Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансы растущему бизнесу

 


КАРТА ПРОЕКТА
Финансы растущему бизнесу

– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ в первом полугодии 2014 года по сравнению с 2013 годом?

– В первом полугодии 2014 года продолжается тренд перевода фокуса внимания крупных игроков от кредитования к комплексной модели обслуживания с большим акцентом на некредитные продукты. Это обусловлено рядом причин: в первую очередь, потребностью рынка и отсутствием кредитного риска для банков, но влияют также и действия регулятора и возврат части капитала в страну. Однако стоит отметить, что уход в модель обслуживания клиентов только с трансзакционными продуктами маловероятен, так как большая часть клиентов по-прежнему нуждается в кредитных ресурсах, и без удовлетворения этой потребности привлечь клиента в банк сложнее.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ в первом полугодии 2014 года по сравнению с 2013 годом? Отмечаете ли вы существенное снижение спроса со стороны МСБ в 2014 году?

– Кредитные продукты по-прежнему востребованы со стороны МСБ, однако изменилась структура этой потребности. Мы видим сокращение объемов инвестиционного кредитования и увеличение доли оборотных кредитов. Такая ситуация объективно связана с рынком. Предприятия МСБ в текущей макроэкономической ситуации не готовы открывать инвестиционные проекты и поддерживают (развивают) текущую деятельность бизнеса. В целом мы не наблюдаем существенного снижения спроса, можно говорить о небольшой коррекции в связи с причинами, озвученными выше.

– Как на тенденциях и объемах кредитования МСБ отразилась политическая напряженность, усиливающаяся в 2014 году?

– На наш взгляд, политическая ситуация не оказала значимого влияния на рынок кредитования МСБ, в большей степени влияет макроэкономическая ситуация с замедлением темпов роста экономики.

– В условиях сокращения числа качественных клиентов какие, на ваш взгляд, стратегии борьбы за заемщиков МСБ сейчас наиболее эффективны? Какие меры предпринимает банк для повышения лояльности клиентов?

– Стратегию работы с клиентами МСБ каждый банк определяет самостоятельно. Естественно, привлечение качественных клиентов для банка более интересно. Инструментами для привлечения таких клиентов могут быть, например, продукты по рефинансированию кредитов в других банках или применение подхода RBP, когда клиентам с лучшим профилем риска предоставляется более привлекательная (сниженная) ставка по кредиту. Мы подходим к клиенту комплексно, договариваясь о наборе услуг банка, которыми воспользуется клиент, оценивая финансовое положение и формируя итоговое предложение по комплексному обслуживанию клиента в банке. Основная задача – удовлетворить весь набор потребностей клиента в банковском обслуживании.

– Ощущаете ли вы рост проблемных активов по итогам первого полугодия 2014 года? Изменялись ли подходы банка к оценке рисков при работе с МСБ с начала 2014 года? Наблюдается ли ухудшение качества кредитного портфеля, сформированного по технологии «кредитной фабрики»?

– Темпы роста экономики в первом полугодии замедлились – это нашло отражение и на рынке МСБ. Есть отрасли, на которые это повлияло сильнее, на другие – в меньшей степени. Мы внимательно следим за поведением отраслей и за состоянием отдельных клиентов. Наша задача – в случае проблем у клиента совместно выработать пути выхода из ситуации. Если говорить о поведении портфеля «кредитной фабрики», то здесь надо помнить, что изначально сама технология предполагает повышенный уровень риска, но и ставки в этом случае повышенные по сравнению со стандартной технологией предоставления кредитов. В целом можно говорить, что текущее поведение кредитного портфеля находится в рамках бизнес-плана банка.

– Как изменился уровень ставок по кредитам МСБ в первом полугодии 2014 года? Какие факторы будут оказывать влияние на динамику ставок во втором полугодии 2014 года? Дайте ваш прогноз по изменению ставок на рынке кредитования МСБ в целом и прокомментируйте планы банка на второе полугодие 2014 года.

– В первом полугодии наблюдался рост стоимости привлечения ресурсов для банка, поэтому можно говорить о том, что в среднем ставки по кредитам выросли пропорционально росту стоимости фондирования. Мы как участники рынка не стали исключением. Увеличение ставок по кредитам МСБ за первое полугодие составило +0,5 п. п. Дальнейший тренд будет зависеть от стоимости ресурсов для банков. На наш взгляд, возможны дальнейшие корректировки, но незначительные – в пределах 0,5–1 п. п.

– Дайте свой прогноз по темпам прироста кредитного портфеля МСБ по банковской системе в 2014 году (14,8% по итогам 2013 года). Видите ли вы какие-либо драйверы роста (новые продукты, услуги и так далее), которые помогут рынку кредитования МСБ, несмотря на замедление экономики?

– Наша оценка по росту кредитного портфеля МСБ по банковской системе в целом – 5–7%. Существуют игроки, которые вырастут больше, другие – меньше. Это зависит от многих факторов – начальной базы, свободной ликвидности, соблюдения нормативов, стратегии работы с клиентами МСБ.
Наша позиция, что продукты банка для МСБ – это не инструмент стимулирования деловой активности бизнеса, а скорее способ удовлетворения уже сформированной потребности клиента. Мы, безусловно, следим за рынком и оперативно разрабатываем и внедряем новые банковские продукты, но спрос на эти продукты напрямую зависит от активности и роста бизнеса.