Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

Как вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке? Все-таки на страховом рынке больше позитива или негатива?

– Страховой рынок сейчас на изломе, и в таком состоянии негатив и позитив смешаны. За последнее десятилетие наша отрасль прошла несколько стадий взросления, а сейчас должна выйти на определенный новый уровень. Есть два новых фактора, которые скорректируют вектор развития рынка на ближайшее время. Первый фактор – это появление мощного субъекта регулирования в лице созданного государством мегарегулятора. Второй фактор – появление нового значимого субъекта в системе отношений «страховщик – страхователь». Новый субъект – это юридическое сообщество, заявившее свои права на долю дохода от страхового бизнеса и в силу своего бэкграунда обладающее хорошими возможностями лоббирования своих позиций в судейском сообществе. Эти два фактора будут сильно влиять на развитие рынка в ближайшее время. А весь позитив и негатив – это всего лишь составляющие текущего момента.

– Ожидаете ли вы роста доверия к страховым компаниям в связи с созданием мегарегулятора?

– В ближайшее время регулирование страхового рынка станет более жестким. В результате обнаружится много скелетов в шкафах, потребуется докапитализация рынка. По сути, мы можем констатировать начало процесса чистки рынка. И это неплохо. Теоретически в результате доверие к отрасли должно возрасти. Но хотелось бы, чтобы чистка проходила постепенно и не сопровождалась резкими заявлениями, дискредитирующими отрасль. От того, насколько взвешены и корректны будут все участники запускаемого процесса, будет сильно зависеть, повысится ли в результате доверие к страховой услуге или наоборот.

– Осенью 2013 года ЦБ РФ планирует начать разработку системы нормативов для страховых компаний. Какие нормативы, по вашему мнению, будут наиболее корректно и своевременно отражать ухудшение финансового положения страховщиков?

– Лидер и основа созданного мегарегулятора – Центробанк, поэтому, несомненно, на страховщиков будут распространены нормативы по контролю качества активов и реальности капитала, действующие сегодня в банковской системе. Грубо говоря, весь позитивный опыт регулирования банковской среды будет применен мегарегулятором в страховой отрасли, и надзор станет работать как прекрасно отлаженная машина. Вопрос лишь в том, поймет ли регулятор специфику страхового рынка и захочет ли ее учесть в полной мере при распространении на нас новых требований. Ведь оценка страховых обязательств по своей природе неизмеримо более сложна, чем оценка, например, банковских пассивов.

– Согласны ли вы с тезисом, что очень многие проблемы рынка можно решить на уровне СРО?

– Всех проблем СРО решить не могут, но они могут стать хорошим способом реализации обратной связи рынка с мегарегулятором. В комитетах ВСС, НССО, РСА, других профобъединений страховщиков сейчас создаются правила профессиональной деятельности, регламенты взаимодействия различных субъектов процесса страхования, требования к технологическим подсистемам рынка, отрабатываются модели корректного распределения рисков внутри страхового сообщества, моделируются правила функционирования компенсационных фондов. Создаются эти «правила жизни» во взаимодействии исполнительных органов профобъединений и специалистов страховых компаний, которые очень хорошо понимают специфику рынка изнутри, работают, что называется, «в полях». Мегарегулятор же сейчас может пойти двумя путями. Первый путь – наладить взаимодействие со страховым сообществом, заложить предпосылки создания профессиональных СРО, реализующих реальный, а не декоративный функционал. Второй путь – использовать СРО в качестве «сателлитов» жесткой вертикальной системы регулирования. Первая модель содержит больше предпосылок для формирования эффективного и диверсифицированного страхового рынка.

– В обзоре финансовой стабильности ЦБ РФ в качестве существенного риска развития страхового рынка называется его зависимость от розничного кредитования. Насколько значимым является этот риск?

– Зависимость от розничного кредитования – прямое следствие того, что страховщики мало работают с конечным розничным клиентом. Они сосредоточились на взаимодействии с каналом продаж или, если сказать жестче, просто капитулировали перед банковским каналом продаж. В цене страховой услуги, продаваемой банками, 80% составляет комиссия. Страховщикам надо думать, как защитить нетто-ставку, а не сокрушаться о возможном снижении брутто-объемов. Способ добиться этого один – создавать лояльную клиентскую базу, образовывать клиентов, объяснять им ценность страхового продукта внутри кредитной услуги. Если клиент начнет понимать реальную значимость страхования, он будет искать страховщика на свободном рынке, который предоставит ему реальное покрытие за адекватную цену, не увеличенную на непомерную комиссию банка. Пока же внушительные объемы сборов по банкострахованию, формально отражаемые в отчетности страховщиков, по сути, оседают на счетах банков. Так что риск снижения объемов страховой премии в связи с возможным падением кредитования – в нынешней конструкции, скорее, пока риск банков, а не страховщиков.

– В 2013 году отмечается замедление темпов роста взносов. Ожидаете ли вы роста демпинга по аналогии с ситуацией 2010–2011 годов? Если да, то в каких сегментах?

