 и 2014 годах по сравнению с 2012 годом? Какие тенденции в этой области вы могли бы отметить?

– За эти годы увеличился объем торгов, проводимых в электронной форме. Если раньше крупные корпоративные заказчики проводили в электронной форме 5–8% своих закупок, то сейчас этот показатель составляет 15–30%, а некоторые заказчики доводят его до 70–80%. Дело не в росте числа компаний-заказчиков, а в глубине проникновения электронных торгов в их закупки.

– Какие изменения в практике использования ЭТП корпоративными заказчиками, по вашим наблюдениям, принесло торможение российской экономики?

– Заказчики стали более внимательно относиться к расходам и к определению начальных цен закупок. И, разумеется, объем закупок начал снижаться, что связано со снижением общего числа проектов, которыми компания занимается.

– По результатам анкетирования мы наблюдаем рост доли компаний, использующих для проведения закупок более одной электронной площадки. Также участвовавшие в углубленных интервью руководители закупок отмечают, что их компании стремятся более гибко использовать сложившуюся отраслевую специализацию ЭТП для проведения закупок конкретных видов номенклатуры товаров, работ, услуг. Наблюдается ли такая тенденция в изменении практик крупных корпоративных заказчиков, использующих вашу площадку? Если да, то с чем вы это связываете и какие изменения она может принести в организацию рынка услуг ЭТП?

– Многие заказчики использовали одну площадку, задача которой заключалась не столько в повышении конкурентности и эффективности торгов, сколько в переводе отношений с существующими поставщиками компании в электронный вид. При этом такие площадки зачастую используют неконкурентную модель взимания платы с поставщиков не за победу, а просто за просмотр информации, за доступ к системе. Такая модель не позволяет развиваться конкурентности торгов, потому что поставщик несколько раз подумает, прежде чем на такую площадку прийти. Поэтому сейчас заказчики наряду с использованием такой площадки начинают размещать заказы на площадках, имеющих более гибкую и конкурентную ценовую политику с точки зрения поставщиков, или полностью на них переходят. Бывает и так, что заказчики, которые никогда не использовали ЭТП, а проводили закупки собственными силами, пробуют пользоваться услугами сразу нескольких площадок, чтобы впоследствии сделать выбор между ними.

– Какие неиспользованные возможности для повышения эффективности электронных закупок крупных заказчиков вы видите?

– Во-первых, главный неиспользованный инструмент – это те закупки, которые заказчики до сих пор проводят в бумажном виде. Их переведение в электронный вид в разы повысило бы эффективность и конкурентность торгов.

И, конечно, многие предприятия после перехода на ЭТП зачастую не используют в полной мере те бесплатные сервисы, которые предлагают электронные площадки. Например, многие заказчики не используют сервис заключения контрактов в электронной форме, хотя понятно, что заключить договор в электронном виде гораздо проще, чем в бумажном. Часто заказчики не используют в своих торгах электронные подписи, хотя очевидно, что эффективность таких торгов повышается, поскольку все действия носят юридически значимый характер.

–   Какие ключевые тенденции в развитии «ядра» активных поставщиков (участников закупки), использующих вашу площадку, вы могли бы отметить? Какие возможности для наращивания базы активных поставщиков вы видите?

– Процесс самостоятельного наращивания базы активных поставщиков закономерен, поскольку поставщики приходят вслед за заказчиком. Во-вторых, база поставщиков растет за счет того, что наша площадка работает по всей России и обеспечивает собственными силами полный цикл подключения к системе: мы сами выдаем ЭЦП, проводим обучение и так далее. Сейчас у нас 264 тысячи поставщиков, а месяц назад их было 250 тысяч.

– Как долго, по вашим прогнозам, регулируемые закупки и закупки крупнейших компаний будут оставаться основным драйвером роста рынка электронной межкорпоративной торговли? Как скоро этот ресурс роста может быть исчерпан?

