Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Смелость города берет

Марина Мусиец, Волков Станислав

Следствием избыточной ликвидности в финансовом секторе стал всплеск ценовой конкуренции на московском рынке факторинга. У Факторов остались две высокорентабельных ниши: безрегрессный факторинг и регионы

Рынок факторинга по итогам 2010 года вплотную приблизился к 500 млрд. руб., но пока не превысил показатели ни 2008, ни 2007 года (см. график 1). Это при том, что на рынок вернулись старые (Московский кредитный банк, АКБ "ЦентроКредит") и вышли новые ("Эйч-эс-би-си Банк (РР)", ВТБ Факторинг) участники (см. таблицу 1). Отчасти это связано с довольно умеренными темпами роста оборота оптовой и розничной торговли, отчасти – со вступлением в силу Закона о торговле, закрепившим максимальные отсрочки платежа по продовольственным товарам. Для некоторых поставщиков скоропортящихся продуктов питания факторинг вообще потерял актуальность, а в целом Закон о торговле, по оценкам «Эксперта РА», «съел» 10-15% рынка.

График 1. Рынок факторинга пока не достиг докризисных объемов

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов

Утонули в ликвидности

И в первом, и во втором полугодии 2010 года, рост рынка факторинга сопровождался снижением доходов Факторов. В целом за год рынок прибавил 37,5%, в то время как факторинговое вознаграждение снизилось на 15%.

Причина – обострение ценовой конкуренции, особенно жесткой она оказалась в сегменте факторинга с регрессом в Москве, где сконцентрированы усилия большинства крупных игроков рынка. «Высокая конкуренция среди Факторов привела к беспрецедентному падению ставок, которое продолжается и сейчас», - считает Елена Гладких, генеральный директор ЗАО «Русская Факторинговая Компания».

В 2010 году многие Факторы в первую очередь озаботились размещением избыточной ликвидности, и, возможно, недооценили риски. Особенно агрессивную политику проводили универсальные коммерческие банки. Они используют факторинг как «приманку» при привлечении клиентов на комплексное обслуживание в банк, рассчитывая покрыть возможные убытки от факторинга за счет других, более доходных  продуктов. Такая стратегия сработает не у всех, и в 2011 году, когда избыточная ликвидность рассосется, наиболее слабые участники рынка начнут отказываться от низкомаржинального факторинга.

Вряд ли стоит ожидать в 2011 году выхода на рынок новых крупных игроков – и российских, и  иностранных. До 2008 года преградой для выхода на российский рынок факторинга «иностранцев» была коллизия с лицензированием. Многие эксперты прогнозировали, что после внесения изменений в Гражданском кодексе на рынок выйдет много новых иностранных компаний, и они займут куда более существенную долю рынка, чем в 2008 году. Однако этого не произошло. Теперь же, когда на рынок вышли госбанки и крупные частные кредитные организации, низкая маржинальность отрасли стала своего рода барьером для входа на рынок.

Сейчас большинство Факторов, давно работающих на рынке, занимаются регрессным факторингом в столице преимущественно ради сохранения доли рынка, в надежде на рост его маржинальности в будущем. Восстановление доходности этого насыщенного сегмента возможно либо в случае ухода крупных игроков, либо за счет каких-либо законодательных новаций. «Если появится юридический механизм, позволяющий автоматически дебиторку превращать в факторинг без согласия дебитора, то вероятен рост рынка до 1000%», - полагает Михаил Окунев, начальник банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк». Пока 10-12 крупных Факторов конкурируют за клиентов, уже пользующихся этой услугой, рассчитывать на снижение накала ценовой конкуренции не приходится.

Таблица 1. Рэнкинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований в 2010 г.

Место в рэнкинге в 2010 году Место в рэнкинге в 2009 году Наименование Фактора Объем денежных требований, уступленных Фактору в 2010 г., тыс. руб. Темпы прироста объемов денежных требований, уступленных Фактору  в 2010 г. Размер портфеля (без учета РВПС) на 01.01.11г., тыс. руб.
1 1 ОАО "Промсвязьбанк" 130 531 822 7,0% 28 118 040,6
2 5 ОАО "АЛЬФА-БАНК" 54 846 523 159,7% 9 759 417,0
3 - ООО ВТБ Факторинг 43 228 938 Н.д. 12 834 316,9
4 2 Банк НФК (ЗАО) 37 719 891 8,4% 6 430 471,0
5 4 ЗАО "ТрансКредитФакторинг" 33 926 739 47,2% 6 225 782,1
6 3 ОАО Банк «Петрокоммерц» 28 829 138 -10,7% 7 073 522,0
7 6 ООО "БСЖВ Факторинг" 27 264 106 52,9% 2 671 440,4
8 7 ОАО АКБ “Металлинвестбанк” 23 242 941 38,2% 2 177 399,0
9 9 ЗАО ЮниКредит Банк 19 780 483 96,6% 3 003 101,0
10 10 Группа Газпромбанка (ГПБ (ОАО) и ООО "ГПБ-факторинг") 18 526 321 112,6% 4 309 414,9
11 - ОАО "МКБ" 12 458 850 Н.д. 2 297 443,4
12 8 ООО ФК "Лайф" 11 877 185 -12,5% 2 488 597,0
13 - ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)" 5 141 589 Н.д. 1 087 484,0
14 13 ЗАО "РФК" 4 860 337 88,1% 1 063 476,1
15 18 ЗАО "Кредит Европа Банк" 3 951 514 285,2% 1 043 435,0
16 16 ООО "Факторинговая компания "Санкт-Петербург" 3 035 723 79,8% 528 774,4
17 14 КБ "РОСПРОМБАНК" (ООО) 2 510 741 -0,5% 345 448,0
18 17 "ТКБ" (ЗАО) 1 752 852 38,2% 202 332,6
19 -. ЗАО АКБ "ЦентроКредит" 1 400 721 Н.д. 229 895,3
20 21 ООО "Эконом-факторинг" 984 244 80,7% 190 006,9
21 19 КБ "СДМ-БАНК" (ОАО) 908 647 -9,8% 143 517,7
22 15 ОАО "Нордеа Банк" 715 779 -61,8% 415 687,5
23 - "СИБСОЦБАНК" ООО 363 566 Н.д. 74 801,8
24 - ООО "ФакторРус" 147 209 Н.д. Н.д.
25 - АКБ "Ижкомбанк" (ОАО) 105 110 Н.д. 6 492,0
26 - ООО "Факторинг ДВ" 81 502 Н.д. 13 511,0

