Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«Многие потенциальные лизингополучатели стараются экономить средства, обходиться подержанной техникой и не приобретать новую»

Какие значимые события произошли на рынке в 1 полугодии 2016 года?

На наш взгляд, особо значимых событий в 1 полугодии не было. В целом произошел небольшой рост по объему нового бизнеса. Отдельно стоит отметить, что в прошедшем полугодии снизились ставки по привлечению денежных средств, что соответственно повлияло на снижение ставок по лизинговым договорам.

Что касается компании ГТЛК, то в первом полугодии самым значимым событием для нас стало получение высоких кредитных рейтингов категории BB от ведущих международных рейтинговых агентств. В конце мая 2016 Moody’s Investors Service присвоило Государственной транспортной лизинговой компании долгосрочный корпоративный рейтинг на уровне Ва2, который всего на одну ступень ниже суверенного рейтинга Российской Федерации. 20 июня 2016 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило ГТЛК долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валюте «BB-» с «Негативным» прогнозом, а также краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг на уровне «A+(rus)», прогноз «Стабильный». 7 августа 2016 года служба кредитных рейтингов S&P Global Ratings повысила долгосрочный кредитный рейтинг компании с «B+» до «BB-» и рейтинг по национальной шкале с «ruA+» до «ruAA-» со «Стабильным» прогнозом. Это подтверждает высокий уровень кредитоспособности и надёжности нашей компании. Менеджмент ГТЛК продолжает прилагать все усилия к дальнейшему улучшению бизнес-показателей и диверсификации лизингового портфеля нашей компании. Уже в начале второго полугодия мы вышли на новый уровень, разместив на Ирландской фондовой бирже дебютный выпуск еврооблигаций на сумму 500 млн долл. США по правилу Reg S. На сегодняшний день ГТЛК является первой российской лизинговой компанией, выпустившей еврооблигации.

Как будет развиваться лизинговый рынок во второй половине 2016 года? Стоит ли ожидать в этом году дальнейшего роста объемов авиасегмента (+28% за 2015 год)? На какие виды самолетов ваша компания отмечает спрос со стороны авиаперевозчиков?

Во второй половине 2016 года, на наш взгляд, также стоит ожидать умеренный роста рынка. Сегодня мы наблюдаем отсутствие предпосылок к росту экономики России. Это обуславливает умеренные темпы. С нашей точки зрения, рост будет связан с подорожанием активов, которое произойдет в результате инфляции. Серьезных изменений количества переданных в лизинг единиц техники ожидать не стоит. Скорее всего, этот показатель упадет.

По авиационному сегменту разговор особый. В прошлом году он вырос не за счет роста переданных в лизинг новых воздушных судов. Причина роста – происходившее перераспределение по другим лизингополучателям самолетов, принадлежащих авиакомпании «Трансаэро». Что касается ГТЛК, то рост авиасегмента в нашем портфеле, в первую очередь, связан с реализацией программы операционного лизинга самолетов Сухой Суперджет 100, которая осуществляется в тесном взаимодействии с АО «Гражданские самолеты Сухого». Спрос на эти самолеты со стороны авиакомпаний находится на высоком уровне. В настоящий момент ГТЛК заключены предварительные договоры на поставку свыше 110 ед. Сухой Суперджет 100 для российских региональных авиаперевозчиков. Основные поставки в рамках этих договоров будут осуществляться в 2016-2017 годах. Для ГТЛК программа имеет приоритетное значение.

Какие изменения произошли в структуре и объеме спроса и в финансовом состоянии клиентов в 1 полугодии 2016 года?

С одной стороны, произошло снижение стоимости финансирования и, как результат, лизинговые ставки стали привлекательнее. Казалось бы, это должно привести к положительным изменениям объема спроса. Но сегодня наблюдается иная ситуация. Многие потенциальные лизингополучатели стали аккуратнее подходить к инвестиционному процессу, стараются экономить средства, обходиться подержанной техникой и не приобретать новую пока еще есть возможность эксплуатировать старую.

Как менялись критерии риск-менеджмента компании за последний год – уровень авансов, размер одобряемых лимитов на клиента и т.д.? Как дефолт «Трансаэро» повлиял на условия работы с авиакомпаниями?

Компания ГТЛК всегда отличалась консервативной многоуровневой системой риск-менеджмента. Ужесточение политики компании в этом направлении произошло намного раньше, чем случился дефолт «Трансаэро». Ситуация с российским авиаперевозчиком не оказала влияния на нашу работу. В отношении авиакомпаний ГТЛК всегда придерживалась и придерживается жестких правил игры. У нас есть четкие регламенты, продуманные лимиты и ограничения. Это касается как крупных клиентов, таких как Аэрофлот, так региональных авиаперевозчков, с которыми сейчас мы активно работаем по программе операционного лизинга самолетов «Сухой Суперджет 100».

