Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Елена Махота, член правления, вице-президент, руководитель блока «малый, средний и розничный бизнес» ОАО «Промсвязьбанк»

Махота Елена Владимировна

Как Вы можете охарактеризовать рынок кредитования малого и среднего бизнеса в 2009 году?

- Не будет большим преувеличением сказать, что в первом полугодии клиенты боялись пользоваться заемными средствами, - настолько осторожно они подходили к кредитованию. Во второй половине года мы заметили тенденцию к улучшению. Появились заемщики, которые брали деньги не только на текущие нужды, но и для реализации проектов по развитию бизнеса. Но если говорить о структуре ссуд, основная часть - это кредиты на пополнение оборотных средств, на поддержание текущей деятельности. Предприниматели в 2009 году практически не брали кредиты на инвестиционные цели.

- Каковы Ваши оценки объемов и темпов кредитования МСБ в 2009 году? Прошел ли рынок свое «дно»?

- На рынке до середины 2009 года была тенденция к снижению объемов кредитования. Продолжали кредитовать только крупные коммерческие банки и банки с государственным участием. Промсвязьбанк не приостанавливал кредитование ни на один день, в октябре 2008 года в соответствии с рыночными тенденциями был введен ряд ограничений, но, тем не менее, мы продолжали выдавать кредиты нашим клиентам. Если говорить про темпы роста, то за 2009 год рынок кредитования МСБ вырос на 3,5%. При этом портфель МСБ Промсвязьбанка вырос на 19,3%, то есть мы росли на 16% быстрее рынка. Если в 2009 год мы вошли с портфелем в 18,2 млрд рублей, то закончили с портфелем в 22 млрд рублей. Мы считаем, что «дно» пройдено; банки более активно стали кредитовать малое и среднее предпринимательство начиная с третьего квартала, активность в этом направлении еще более возросла в четвертом квартале. Обострилась конкурентная борьба, следствием чего является снижение процентных ставок. Но рынок еще не восстановился до тех объемов, которые были в 2008 году, в кризисный год почти не создавались новые предприятия МСБ. Если говорить про портфели других банков, то на рынке наблюдалась тенденция снижения или стагнации портфелей МСБ.

- Какова доля реструктурированным ссуд, пролонгации в кредитном портфеле?

- Мы не скрываем тот факт, что в Промсвязьбанке реструктурированные ссуды составляют порядка 10%. В целом по рынку реструктурированные ссуды на рынке малого и среднего бизнеса составляют порядка от 10 до 20%.

- Реструктуризация была проведена, чтобы скрыть ухудшение финансового положения заемщика?

- Целью реструктуризации является не сокрытие ухудшения финансового состояния заемщика, а помощь клиенту в сохранении его бизнеса и преодолении финансовых трудностей. Причем, если говорить о наших реструктуризациях, основная часть заемщиков уже вошла в график, и путем реструктуризации мы помогли им спасти бизнес.

- А были те, которые в итоге пришли к дефолту?

- Если мы понимали, что клиент не справляется даже по реструктуризированному графику, то мы не осуществляли пролонгацию. То есть мы помогали тем заемщикам, которые реально имели и возможность, и желание гасить кредит. Были некоторые клиенты, которые, воспользовавшись кризисом, пытались отказаться от исполнения своих обязательств. К счастью, их было буквально единицы.

- В конце 2008 года кризис вылился в резкий отток средств клиентов, сейчас же все накопили много ликвидных активов. Есть ли на рынке сейчас качественные заемщики, которые могли бы абсорбировать избыточную ликвидность?

- Если говорить о наших итогах, то мы привлекли пассивы почти в том же объеме, что и разместили в виде кредитов. Ма 2010 год мы планируем большее количество размещений ресурсов на длинные сроки. Мы в 2009 году выдали кредитов на 70% больше, чем в 2008, несмотря на ужесточение условий, на работу по реструктуризации, на борьбу с просроченными задолженностями. При этом мы фактически сгенерировали новый портфель: выдали 39,6 млрд рублей, и, как я уже говорила, на конец года портфель составил 22 млрд рублей. Мы выдавали новым клиентам, но при этом из-за потребности в кредитах на оборотные средства срочность портфеля значительно упала. В 2010 году мы будем стараться размещать средства на более длительные сроки и выдавать кредиты на инвестиционные цели.

- А какой сейчас средний срок кредитования?

- Порядка двух лет.

- Вы сейчас работаете в основном с теми заемщиками, которые имеют хорошую кредитную историю, или с рынка приходят новые клиенты?

- Тот портфель, который мы сгенерировали в 2009 году, мы не смогли бы сформировать только благодаря повторным заемщикам. Мы выходим на рынок и предлагаем новым клиентам свои кредитные продукты. При принятии решения по кредитной заявке положительным моментом является хорошая кредитная история клиента. Но у нас есть ряд заемщиков, которые впервые воспользовались кредитованием, причем именно в 2009 году. Они смогли воспользоваться кредитами, и проблем с ними не возникало.

