Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

- Какие значимые события произошли на рынке в 4 квартале 2011г.?

В качестве тенденций 4 квартала 2011г. можно отметить проблемы с кредитованием лизинговых компаний. По итогам 9 месяцев все рапортовали, что рынок позитивно движется вперед, но в четвертом квартале многих тряхнуло. Проблемы с ликвидностью из-за ситуации в Европе дошли до Российского финансового рынка. Первыми это почувствовали банки, которые начали активно привлекать денежные средства населения, предлагая повышенные ставки по депозитам, снижать темпы роста кредитного портфеля и увеличивать ставки по кредитам. Все это привело к снижению темпов роста российских лизинговых компаний, основу фондирования которых составляют банковские кредиты.

Иностранные лизинговые компании, работающие в России, вели себя осторожно практически весь 2011 году, устанавливая для себя незначительные темпы роста в 20-30%. Этому существует несколько объяснений. Во-первых, практически все их фондирование идет от материнских структур, которым сейчас не до российского рынка. Во-вторых, вследствие ожиданий второй волны кризиса и воспоминаний о кризисе 2008 года,  их аппетит к риску на российском рынке был не очень велик.   

Если же говорить о нашей компании, то мы не снижали темпы роста нового бизнеса в IV квартале. Наши финансисты смогли обеспечить достаточно ресурсов для финансирования наших операций, при этом, не повышая стоимость заимствований. У нас поток клиентов увеличился в разы.

– К вам переходили клиенты от тех, кто прекратил кредитование?

Да,  за год мы заключили сделок по дорожно-строительной технике на 7,4 млрд. руб., из которых большая часть пришлась на второе полугодие, при этом 1 млрд. руб. из них – заключенные сделки в декабре. Скачок спроса был настолько гигантский, что его невозможно объяснить просто нашими маркетинговыми усилиями и сезонностью рынка.

– Какие факторы стимулировали этот рост?

Многие лизинговые компании в силу ситуации на финансовых рынках начали сворачивать свою активность. Эта тенденция наблюдается и сейчас, в начале 2012 года – только за январь наша компания заключила сделок столько же, сколько в прошлом году за весь I квартал.

– Каковы сегодня угрозы для рынка?

Основной угрозой лизингового рынка остается рост кредитных ставок, который будет активно снижать маржу лизинговых компаний.

Вторая угроза связана с общей нестабильностью. Очень сложная ситуация в Иране, которая может способствовать росту цен на нефть. В краткосрочном периоде для России такое положение дел может быть на руку. Но в дальнейшем мы столкнемся с возможным снижением инвестиций в основные средства, в инновации, в то время как Европа, США и Китай будут активно вводить энергосберегающие технологии. Это приведет к тому, что после спада напряженности цены на нефть могут значительно упасть, что приведет к кризису в России.

В ближайший год будет сохраняться стабильность в государственном секторе и отраслях, связанных с нефтью. Все планы, задекларированные государством, обязательно будут финансироваться. В первую очередь это инфраструктурные проекты, не зависящие от мировой конъюнктуры: Олимпиада в Сочи, универсиада в Казани, чемпионат мира по футболу.

Настолько же стабильной остается нефтяная отрасль. Она интересна для любой лизинговой компании, но здесь присутствует своя специфика. Предприятия этой сферы, в большинстве случаев, не нуждаются ни в кредитах, ни в лизинговых механизмах, предпочитая приобретать за «живые» деньги.

Сложная ситуация наблюдается на рынке железнодорожного подвижного состава. Многие компании приостановили финансирование ж/д проектов как в связи с ростом ставок, так и в связи с настороженностью в отрасли в целом, которая появилась после ряда инцидентов с вагонами. Сегодня многие лизинговые компании сталкиваются с убыточностью лизинга вагонов, что существенно снизило объем сделок. Многие компании перенесли контракты на I квартал 2012 в надежде на стабилизацию ситуации, поэтому не стоит прогнозировать значительный рост в IV квартале 2011. Он будет, но небольшой. Тем не менее, все крупные лизинговые компании продолжат работать в этом сегменте. Это единственный рынок, где можно получить большую прибыль - чтобы удержаться в первой пятерке, нужно заниматься либо самолетами, либо вагонами. Альтернативы нет.

