Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«По результатам первой половины 2017 года ГТЛК стала крупнейшей лизинговой компанией России, сохранив при этом лидирующие позиции по объему нового бизнеса»

 – Какие значимые события произошли на лизинговом рынке в 1 полугодии 2017 года?

– Самым значимым событием для нас стал тот факт, что по результатам первой половины 2017 года ГТЛК стала крупнейшей лизинговой компанией России, сохранив при этом лидирующие позиции по объему нового бизнеса. Бизнес компании активно развивается, и это находит отражение в соответствующем рэнкинге. Конечно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом и готовим стратегические планы на будущее. Одним из приоритетных направлений деятельности нашей компании является развитие экспорта российской высокотехнологичной продукции. 

Если говорить о рынке лизинга в целом, то можно с уверенностью говорить о его восстановлении после нескольких лет падения. Рост, который рынок показал в прошлом году, продолжился и в текущем. Также можно отметить вопросы по введению механизмов регулирования лизинговой отрасли, инициированные ЦБ. Будет ли запущена эта система, какова она будет, какие нормативы будут вводиться, будет ли изменена система стандартов бухгалтерского учета, которые применяются для учета лизинговых операций. Все эти события еще не свершились, но они, безусловно, повлияют на рынок в будущем.

 – Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок во второй половине 2017 года? Укажите причины, подтверждающие ваши ожидания.

– Считаю, что темпы роста, заложенные в первой половине 2017 года, будут сохраняться. С одной стороны, в определенной степени на них оказывает влияние отложенный спрос. С другой стороны, мы видим восстановление российской экономики. Поэтому считаем, что рынок будет активно расти. Но какова будет в окончательном виде его отраслевая структура, можно будет судить только по результатам года.

 – С какими сложностями в первую очередь столкнутся лизинговые компании при переходе на единый план счетов (ЕПС) для НФО? Какие траты, сопряженные с переходом на ЕПС, по вашим оценкам, в среднем понесут крупные (топ-20) и небольшие компании? Какому типу лизинговых компаний будет сложнее адаптироваться к новым требованиям?

– Для крупнейших игроков на рынке гораздо более актуальной является отчетность по международным стандартам. Она с точки зрения репрезентативности лучше всего отражает состояние бизнеса любой лизинговой компании. Если будет принято окончательное решение по переходу на единый план счетов для НФО, то будем, конечно, его исполнять. Вообще, переход на любую новую систему учета – это сложная и затратная процедура. К тому же стоит вопрос о том, как с этой отчетностью будут работать финансовые институты, кредитующие лизинговые компании.

 – Из каких отраслей экономики компания ожидает роста спроса на лизинг со стороны клиентов в связи с началом восстановления российской экономики? Какие виды транспорта будут наиболее востребованы в текущем году?

– ГТЛК активно работает не во всех отраслях рынка, поэтому скажу об ожиданиях конкретно нашей компании. В первую очередь мы ожидаем сохранения спроса в авиации. Наш авиационный бизнес активно расширяется, как за счет реализации программы развития аренды самолетов SSJ-100, так и за счет новых типов воздушных судов. Это и поставка вертолетов в рамках программы санитарной авиации, и программа локализации самолетов «Л-410». Также мы ожидаем достаточно большую активность в сегменте лизинга водного транспорта, судов класса «река – море». В данной отрасли существует большая потребность в обновлении флота, и мы видим, что спрос на новые суда год от года только растет. На наш взгляд, будет продолжать развиваться рынок лизинга грузовых вагонов. Это обусловлено в том числе списаниями вагонов – в некоторых сегментах по 30–40% парка. Этот процесс оказал очень позитивное влияние на состояние доходности сегмента лизинга грузовых вагонов, потому что естественным путем была списана избыточная часть парка. Часть из списанных вагонов, безусловно, должна восстанавливаться. Дальнейшие перспективы этого сегмента будут сильно зависеть от того, насколько активно будет финансироваться строительство новых вагонов. Надо отметить, что рынок консолидированно ожидает позицию финансовых институтов, направленную прежде всего на недопущение профицита вагонов. Потому что в ближайшее время такого механизма регулирования, как списание парка с истекшим сроком использования, у нас не будет. Мы ожидаем, что финансовые институты будут внимательно следить за такими показателями, как рост и падение грузоперевозок, дефицит или профицит парка на сетях железных дорог. Также мы считаем, что в железнодорожном сегменте будет развиваться лизинг пассажирского подвижного состава. Наша компания начала реализовывать первые сделки в этом сегменте два года назад, и объем бизнеса прирастает. Темпы роста в сегменте лизинга пассажирского подвижного состава будут высокие, исходя из низкой базы для сравнения. Это связано с тем, что этот вид подвижного состава только начинает финансироваться через механизм лизинга. Возможно, начнут реализовываться первые проекты с тяговым подвижным составом. Однако мы не ожидаем больших сделок в нынешнем году – это скорее перспектива на ближайшие годы.