Насколько сильно изменилось качество заемщиков?

- Ужесточение условий рынка отразилось на наших клиентах. Например, произошел рост дебиторской задолженности, увеличились сроки оборачиваемости средств. Если мы лояльно смотрели до кризиса на долговую нагрузку, то сейчас очень внимательно отслеживаем ее уровень. Для нас важно понимать, как клиент адаптировался к условиям кризиса, понимает ли он стратегию развития своей компании, насколько его бизнес прибылен.

- Какова ваша оценка реальной доли просрочки?

- По портфелю, сформированному после кризиса, объем просроченной задолженности не превышает 3%. По портфелю, сформированному до октября 2008 года, уровень просроченной задолженности составляет 15%, при этом нужно понимать, что этот портфель постоянно погашается, и объем просроченной задолженности может незначительно вырасти. Но, по нашему мнению, среднерыночный показатель просроченной задолженности по портфелю, сформированному до кризиса, находится на уровне 15-17%.

Общий вывод: просроченная задолженность не будет расти теми темпами, которые были в 2009 году. Она, скорее, начнет падать за счет роста нового портфеля.

- Падение просрочки будет происходить быстрее, чем в секторе корпоративного кредитования?

- Мы считаем, что предприятия малого и среднего бизнеса быстрее адаптируются к кризису. Государство активно поддерживает крупные предприятия, но именно малый и средний бизнес ведет себя более понятно и предсказуемо.

- Как бы вы описали своего типичного заемщика? Какова структура вашего отраслевого портфеля?

- Наши основные клиенты - это предприятия, которые нацелены на конечного потребителя. Большинство наших клиентов представляют сферу торговли и услуг. Меньшая доля - у производственных компаний.

- В разгар кризиса многие торговые компании испытывали сложности при кредитовании, так как их основной актив - это товары на складе. Ряд банков отказывался кредитовать под такой залог, потому что было непонятно, что с этим залогом потом делать, как с ним работать. Снизилась ли сейчас острота проблемы?

- Одним из наших конкурентных преимуществ является кредитование под залог товаров в обороте, поэтому у нас пользуются большой популярностью именно оборотные кредиты для торговых предприятий. Но суммы таких кредитов не очень большие, и выдаются они заемщикам с хорошим финансовым положением. Безусловно, недвижимость, транспорт и оборудование являются более приемлемым для банка залоговым обеспечением.

- А какой дисконт применяется к рыночной цене залога?

- Дисконт зависит от трех факторов: вида обеспечения, качества обеспечения, кредитной истории клиентов, в том числе от опыта работы с нашим банком. Дисконт варьируется от 30 до 50%.

- Какие уроки вы извлекли из кризиса? Чему новому научились?

-Уроки из кризиса мы извлекли следующие:

  • За объем кредитного портфеля нужно платить либо кредитными рисками, либо низкой ставкой - необходимо находить баланс между ними.
  • Скорость принятия управленческих решений определяет все, особенно в кризис. Непринятые решения либо решения, основанные на данных «предыдущего» рынка, могут стоить очень дорого.
  • Отношения с клиентом важно ценить всегда, часто именно отношения спасают как компанию, так и банк.
  • Доверие, решительность и работоспособность сотрудников помогают преодолеть любые трудности.

 

- Ваша оценка действий государства по поддержке экономики и малого и среднего бизнеса в 2009 году?

- Мы считаем, что в 2009 году роль государственной поддержки значительно выросла. Особенно в части предоставления государственных гарантий. Мы очень активно работаем с фондами поддержки малого и среднего бизнеса. Они очень серьезно помогли нам и нашим клиентам, предоставив поручительства по кредитам заемщиков, у которых было недостаточно залогового обеспечения. В 2009 году мы выдали 242 кредита на сумму 1,5 млрд рублей под поручительства таких фондов. Всего у нас было заключено 13 соглашений с фондами, в стадии подписания находятся еще 7 соглашений, мы планируем увеличить итоговую цифру до ЗБ. Мы считаем, что эта мера сыграла значительную роль и позволила нашим заемщикам развиваться и получать необходимые средства. Второй институт, с которым мы начали активно работать, это Российский банк развития (РосБР). Мы получили средства в размере 1 млрд 776 млн рублей именно на предоставление кредитов на длительные сроки на более выгодных условиях для предприятий малого и среднего бизнеса.

- Что нужно улучшить, добавить?

- Основные сложности, с которыми мы столкнулись, это ограниченность и специфичность государственной помощи и недостаток информации. Под ограниченностью я понимаю недостаточный объем ресурсов, выделенных государством, по сравнению с потенциальной емкостью рынка кредитования МСБ, который оценивается сейчас в 2,5 трлн рублей. Участие в государственных программах, таких как кредитование по программе РосБР или кредитование предприятий под поручительство фондов поддержки МСБ, требует значительных затрат времени, а иногда и денежных средств, сбора дополнительных документов. Недостаточность информированности подразумевает отсутствие единых информационных ресурсов, позволяющих малому и среднему бизнесу получать полную информацию о способах государственной поддержки, списках необходимых документов, которые часто отличаются в различных регионах, а также необходимых шагах, чтобы эту поддержку получить.