Во всем мире основа лизингового бизнеса – транспортная составляющая. Она занимает около 70-80% рынка. Из них 50-60% в России приходится на железнодорожный транспорт. В Европе другая ситуация – он занимает небольшой объем, потому что большинство перевозок осуществляется автомобильным транспортом, поэтому автолизинг там и более развит.

– Все это приведет к замедлению темпов роста рынка?

– Рынок не может расти на  200-300% каждый год. Нормальный рост – 20-30%, этого достаточно для его стабильного развития. Угрозу любого бизнеса составляет как стагнация, так и излишне быстрый рост. Если вы прибавляете по 200-300% ежегодно, структура ваша бизнеса меняется столь же стремительно. Управленческая структура перестает успевать за бизнесом, нарастает волна ошибок, что в конечном итоге достигает критической точки  и провоцирует глубокие проблемы.

– Может ли ситуация на рынке повлечь сокращение числа лизинговых компаний?

Я бы задал другой вопрос – нужно ли рынку такое количество компаний, которое есть сейчас? Вряд ли мы будем наблюдать крупные банкротства. С рынка будут уходить мелкие компании – и в этом нет ничего плохого. Они изначально не всегда могут конкурировать в силу излишне высоких ставок, рискованных контрактов. Те, кто может соответствовать требованиям рынка и запросам клиентов, будут продолжать удерживать определенную долю, остальные просто не смогут найти свою нишу.

Не стоит бояться возможной концентрации рынка – это совершенно отличный от монополизации процесс.  Во всем мире наблюдается тенденция консолидации. Посмотрите на Европу. Например, в Голландии 80% рынка закрепилось за 3 компаниями. Оставшиеся 20% держат еще 25 компаний.

- Как Вы охарактеризуете ситуацию с просроченной задолженностью в целом на рынке?

В 2012 году рост просрочки будет связан с ростом рынка в текущем году. В силу активизации рынка многие компании предпочли следовать тренду «давайте больше выдадим», как это было в 2007-2008 гг. Если в текущем году финансовая ситуация будет нестабильной, проблемы  всплывут во всех сегментах.

Если вы вспомните, в 2008 году высокий уровень просроченной задолженности наблюдался в каждом сегменте. Большинство компаний реструктуризировали задолженность, понимая, что изъять имущество не представляется возможным.

В этой ситуации сильно пострадали западные лизинговые компании. Следуя внутренним процедурам,  они изымали машины, стараясь их реализовать на рынке. А рынка-то не было! В это время российские компании тянули до последнего и предпочитали реструктурировать платежи, что в итоге стало правильным решением. Те, кто выжил в 2008–2009 годах, в 2010 году уже смогли разобраться с проблемными сделками и закрыть большинство долгов. Правда, в этом им помогла «подушка» надежности.

– Расскажите, какова  просроченная задолженность в Вашей компании.

У ГТЛК просрочка на очень низком уровне – менее 1%. При этом стоит отметить, что наши приоритетные сегменты, такие как дорожная, коммунальная отрасль, высокорискованы, с большой долей предприятий малого бизнеса. Но даже по ним просроченная задолженности не поднимается выше 1%.

– Сказывается хорошая работа отдела рисков или молодость компании?

Нет, уже не молодость – ГТЛК на рынке в таком формате работает уже два с половиной года. ГТЛК имеет свою, довольно уникальную, систему оценки рисков, которая строится не только на анализе текущего состояния клиента, но и на оценке его контрактов. Мы оцениваем источники поступления финансирования, его компетенцию в бизнесе. Например, в сегменте пассажирских перевозок приоритетным для нас является наличие государственного контракта и постоянных маршрутов. Срок контракта четко демонстрирует период поступления средств и их объем.

– У вас жесткая система риск-менеджмента?