– Демпинг возможен в имущественном страховании, страховании ответственности и в страховании от несчастных случаев. В страховании ДМС, например, демпинг уже недопустим, там уже демпинговать некуда. Ну а в автостраховании в существующей ситуации на резкое снижение тарифа может пойти разве что компания, находящаяся в предбанкротной ситуации.

– По некоторым оценкам, за последние десять лет число судебных разбирательств по страховым выплатам выросло в 100 раз. С помощью каких мер можно снизить судебные издержки и повысить доверие к страховой отрасли?

– В сложившейся ситуации отчасти виноваты сами страховщики, выплатная политика которых слишком часто в последнее время понуждали страхователей обращаться за помощью в суд. В результате, как я уже отмечал, во взаимоотношения между страховщиком и страхователем со своим экономическим интересом вмешалась третья сила – юридическое сообщество. При этом, как представляется, страховщики недооценили лоббистский потенциал юристов в ментально понятной им судейской среде. Кажущаяся на первый взгляд абсурдной постановка вопроса – наказать гипотетически нерадивого страховщика на сумму, кратную сумме первоначального спора, – на самом деле открывает возможность для отличного бизнеса. Хотелось бы, чтобы государство, заинтересованное в устойчивости страхового рынка, исследовало в ближайшее время, кто же является выгодоприобретателем последствий этой «продуктивной» идеи. Почему-то кажется, что это не только (и не столько) страхователи.

В новой системе отношений досудебное разбирательство почти исчезло как явление, при поддержке юристов страхователи выставляют страховщикам непомерные требования, и почти всегда суды их удовлетворяют. Поэтому страховой омбудсмен может стать инструментом балансировки сложившейся ситуации только при наделении его необходимым статусом и полномочиями приостанавливать судебное разбирательство до изучения сути спора в досудебном порядке.

– В 2013 году отмечается резкое снижение рентабельности страхового бизнеса. За счет чего страховщики могут поддержать собственную рентабельность?

– «Волшебных» результатов от инвестирования страховых резервов в условиях крайней волатильности финансовых рынков ожидать не приходится. Новое толкование закона о защите прав потребителей в части применимости его в страховой отрасли вынуждает страховщиков оплачивать реальные и надуманные страховые события чуть ли не «на опережение». Способы поддержания рентабельности в такой ситуации – только адекватная тарифная политика, модернизация правил страхования и методичная работа по сокращению расходов на ведение дел.

– За 2012–2013 годы на страховом рынке произошло минимальное число сделок M&A. Ожидаете ли вы роста числа сделок M&A в ближайшие несколько лет?

– Вряд ли в ближайшее время на рынке появятся игроки, которые смогут инвестировать в покупку доли рынка, это очень дорого. Покупать долю рынка за будущие убытки уже никто не будет. Сделки по слияниям-поглощениям возможны, но бизнес приобретаемых компаний будет оцениваться не с применением определенного мультипликатора к брутто-премии, а с четким расчетом параметров доходности, устойчивости и лояльности клиентского портфеля, занимаемой ниши, возможностей интеграции технологической платформы. При таком подходе объектов для поглощения осталось не так много. Это некоторое количество самостоятельных нишевых игроков. Так что большого количества сделок мы не ожидаем.

– Смогут ли новые технологии, например, электронные страховые полисы, в среднесрочной перспективе существенно поменять «лицо» страхового рынка?

– Эти технологии не представляются мне «прорывными», но важны и интересны в контексте необходимости сокращения расходов на ведение дела страховых компаний.

– Каков ваш сценарий развития рынка накопительного страхования жизни в случае введения налоговых льгот и допуска страховщиков к пенсионной системе? Смогут ли страховщики успешно конкурировать с НПФами?

– В условиях, когда нет безусловно хорошего восприятия страховой услуги со стороны потребителей, биться лоб в лоб с НПФами за рынок – смерти подобно. Поэтому сейчас для страховщиков целесообразнее сосредоточиться на зоне, которая не является конкурентной для НПФов. Если говорить о накопительном страховании, то это коллективное среднесрочное смешанное страхование жизни в рамках внутренних социальных программ для корпораций, а также аналогичные 5-10-летние продукты для физических лиц. Радикальные прорывы на рынке долгосрочного накопительного страхования жизни возможны только при условии создания системы гарантирования накопительной составляющей. Пока такой системы нет, говорить о серьезном большом интересе людей к «длинным» страховкам не приходится.

– Каков ваш прогноз динамики взносов на 2013–2014 годы? Какие виды страхования дадут наибольший прирост взносов? Какие виды страхования ждет стагнация?

– В 2013–2014 годах рынок будет расти в пределах 10–15%. Вряд ли какой-то вид страхования будет существенно опережать другие, скорее всего, рост будет более-менее равномерным. При условии запуска новых крупных инфраструктурных проектов начиная с 2015 года рост объемов страхования может быть более внушительным за счет страхования имущества и строительно-монтажных рисков. Ожидать роста в рознице не приходится, потому что экономическая ситуация сейчас неопределенная. И, наконец, создание системы гарантирования накопительной составляющей внутри системы долгосрочного страхования жизни может вызвать резкий рост этого сектора страхования. Эта задача может стать отличным вызовом для страховщиков.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!