Проблема малого и среднего бизнеса - недостаточная грамотность именно в сфере развития бизнеса, налогообложения, господдержки МСБ, и государству необходимо открывать информационные порталы для представителей малого и среднего бизнеса.

- А вы сами оказываете что-то вроде консалтинговых услуг заемщикам? Рассказываете, как лучше платить налоги или как лучше оформить ту или иную сделку?

- Да. Когда клиент приходит к нам, мы обязательно его консультируем, помогаем определить точные цели кредитования и предлагаем те или иные продукты. Мы понимаем, что предпринимателю часто бывает трудно сориентироваться в кредитных продуктах и выбрать наиболее подходящий. Мы очень активно стали работать во многих регионах с фондами поддержки кредитования малого и среднего бизнеса в части компенсации процентной ставки по выдаваемому кредиту. Именно в части этой программы мы оказываем консультационную поддержку для клиентов. 1/1 те клиенты, которые имеют возможность получить эту компенсацию, после нашей консультации обращаются в эти фонды.

- Как изменилась конкурентная борьба в 2009 году?

- В 2009 году активными игроками были банки с государственным участием. Нашими конкурентами мы видим Сбербанк, именно из-за того что ценовое предложение у него в целом интереснее, чем у других банков, «ВТБ 24» и другие крупные коммерческие банки. Ряд банков, которые кредитовали и до кризиса, сейчас вернулись на рынок и перезапустили после приостановки свои программы.

- Когда вы приходите в новый регион, вы ощущаете конкуренцию за заемщика с местными банками?

- Да, ощущаем. Есть ряд регионов, где значительную долю рынка занимают местные банки, и при этом их стратегия заключается в демпинге. Мы никогда не были дешевым банком. Мы больше позиционируем себя как банк с высококачественным сервисом, с индивидуальным подходом к клиенту, и мы не демпинговали и не планируем этого делать. У нас средний ценовой сегмент. Наши специалисты отличаются высоким профессиональным уровнем. Мы быстро ориентируемся на рынок и создаем новые продукты, предлагая широкую продуктовую линейку.

- Вы ощутили усиление давления со стороны крупных банков? Они стали более активны на рынке?

- Если говорить про 2009 год, то в первом полугодии мы вообще не чувствовали конкуренции на рынке кредитования МСБ. Остались банки, которые продолжали просто работать со своими текущими заемщиками. Мы начали агрессивно предлагать ссуды во второй половине года. В третьем и четвертом кварталах многие банки возобновили кредитование МСБ и нацелились на увеличение объемов. Уровень конкуренции вновь стал достаточно высок. На рынке выделяются несколько крупных банков, в первую очередь это банки с госучастием - Сбербанк и «ВТБ 24». И то же самое произошло с региональными банками. Как раз они, пересмотрев свою тарифную политику, стали активно завоевывать клиентов. Конечно, если они предлагают кредиты значительно дешевле, чем мы, то это чувствительно для нас. Но такое происходит не везде, а только в некоторых регионах.

- Какая сейчас рентабельность предприятий малого и среднего бизнеса с учетом операционных расходов и с учетом расходов по привлеченному фондированию?

- Безусловно, рентабельность бизнеса снизилась, потому что произошло удорожание привлекаемых ресурсов. Это раз. Далее, увеличилась премия за риск, поскольку платежеспособность наших заемщиков значительно упала, их финансовое положение ухудшилось. Сильно увеличились косвенные расходы банка из-за того, что часть клиентов, даже не являясь «кредитной», совершает большое количество операций, например, по РКО, которые требуют значительных затрат на сопровождение.

- Каковы ваши прогнозы на 2010 год?

- По многим экспертным оценкам, рынок кредитования предприятий малого и среднего бизнеса вырастет где-то на 10-15%. Мы ожидаем умеренный рост во второй половине 2010 года. Также мы считаем, что торговые компании в 2010 году начнут активно развиваться, и порядка 70% кредитов будут приходиться на них. Сейчас доли по-разному распределяются, в зависимости от банка и ранее принятой стратегии. Что касается нашего банка, то мы планируем наращивание портфеля и агрессивное завоевание рынка. В основном это будет в Москве и в регионах, в Московской области мы уже сейчас занимаем достаточно значительную долю. Мы хотим удерживать наших текущих заемщиков, предлагать им программы лояльности, для того чтобы клиенты пользовались не только кредитами, но и другими услугами Промсвязьбанка. Мы понимаем: если мы кредитовали клиента, то он нашел возможность адаптироваться к кризису и начал развиваться. Этот клиент для нас понятный, мы готовы предлагать ему более льготное повторное кредитование.