Необходим средний, сбалансированный подход. Большинство компаний предпочитают при плохом росте ослаблять критерии, при высокой задолженности - ужесточать.  Эта практика не всегда эффективна. Для стабильности рынка в целом нужно соблюдать более консервативные критерии. Страшно, когда все клиенты приходят с 5% авансом. В случае дефолта по всем этим сделкам такие лизингодатели понесут существенные  убытки.

– Разделяет ли Ваша компания клиентов по надежности? Аналогично категориям качества активов у банков.

Да, это стандартно для лизинговых компаний. Это внутренняя система оценки. Рейтингование клиентов есть практически у всех лизинговых компаний с адекватно выстроенным риск-менеджментом.

– Что должны сегодня делать лизинговые компании для повышения качества портфеля, снижения просрочки и недопущения ее в дальнейшем?

Во-первых, стоит пересмотреть критерии оценки в сторону консервативности. Во-вторых, необходимо постоянно работать с преддефолтными клиентами. Это стандартная практика, которой многие пренебрегают. Многие клиенты придерживаются правила: «Нам не звонят – мы не платим».  Даже не преддефолтные предприятия работают в условиях нехватки оборотных средств, поэтому они ранжируют приоритетность выплат. В первую очередь они платят налоги, зарплату рабочим, деньги за материалы, а потом – долги. Сначала банку, потому что, если просрочишь, он все спишет и понизит категорию клиента. А остальным – кто дозвонится.

Если они понимают, что лизинговая компания контролирует сроки оплаты, и если будет просрочка, выставит инкассо, сознательность клиента существенно повышается.

Еще одним существенным фактором повышения качества портфеля может быть его диверсификация. Тем не менее, когда случился кризис 2008 года, большинству компаний это не помогло.

– Если смотреть диверсификацию по клиентам, то у многих наблюдается концентрация до 90% портфеля на крупнейших клиентах. Как Вы это оцениваете?

На мой взгляд, это не совсем грамотно. Если у вас есть 1-2 крупных клиента, которые занимают 70-80% портфеля, вы уже не можете диктовать им свои условия. Должна быть обратная ситуация.

– Какие меры, на Ваш взгляд, компании могли применять для повышения качества портфеля, но не применяют?

Например, недостаточно популярно заключение соглашения «бай-бэк» (buy back). У ГТЛК такие договора заключены со всеми поставщиками. ГТЛК для них – крупный клиент. У некоторых заводов мы закупаем 30-40% продукции, поэтому им невыгодно отказываться от наших требований. К сожалению, не все лизинговые компании находятся в схожей ситуации и могут настоять на подписании таких соглашений.

Хороший инструмент – инкассо, когда лизинговая компания имеет возможность списать средства со счетов клиента. Это разрешено законодательно, но многие не используют его, так как боятся испортить отношения с лизингополучателем.

Изъятие техники – это крайняя мера. Она не нужна ни лизингополучателю, ни лизинговым компаниям. Обычно все предпочитают прибегать к ней, когда ни один из механизмов воздействия уже не работает.

– Насколько оправдывают себя средства слежения за техникой, как они у вас используются?

Систему ГЛОНАСС мы используем для контроля целевого использования техники.Вся техника, поставляемая в рамках государственного лизинга, оснащена датчиками ГЛОНАСС. Машины, поставляемые по программам с привлеченным финансированием – в зависимости от решения лизингополучателя.

– Используется ли в компании скоринг? Предполагаете ли Вы, что он будет активно развиваться на рынке?

Мы обсуждаем эту тему и думаем о целесообразности его введения.

– Что мешает его развитию?

Мешает печальный опыт других компаний, причем как положительный, так и отрицательный, и его назначение. Скоринг – розничный продукт. Соответственно, это кирпичик бизнес-процесса, который должен присутствовать при продаже в розницу. Поэтому он в большей степени актуален для тех компаний, которые специализируются на розничной продаже своих продуктов.

В любом случае, скоринг – не панацея. Нужны все сопутствующие процедуры – присутствие на приемке техники, адекватная работа службы безопасности. Это большой, сложный процесс.