Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Обсуждение стратегии страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Обсуждение стратегии страхового рынка
Чернин Максим

- Какие факторы, по Вашему мнению, препятствуют развитию рынка страхования жизни в России?

– Целый комплекс причин, среди которых определяющая – это очень низкий уровень знания населения о сути и возможностях накопительного страхования жизни. Исторические события конца 20 века объясняют и утраченное доверие потребителей к страхованию, которое теперь формируется заново. Еще можно сказать об узости продуктовой линейки, отсутствии «длинных» финансовых инструментов, однако эти факторы, скорее, второстепенны.

Очень действенным толчком к развитию отрасли может стать повышенное внимание государства к рынку страхования жизни.

В странах Восточной Европы страхование жизни традиционно является важной составляющей госпрограмм и базой для развития экономики за счет аккумулирования «длинных» денег.  Государство, в свою очередь, стимулирует спрос путем реализации информационных программ, предоставления налоговых льгот и законодательного расширения продуктовой линейки (в частности, продуктов unit-linked – весьма привлекательного инструмента для частных инвесторов).  

 Причем партнерство государства и рынка страхования жизни должно носить стратегический характер. Особое внимание, например, следует уделять вопросам регулирования отрасли. В Минфине должен быть межведомственный специалист, обладающий соответствующими полномочиями и нацеленный на задачу по повышению доли «длинных» резервов по страхованию жизни и пенсионных фондов в ВВП. Пока же этот показатель у нас составляет около 2%, в то время как в Европе – до 70%. Доля годового оборота вообще смешная – менее 0,1% ВВП.

– Поможет ли в этом создание мегарегулятора?

–Мои рассуждения относятся не к ФСФР как к регулятору, а к Минфину как законотворческому органу.

– Но у Минфина нет задачи развития рынка. Минфин является фискальным органом, отвечающим за бюджет и за формирование политики регулирования.

– Важно расширить роль Минфина. Кто же еще сможет обеспечить развитие такого сложного, но значимого для страны финансового рынка комплексно?

- Может ли создание гарантийного фонда способствовать развитию рынка страхования жизни в России?

– Безусловно, это важный инструмент, но уже на следующем этапе развития рынка страхования жизни. Дело в том, что создание гарантийного фонда, наподобие АСВ, не даст отрасли такой же мощный толчок, как это было в банковском секторе. Ведь в страховании жизни в России не было ни одного крупного банкротства, а в случае ухода  с рынка компании цивилизованно передавали свои страховые портфели другому страховщику или же возвращали клиентам все внесенные деньги. Кроме того, при создании гарантийного фонда неминуемо возникает вопрос, кто будет управлять им. А вокруг этого обычно слишком много шума и споров, отвлекающих от основных задач.

– Как Вы считаете, нужны ли специальные требования к риск-менеджменту страховых компаний? Они должны быть официально сформулированы на уровне регулятора или СРО?

– Я считаю, что, скорее, следует вводить требования к риск-менеджменту на уровне регулятора. Более того, важно сделать это уже сейчас, а не тогда, когда процедура риск-менеджмента явно станет жизненно необходимой. Такие требования уже эффективно работают в банках. У пенсионных фондов и управляющих компаний есть требования наличия внутреннего контроля, аудита и системы риск-менеджмента. По-моему, очевидно, что в накопительном страховании жизни это не менее актуально, ведь мы управляем деньгами клиентов на долгосрочной основе и главным нашим активом является доверие потребителей.

– Необходимо ли закрепление агентов за страховыми компаниями, лицензирование и сертификация агентов?

–Да, Всероссийской Союз Страховщиков совместно с Ассоциацией страховщиков жизни сейчас запускают проект реестра агентов по страхованию жизни. Участие компаний в нем пока добровольно. Также, мы планируем создать сайт, где клиенты будут получать информацию о финансовых консультантах. Например, вводя данные агента, можно будет посмотреть, с какой компанией он работает и имеет ли право продавать данный продут от имени данного провайдера. И это только первый шаг. Далее мы займемся разработкой учебных программ и системы сертификации, сперва, опять-таки, на добровольной основе. Это нормально, что агент получает разрешение продавать такие сложные продукты, как накопительное страхование жизни, только проходя серьезное обучение. Поэтому в перспективе сертификация должна стать обязательной, что является неотъемлемым шагом на пути институционального оформления профессии финансового консультанта в России.

–Как вы оцениваете возможности участия страховщиков жизни в пенсионной системе?

– Моя личная позиция: важно, чтобы страховщики самым активным образом участвовали именно в добровольной части пенсионной системы. С этой целью государство должно создать стимулирующий налоговый режим для долгосрочных накоплений. Причем как на уровне индивидуальных клиентов, так и на уровне организаций, чтобы подтолкнуть развитие важнейшего во всем мире столпа пенсионной системы – корпоративных пенсионных систем. Необходимости допускать страховщиков на рынок ОПС - в текущем его состоянии и конфигурации - я лично не вижу. Сейчас мы внимательно следим за пенсионной реформой. Если мы как профессионалы в области управления долгосрочными накоплениями сможем оказаться полезными клиентам – обязательно предложим формат нашего участия. В некоторых странах, кстати, у пенсионных фондов есть возможность - а иногда и обязанность - покупать аннуитеты страховых компаний на этапе завершения накопления резервов. Это тоже интересный способ распределения ролей страховщиков и НПФ. Компании по страхованию жизни являются на сегодня большими профессионалами именно в актуарной составляющей деятельности: в медицинском андеррайтинге, в добровольных, а не обязательных продажах. Это и должно учитываться при определении способа их участия в пенсионной системе России.

– По Вашему мнению, какие каналы продаж продуктов по страхованию жизни будут наиболее активно развиваться в ближайшие 5 лет?

– Определенно активнее всего будет развиваться банковское страхование, потому что банк – традиционный институт, где клиенты привыкли совершать финансовые операции. Банк – структура, которой люди доверяют больше на сегодня. И для страховщиков это привлекательный канал продаж, так как банки располагают обширной наработанной клиентской базой и системой дистрибуции. Для бизнеса страховщика жизни банковское страхование оказывается сегодня выгоднее, чем развитие продаж через агентские сети если учесть все необходимые инвестиции в инфраструктуру построения и содержания  агентской сети и крайне невысокие объемы продаж в пересчете на 1 агента на отечественном рынке.  По моим оценкам, около 70% взносов, собираемых страховщиками жизни по накопительным программам, будет приходиться на банки, 20% – на агентскую сеть и офисные продажи, 10% – на прочие каналы продаж. И выход на рынок страхования жизни крупных банков – это очевидная гарантия активного развития банковского канала продаж в России.

 – Большую долю рынка смогут занять только те компании, которые входят в крупную банковскую группу?

– Считаю, что у них будет определенное преимущество, связанное именно с наличием мощной сети дистрибуции. Кроме того, будут заметны и компании, которые не связаны с банками, но входят сегодня в топ-5. Это российские компании с государственным участием и иностранцы, у которых есть преимущество в технологиях и доступ к мировой «базе знаний» - передовым практикам.

– Останется ли через 10 лет у российских страховщиков жизни более половины рынка? Или будут доминировать филиалы и «дочки» иностранных компаний?

–  Как я уже сказал, у Западных игроков большой потенциал. Да и им, в свою очередь, крайне интересна Россия  – у нас культура, близкая к европейской, огромный рынок и растущий уровень доверия к финансовым институтам и благосостояния населения. Но все же, с учетом всех факторов, на сегодня наиболее перспективным проектом в области страхования жизни на отечественном рынке представляется именно решение о  выходе на этот сегмент «Сбербанка России».