 – Какие виды железнодорожных вагонов (цистерны / хопперы / полувагоны / фитинговые платформы и так далее) пользуются наибольшим спросом в 2017 году? Какова сегодня ситуация с платежеспособностью ж/д операторов? Стоит ли в этом году ожидать снижения объема оперлизинга в ж/д сегменте?

– В 2017 году наибольшим спросом пользуется универсальный парк, прежде всего полувагоны. Как я уже говорил, в 2016–2017 годах большое количество вагонов было списано. И тот профицит, который был в 2014 и 2015 годах, на сегодняшний день сменился дефицитом. Это позволило подрасти ставкам доходности железнодорожных операторов. Стоит отметить, что проблемы, через которые рынок прошел в предыдущие годы, позволили провести достаточно хорошую чистку в рядах операторов. На сегодняшний день на рынке сильно сократилось количество компаний, которые занимаются исключительно арендой вагонов. Остались игроки, которые в основном занимаются оперированием грузов. Это позитивные изменения для лизингодателей, потому что компания, осуществляющая непосредственно перевозку грузов имеет и более высокую доходность, и более предсказуемые денежные потоки, которые могут быть направлены на оплату лизинговых платежей. В некоторых сегментах подвижного состава мы продолжаем наблюдать профицит и ожидаем, что предстоящие списания улучшат ситуацию. Речь в первую очередь о нефтебензиновых цистернах. Важно отметить, что на сегодняшний день производство нового подвижного состава не растет теми темпами, как это происходило в 2011 и 2012 годах, когда отрасль вагоностроения показала абсолютный рекорд. И вагоностроители, и операторы, и финансовые институты ведут крайне взвешенную политику по наращиванию темпов производства. Потому что ряд заводов в прошедшие годы практически ничего не выпускал.

Я бы не говорил о серьезных снижениях объемов лизинга в железнодорожном сегменте от текущего уровня, потому что, кроме сделок по финансированию нового подвижного состава, и в этом, и в следующем году будут реализованы проекты по рефинансированию существующих контрактов и смене лизингополучателей. Формально эти сделки являются новым бизнесом, и они учитываются на рынке. С другой стороны, это не будет приводить к появлению новых грузовых вагонов на сети «РЖД». Поэтому отрасль вряд ли вырвется в лидеры, как это было некоторое время назад. И доля подвижных составов, которая была в 2010–2012 годах, по всей видимости, не вернется. Впрочем, и особого падения в этом сегменте мы не ожидаем. Окончание цикла большого списания вагонов, который завершится к 2020 году, будет нивелировать спрос на новый парк, но его все равно в разумных количествах будут строить.

