Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Дмитрий Гармаш, заместитель генерального директора ООО СПК «Юнити Ре»

– Дмитрий Владимирович, скажите, пожалуйста, как кризис повлиял на страховой и, соответственно, на перестраховочный рынок?

– Кризис ударил по всем отраслям и, в первую очередь, по реальному сектору и банкам, но так как страхование и перестрахование – это своеобразное «даунстрим»-направление, то и влияние кризиса на него в полной мере является значительно опосредованным. Естественно, основные кризисные индикаторы на отрасль уже выявились – это и падение сборов, и сужение клиентской базы, и жесточайший демпинг. Однако, вероятно, это только лишь первые проявления кризиса в страховой отрасли. И тот основной этап кризиса, который реальный сектор уже пережил, для страхового сектора еще впереди. В следующем году, вероятно, будут продолжаться и снижение объем сборов премии, сопровождающееся ростом убытков, и демпинг, и уход с рынка отдельных компаний.

– Страховой рынок следует за экономикой, а перестраховочный следует за страховым?

– Да, таков уже механизм их функционирования. Если обратиться к статистике, то становится ясно, что в этом году у страховщиков все выглядит достаточно неплохо, сборы умеренно, но выросли по сравнению с 2008 годом. Но если смотреть структурно, то, например, сборы за полугодие по добровольному страхованию составили около 90% от уровня аналогичного периода прошлого года, в то же время рост выплат по добровольному страхованию составил почти 30%. Падение сборов при росте выплат – ключевой фактор кризисного развития отрасли на данный момент. У перестраховщиков ситуация примерно аналогичная: сборы снижаются, хотя это пока что не сопровождается приростом выплат; будем надеяться, что в основе этой динамики, по крайней мере, в этом году стоит все еще наблюдаемый уход с рынка схемного бизнеса, а не общая стагнация национального рыночного перестрахования.

– Как изменились цены на перестрахование в мире?

– К счастью, не так сильно, как это предсказывалось год назад. Средний рост ставок на международном рынке в 2009 году составил порядка 5-10% в зависимости от типа перестрахования, классов бизнеса и территорий. Самый заметный рост, судя по статистике, имел место на северо-американском перестраховочном рынке; для европейских же компаний пока эта тенденция индицируется более чем умеренным изменением либо сохранением цен на старом уровне. По некоторым классам бизнеса и территориям вообще ничего не изменилось.

– А по рискам, принимаемым из России?

– Думаю, статистически можно говорить о том, что по таким рискам имело место совсем незначительное увеличение ставок. В среднем от 5 до 10%, опять же в зависимости от класса бизнеса. В то же время в ряде случаев стоимость облигаторной защиты российских компаний могла вообще не меняться из-за снижения плановых объемов передаваемых рисков в связи с падением величины получаемых страховых премий. Еще одна тенденция – западные перестраховщики стали более строго устанавливать себе определенные лимиты на входящий бизнес, в том числе из России, фиксировать rate on line.

– А как изменились тарифы по рискам, которые российские перестраховщики получают в России?

– По сравнению с прошлой осенью, по всем основным линиям факультативного бизнеса, включая в основном имущество и строительно-монтажные риски, ставки упали без малого в 2 раза. Это по самой оптимистичной оценке.

– Неопасно так опускать цены?

– Безусловно, опасно. Здесь и проблема недорезервирования, и значительного снижения показателей эффективности деятельности, и высоко вероятный опережающий рост убытков. Самое ужасное, что роста ставок в ближайшем будущем ожидать не приходится, и явных инструментов эффективного противодействия демпингу не имеется, к сожалению. В этом плане не думаем также, что демпинг прекратится с банкротством кого-то из крупных игроков: прецедент прецедентом, но ничего существенно не изменится, клиенты перейдут к оставшимся на рынке компаниям.

– В условиях такого жесточайшего демпинга есть ли риски, которые перестраховщики все-таки отказываются принимать?

– Безусловно, и, конечно же, их становится все больше. Например, в нашей компании порядка 30% входящих рисков отсеиваются только по причинам необоснованно заниженной стоимости. Зачастую, попросту нет смысла за мизерные цены перестраховывать значительные по объему и неравномерные по качеству договоры.

– Следующий вопрос по поводу изменения требований к перестраховочной защите со стороны перестрахователей. Есть ли тенденция к ужесточению требований к надежности перестраховщиков?

– Такая тенденция есть, и она стала одним из основных индикаторов вхождения рынка в кризисную полосу прошлой зимой: крупные, известные компании с налаженной системой риск-менеджмента с начала года проводили реструктуризации и пересмотры своих секьюрити-листов, выявляя и градируя партнеров-перестраховщиков с более высокой степенью аккуратности и внимания. Но это, скорее, черта первой из двух групп российских страховщиков.

– А вторая группа?

– Вторая группа – это средние и мелкие страховщики. Они тоже пересматривают некие внутренние регламенты, подходы к оценке финансовой устойчивости партнеров. Однако в таких компаниях во главу угла по-прежнему ставится прошлый опыт дружественных отношений с контрагентами, взаимный бизнес: «мы работаем не с компаниями, а с людьми».