– В наших интересах, чтобы этот ресурс был исчерпан как можно скорее, ведь это будет означать, что 80% закупок этих предприятий перешли в электронный вид. Это наша цель. По нашим прогнозам, это произойдет к 2017 году. Оговорюсь, что здесь важна не только наша работа, но и работа Минэкономразвития с точки зрения совершенствования нормативной базы торгов, поскольку поправки для 223-ФЗ уже назрели и давно обсуждаются. После этого акцент работы ЭТП будет смещен в сторону качественного изменения тех сервисов, которые предоставляются этим заказчикам с точки зрения их специфики.

– Какие дополнительные стимулы могут предложить крупнейшие ЭТП ключевым «консервативным» корпоративным заказчикам, которые до сих пор не внедрили закупки в электронной форме?

– Во-первых, это те смежные сервисы, которые позволяют обеспечить торги: инструменты, связанные с электронной подписью, системы электронного документооборота по контролю исполнения договоров, банковские сервисы, интегрированные в площадку. Это один большой блок. Во-вторых, это персонализированные торговые секции предприятий в рамках крупных отраслевых площадок. Этот инструмент целесообразен только при очень большом объеме торгов, свыше 50 млрд рублей в год.

– На ваш взгляд, насколько перспективным, с точки зрения привлечения новых клиентов и роста клиентской базы, может стать создание на базе ЭТП сервисов, снижающих риски недобросовестности контрагента при совершении закупок? Какие трудности могут возникнуть при создании такого рода сервисов? В какой мере такие сервисы, по вашему мнению, могут быть востребованы участниками рынка межкорпоративной электронной торговли?

– Такие сервисы, безусловно, нужны, частично уже созданы и используются заказчиками. Здесь важно отметить, что эти сервисы выполняют с точки зрения площадки только функцию информирования. Имеется в виду, что площадка не должна брать на себя функции, связанные с принятием решений по допуску или отклонению участников по качественным критериям, даже если у нее эта информация есть. В противном случае она берет на себя несвойственную ей функцию, не будучи глубоко погруженной в специфику работы предприятия и способной принимать решения, учитывающие все риски предприятия. Поэтому важно, чтобы эти сервисы не использовались для автоматизации процессов отклонения или допуска участников. Они должны использоваться только в качестве инструмента информирования, не более того.

– Считаете ли вы привлечение заказчиков из числа средних и малых компаний приоритетным направлением развития вашей площадки? Какие проблемы вы могли бы отметить в области создания удобных и востребованных сервисов для организации закупок малого и среднего бизнеса?

– На нашей площадке создана база поставщиков товаров, работ и услуг, причем как по государственному, так и по корпоративному сектору, поэтому для любого предприятия малого и среднего бизнеса использование инструментов площадки для собственных закупок крайне эффективно с точки зрения релевантности выборки поставщиков. Ведь альтернатива этому – открытый рынок, самостоятельный мониторинг, запрос коммерческих предложений, когда заказчику нужно искусственно создавать конкуренцию самому. При этом, естественно, площадка не может в индивидуальном порядке продавать эти услуги компаниям малого бизнеса, поскольку затраты на привлечение этих компаний будут несоизмеримы с экономикой этих торгов. Здесь продвижение идет с другой стороны: тем компаниям, которые на нашей площадке участвуют в качестве поставщиков, мы предлагаем проводить у нас свои закупки, поскольку они уже как поставщики смогли оценить эффективность площадки.

– Считаете ли вы развитие трансграничной электронной межкорпоративной торговли приоритетным направлением развития вашей ЭТП? Какие специфические проблемы вы могли бы отметить в этой сфере? Как ухудшение внешнеполитической обстановки может повлиять на развитие бизнеса российских ЭТП в сегменте трансграничной электронной торговли?

– Если под «трансграничной» понимать Таможенный союз, то это важное приоритетное направление, которому мы уделяем большое внимание. Мы внедряем сервисы, чтобы поставщики из Белоруссии и Казахстана могли регистрироваться и участвовать в торгах на нашей площадке. Если речь идет о международных торгах вне рамок Таможенного союза, то это не приоритетное направление для нас. Во-первых, все зарубежные компании, которые работают с Россией, в 99% случаев имеют представительства в России, и мы эту компанию видим уже как российское юридическое лицо, представляющее компанию. Во-вторых, мы нацелены на увеличение внутреннего спроса и стимуляцию внутреннего предложения, а не на максимальное расширение рынка импорта для заказчиков.