Надо признать, что платежеспособность операторов и в предыдущие годы была в общем-то удовлетворительной. Вопрос был в уровне ставок, которые операторы могли платить и которые явно не позволяли не только окупать инвестиции, но и полностью обслуживать процентные выплаты. Более позитивно себя чувствовал ранее произведенный парк, потому что при низкой стоимости такого типа вагона ставка лизингового платежа на него была тоже невысокой и позволяла вписаться даже в условия низких ставок доходности, которые были на рынке. При этом новый подвижной состав с теми ставками окупать было невозможно. То есть платежеспособность операторов, мы считаем, осталась на прежнем уровне. А вот выросший уровень доходности позволил лизинговым компаниям получать те платежи, которые они не получали в предыдущие годы.

 – Какие продукты в текущих условиях, по вашему мнению, будут востребованы клиентами? Был ли отказ от существующих / введения новых продуктов?

– Я не думаю, что продуктовая линейка лизинговых компаний сильно изменилась в прошедшем полугодии. Вряд ли сильно будет меняться и в будущем году. Единственное, что хотел бы отметить – это активный рост объема долгосрочных сделок. Сделок с предметами лизинга, имеющими длительный срок эксплуатации: самолеты, корабли, подвижной железнодорожный состав, инфраструктура. И сегодня уже не редкость сделки сроком 12 лет.

 – В 2016 году в структуре нового бизнеса наибольшее увеличение доли показал сегмент морских и речных судов (с 2 до 7%). Сохраняется ли данная динамика в 2017 году? Какова, по вашему мнению, емкость рынка лизинга водного транспорта, учитывая высокую степень износа действующего парка?

– В сегменте лизинга морских и речных судов динамика будет достаточно высокая. Мы стоим на пороге достаточно большого цикла по необходимости замены судов, произведенных еще в советское время. С одной стороны, у этих судов истекает срок использования, а с другой – Российская Федерация присоединяется к международным требованиям, регламентирующим состояние и экологические параметры использования различных типов судов. Все это говорит о том, что объем инвестиций в данном сегменте в ближайшее время будет только расти.

 – В 2016 году объем лизингового бизнеса в авиасегменте во многом был сформирован сделками вашей компании (около 50% нового бизнеса в сегменте авиатехники). Каковы планы компании по объемам сделок с авиатехникой на 2017 год? Существуют ли предпосылки к развитию не только лизинга самолетов, но и вертолетной техники в России?

– В этом году мы приступили к активному развитию бизнеса в вертолетном сегменте. В конце прошлого года в рамках программы развития санитарной авиации мы подписали контракт с «Вертолетами России» на закупку 29 вертолетов. На реализацию этой программы ГТЛК была докапитализирована на 3,8 млрд рублей, плюс к этому более 5 млрд рублей планируем привлечь до конца 2017 года из внебюджетных источников по аналогии с программой SSJ-100. В следующем году на развитие лизинга вертолетов предусмотрена докапитализация ГТЛК еще на 4,3 млрд рублей. Реализуя эту программу, мы получаем заявки со всей России. Это связано с колоссальной потребностью в новых вертолетах, так как текущий парк отличается большим износом. И тот механизм, который был предложен ГТЛК, участники рынка восприняли очень благоприятно. Поэтому в нынешнем году все 29 вертолетов, оснащенные медицинскими модулями, будут переданы в финансовый лизинг эксплуатантам.

Думаю, что темпы роста бизнеса в авиасегменте останутся на прежнем уровне. Доля авиации в нашем лизинговом портфеле продолжает оставаться существенной. При этом портфель формируется за счет контрактов с нашим ключевым партнером – государственной компанией «Аэрофлот», а также за счет некоммерческого лизинга с государственной поддержкой – программы развития аренды SSJ-100, проекта локализации самолетов «Л-410» и программы лизинга вертолетов. Эти программы будут продолжены и в следующем году. При этом надо сказать, что мы активно работаем над сбалансированностью нашего портфеля и стараемся снижать долю авиации не за счет снижения доли бизнеса в этом сегменте, а за счет расширения объемов бизнеса в других отраслях.