Согласны ли вы с идеей сделать лизинг исключительным видом деятельности? Как, по вашему мнению, введение госрегулирования может повлиять на лизинговый рынок России?

С позиции крупной компании эта идея заслуживает право на жизнь. Государственное регулирование, скорее всего, приведет к тому, что лизинговые организации станут прозрачнее для банков. Это значительно облегчит процесс принятия решения о выделении финансирования. Открытость также предоставит много возможностей для привлечения средств на внешних рынках.

С другой стороны, введение регулирования может негативно сказаться на гибкости лизинговых компаний. Там, где лизинговые компании традиционно были более гибкими, чем банки, ситуация перевернется, что может вылиться в падение объемов спроса.

ГТЛК – крупная публичная компания, которая имеет международные рейтинги. В своей работе мы придерживаемся определенных рамок, которые уже сейчас могут быть даже более жесткими, чем те, что планирует ввести государство. Большинство же компаний, действующих на лизинговом рынке, далеки от публичности. Введение госрегулирования может вынудить некоторых игроков вовсе уйти с рынка. Поэтому сейчас, в момент обсуждения идей по реформированию рынка, важен основательный и взвешенный подход. Если продумать все нюансы, учесть подводные камни и вводить госрегулирование постепенно, то это может нивелировать возможные негативные последствия для многих участников и положительно сказаться на развитии рынка в целом.

С какой периодичностью целесообразно готовить отчетность по МСФО лизинговым компаниям? Насколько отчетность по МСФО позволит увеличить объем кредитования лизинговых компаний?

В этом вопросе нужно отталкиваться от целей и задач конкретного игрока на лизинговом рынке. К примеру, ГТЛК – это публичная компания, которая ориентируется на привлечение иностранных инвестиций. По этой причине для нас обязательным условием является подготовка отчетности МСФО четыре раза в год. Таковы стандарты, которые предъявляют иностранные инвесторы и ведущие международные рейтинговые агентства. В том случае, если лизинговая компания ведет деятельность исключительно на российском рынке и кредитуется только в российских банках, то, на наш взгляд, делать отчетность МСФО один раз в год будет для таких организаций вполне достаточно.

Стали ли клиенты чаще обращаться к оперлизингу за последние два года? Если да, то с чем это связано?

Стоит отметить общий рост интереса к операционному лизингу за последние два года. Это наблюдается не во всех сегментах и для этого есть ряд веских причин.

С позиции клиентов все просто. У многих из них сегодня отсутствует уверенность в завтрашнем дне, поэтому они все чаще стали обращаться к операционному лизингу. В текущей экономической ситуации это выгодное решение.

С позиции лизинговых компаний, дела обстоят сложнее. Для лизинговых компаний при текущих крайне низких ставках аренды, особенно в сегментах вагонов и иногда самолетов, часто не выгодно сдавать технику в финансовый лизинг. В финансовом лизинге ставка зафиксирована на весь период договора. Она практически не учитывает рост уровня инфляции и возможный рост стоимости актива. Эти изменения можно попытаться спрогнозировать и зафиксировать в контракте. Но расчеты будут приблизительными и, скорее всего, далекими от того, что произойдет в реальности. На выходе получается ситуация, когда лизинговая компания практически не окупает тело кредита. В случае с оперативным лизингом, игрок может предложить низкие ставки, потерпеть пару лет, а потом оказаться в плюсе, продав актив по возросшей цене. Кроме того, оперлизинг позволяет компаниям своевременно реагировать на изменения ставок аренды, заключая короткие договоры на 2-3 года.

Как будет развиваться оперлизинг/аренда на российской лизинговом рынке в ближайшие 3 года?

Операционный лизинг однозначно будет и дальше развиваться в сегментах вагонов и воздушных судов. Причем рост в первом сегменте будет идти опережающими темпами. В целом на ситуацию на рынке вагонов это не повлияет. Хотя есть вероятность, что увеличение спроса на операционный лизинг приведет к уходу некоторых посредников, которые раньше брали подвижной состав в финансовый лизинг и передавали их в аренду кому-то другому. Их место займут лизинговые компании. Что касается авиационного сегмента, то здесь мы имеем в виду нашу программу по операционному лизингу самолетов Сухой Суперджет 100 для российских региональных авиакомпаний. Программа рассчитана на срок до конца 2017 года, мы продолжаем активно заниматься ее реализацией и не собираемся сбавлять обороты. Вероятно, операционный лизинг также найдет применение в сегменте водного транспорта.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!