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов

В поисках точек роста

Для повышения рентабельности банки и факторинговые компании стараются либо увеличить маржинальность услуги в ущерб доле рынка, либо объемы уступленных требований за счет новых каналов продаж (например, продажи факторинга через другие коммерческие банки).

По мнению «Эксперта РА», дальнейший рост рынка, будет основан на развитии региональных рынков и сегмента безрегрессного факторинга. Но такой рост потребует существенных инвестиций в развитие, на что в условиях низкой доходности отважатся далеко не все. Но для тех, кто хочет удержать лидирующие позиции на рынке, другого выхода нет: на смену стратегии развития «выживания», уместной в кризис, должны прийти более долгосрочные планы развития.

Многие Факторы с интересом смотрят на региональные рынки, поскольку это позволяет одновременно увеличить как объемные показатели, так и маржинальность факторинга. «Мы будем идти в те регионы, где у филиалов нашего банка наиболее сильные позиции. А затем, возможно, представительства будут открываться даже там, где нет подразделений банка», - заявляет Александр Морозов, начальник управления факторинга ОАО «Банк «Петрокоммерц».

При этом региональные игроки, как правило, сдаются «без боя»: как только в регион приходят федеральные игроки со своими технологиями и ценами, местным Факторам приходится отказываться сначала от крупного сегмента, а затем и от среднего. Скорость этого процесса зависит от аппетитов федеральных игроков. А региональным Факторам приходится уходить в небольшие города или сконцентрироваться на малом бизнесе.

График 2. Доля Москвы занимает 63% в структуре сделок факторинга

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов

О потенциале регионов говорит хотя бы тот факт, что концентрация факторинговых сделок в Москве пока еще ощутимо превышает докризисный уровень (см. график 2). Уходит в прошлое и недоверие к факторинговым услугам со стороны региональных клиентов, которые когда-то воспринимали факторинг как некий экзотический продукт. Но активная информационная кампания по популяризации факторинга дает свои плоды, теперь главным тормозом развития факторинга в регионах становится непрозрачность бизнеса. «Финансовая отчетность региональных компаний и качество оформления сделок с покупателями зачастую оставляют желать лучшего. А такой подход к финансовой дисциплине мешает объективной оценке дебиторов, и, соответственно, усложняет процесс установления адекватных лимитов финансирования», – объясняет Виктор Носов, вице-президент ОАО "Промсвязьбанк".

Другой точкой роста рынка наконец-то становится безрегрессный факторинг, который показал более чем двукратный рост в 2010 году. Активно развивается безрегрессный факторинг у АКБ «Металлинвестбанк», который вышел на второе место (после НФК) в рэнкинге по числу клиентов на безрегрессном факторинге, а также у Московского кредитного банка, "ТрансКредитФакторинг", ООО "БСЖВ Факторинг" и у группы Газпромбанка.

Осложняет развитие этого сегмента то, что клиентские базы по безрегрессному и регрессному факторингу крайне редко пересекаются, поэтому кросс-продажи на рынке факторинга работают плохо. Факторы, желающие развивать безрегрессный сегмент, не могут опираться только на клиентскую базу по факторингу с регрессом. Поставщики обращаются за безрегрессным факторингом, когда хотят избавиться от рисков неплатежа дебиторов, а за регрессным факторингом – когда нуждаются в дополнительной ликвидности.

О чем речь?

Отсутствие общепринятого определения границ рынка факторинга создает возможности для недобросовестной конкуренции. Зачастую под видом факторинга предлагается кредитование под залог дебиторской задолженности и клиентам приходится самим разбираться, почему факторинг в разных компаниях отличается по стоимости в разы. Такая ситуация наносит ущерб репутации факторинга в целом и препятствуют его поступательному развитию. Правильное позиционирование и унификация факторинга должна лечь на плечи лидеров рынка и Ассоциации факторинговых компаний (АФК). При этом работа АФК существенно активизировалась в прошлом году. «Работу АФК я оцениваю на 4 балла по трехбалльной шкале. Очень радует, что большое число игроков принимают достаточно активное участие в решении тех вопросов, которые в АФК рассматриваются», - считает Роман Огоньков, Председатель Правления банка НФК (ЗАО).

Учитывая, что многие Факторы ориентируются на рост доли безрегрессного факторинга, в рамках АФК все чаще обсуждается идея сделать этот вид факторинга публично торгуемым, что потребует унификации этого продукта. Безрегрессный факторинг в целом проще поддается унификации, чем факторинг с правом регресса, который предполагает наличие периода ожиданий и других дополнительных условий. Участники рынка надеются, что создание биржи, где будет происходить торговля дебиторской задолженностью по заранее оговоренным правилам, будет способствовать расширению круга участников этого рынка и предотвращению мошенничества.