– То есть какие-то позитивные моменты в кризисе есть?

– Безусловно. Так получается, что именно через кризис рынок все более движется к так необходимым ему для дальнейшего устойчивого развития консолидации, санации, упору на цивилизованные параметры и ориентиры деятельности.

– Кризис как-то повлиял на спрос на российскую перестраховочную защиту из-за рубежа?

– Да, количество рисков из-за рубежа, перестрахованных в России, растет. Это хорошо видно, в том числе по официальной статистике, где прирост данного сегмента составляет до 20-25% в год, а доля в общем объеме входящей перестраховочной премии с 2005 года выросла в 3 раза: с 5,3 до 15,6%. При этом важно понимать, что основная масса рисков приходит из определенных отдельных регионов, где в связи с интенсивным ростом национальных рынков, растущим спросом на альтернативную емкость, ограниченностью возможностей крупнейших западных перестраховщиков растет потребность в дополнительной перестраховочной емкости. В значительной степени это относится к арабскому региону, Африке, Юго-Восточной Азии, в меньшей степени – к Южной Америке. Это те регионы, где законодательные ограничения на наличие у перестраховщиков международного рейтинга и определенных показателей финансовой устойчивости более гибки либо отсутствуют; регионы, где активно работает большое количество средних и мелких брокеров, обслуживающих перестраховочные каналы. Растет входящий поток и из стран СНГ, где, несмотря на высокие рейтинговые требования (Казахстан, Узбекистан), большое количество цедентов предпочитает более близкий и вполне надежный российский перестраховочный рынок более дорогому и требовательному западному.

– Насколько стало выгоднее перестраховываться в России? Какие конкурентные преимущества появились у российских перестраховщиков в период кризиса?

– Размещать риски на Западе становиться сложнее, поэтому многие зарубежные компании обращаются за перестраховочным покрытием на российский рынок, где наблюдается падение ставок. Но при этом перестрахователи стремятся все больше дробить перестраховочную защиту, чтобы диверсифицировать кредитные риски между большим количеством отдельных перестраховщиков. Это объективный фактор. Субъективный заключается в том, что сегодня определенная группа российских перестраховщиков вполне достигла приемлемого уровня качества работы, имеет достаточно серьезную финансовую базу, солидный капитал, серьезных акционеров, опыт работы и внутреннюю организацию, которые позволяют им принимать достаточно серьезные риски.

– Достаточность собственных средств и маржа платежеспособности у перестраховщиков выше, чем у страховых компаний. При этом объем премий, собираемых перестраховщиками, значительно ниже. То есть капитализация перестраховщиков избыточна относительно премий. С чем это связано?

– На мой взгляд, подобное положение дел в первую очередь связано с какими-то маркетинговыми решениями перестраховщиков, планами на некое будущее. При этом совершенно неясно, какой итоговый уровень return on invested capital и return on equity акционерам следует считать в такой ситуации нормальным и в течение какого периода времени.

– Получается, что капитал не работает?

– Эффективно не работает. Наращивая собственный капитал, перестраховщики, естественно, увеличивают уровень своей финансовой устойчивости. Однако, с точки зрения качественных показателей, эффективности бизнеса – это нерационально. Ну, если акционеры идут на такой шаг, наверное, они на что-то рассчитывают. Возможно, они полагают, что увеличение объема собственных средств повлечет за собой и столь же резкий рост собранных премий. Однако, это утопия. Конечно, это способно привлечь зарубежных перестрахователей, однако доля международных клиентов российских компаний настолько невелика, что ради нее повышать и без того избыточный на данный момент уровень капитала в разы совершенно бессмысленно. Здесь необходима более четкая, цельная стратегия глобального характера.

– Если не капитализация, то что сдерживает развитие российского перестраховочного рынка?

– Наверное, отсутствие консолидированной группы надежных, ультранадежных, перестраховочных компаний. На российском перестраховочном рынке множество компаний, имеющих свой сегмент, свою специализацию, свою стратегию, но каждая из них в отдельности, исходя из размеров, финансовой базы, уровня менеджмента, в полной мере рынок удовлетворить не способна. Поэтому, если смотреть на перспективу 5-10 лет, по нашему мнению, следует ожидать значительной консолидации перестраховщиков. Отрасль должна консолидироваться, скажем, до пяти компаний. В такой ситуации возможно повышение капитализации уже в соответствии с подходом к качеству управления и эффективности бизнеса.

– Что можно внести в стратегию развития российской страховой отрасли, чтобы ускорить процесс ее развития? Может быть, как-то изменить законодательство?

– Я не думаю, что какие-то текущие изменения в стратегиях российских перестраховщиков способны сделать Россию локальным перестраховочным центром. На мой взгляд, в большей степени это должен быть естественный процесс развития отрасли, например, через слияния и поглощения, это вопрос времени и грамотного планирования инвестиций и управления.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!