Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Русские инновации

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Русские инновации

«Для того, чтобы бизнес поверил государству, надо еще много сделать…»

Анна Белова

-Почему на ваш взгляд российский бизнес в своей массе мало заинтересован в инновациях?

Основным драйвером инноваций является конкурентоспособность экономических субъектов. Если в экономической среде создан тренд отбора по принципу «закупается только тот товар, у которого наилучшее соотношение «цена/качество», то любая компания становится заинтересована в создании и развитии конкурентных преимуществ через внедрение новых инновационных продуктов или процессов. Сколько бы мы не декларировали необходимость модернизации и инновационного сдвига в экономике, сегодня, к сожалению, реального спроса на инновации у экономических субъектов пока не возникает. В большинстве случаев правила игры ориентированы на то, что побеждает тот, кто лоялен, тот, кто ближе, тот, кто встроен в некую индустриальную лоббисткую пирамиду, а не тот, кто объективно наиболее конкурентоспособен. Это приводит к дискредитации мотивации к развитию инноваций. Еще один источник проблем – это ментальные барьеры, причем и объективные, и субъективные.

Пока у нас бизнес не очень охотно выбирает долгосрочную инновационную модель развития при сопоставлении с понятной сырьевой или простой схемой «быстрого оборачивания денег». Вообще такое поведение бизнеса характерно для не очень устойчивых экономических режимов с низкой инвестиционной привлекательностью. Обычно в таких условиях у бизнеса весьма мало стимулов брать на себя риски, связанные с инновациями, поскольку этот вид деятельности отвлекает ресурс от нормальной операционной деятельности компании. Тратятся время менеджмента и деньги, вероятность высокого приза невелика, а рыночные позиции бизнеса можно укреплять другим набором мер.

Поэтому в различных странах при постоянной стратегической задаче активизации инновационной деятельности, государство увеличивает софинансирование венчурных, инновационных разработок, беря на себя часть рисков. В России государство сейчас пытается создать подобную схему софинансирования исследований и инновационных разработок, но назвать этот процесс успешным пока нельзя. Ключевой барьер – ментальный. Бизнес пока не верит государству и для того, чтобы он поверил государству, надо еще много сделать. Во-первых, существующая система контроля делает всякое взаимодействие с госденьгами крайне не желательным для частных компаний. Получив однажды софинансирование НИОКРа компания на годы превращается в легитимную мишень для бесконечных комиссий и проверок, причем проверяющие вмешиваются не только в вопросы, связанные с конкретным НИОКРом, но и в темы, вообще не связанные с ним.

Во-вторых, в рамках действующего законодательства есть вопросы в части прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные с привлечением государственных средств.

В-третьих, и, на мой взгляд, это сейчас главное, есть существенный дефицит самих инновационных идей. В отличии от малого бизнеса, который можно развивать практически везде, и с совершенно различным набором базовых компетенций, для развития инноваций необходима «предыстория», т.е. научная или технологическая школа, соответствующая среда. Сегодня наблюдается парадоксальная ситуация – не инноваторы ищут деньги, а фонды ищут стоящие инновационные идеи. И если вдруг они появляются, то и авторы, и бизнес идут к государству в последнюю очередь. Обратной стороной этой медали является то, что государство сегодня продолжает наполнять годовые бюджеты научных и исследовательских институтов, вместо того, чтобы перейти на проектное финансирование и адресную поддержку.

- И что в этой ситуации делать?

Движение в сторону инновационного развития в России сейчас находится в точке, когда ключевые препятствия для его осуществления в целом уже хорошо диагностированы. По их списку достигнут широкий консенсус. Сейчас необходимо в сжатые сроки подготовить план действий по устранению этих препятствий. Начинать нужно безусловно с ревизии законодательства, но также необходимы и радикальные изменения в государственной системе финансирования НИОКРов через ФЦП. С момента возникновения этот механизма служил средством удержания на плаву государственных и полугосударственных НИИ, однако зачастую это спонсорство шло без всякой увязки тематики работ с текущими реальными потребностями экономики. Ликвидировать этот разрыв исключительно государственными усилиями не получится, бизнес должен  участвовать в распределении государственных средств на исследования начиная с отбора конкретных тем и проектов. Только в том случае если бизнес «подпишется» что именно эти темы интересны, и частично вложится в их разработку, появятся реальные шансы на внедрение новых разработок, иначе все опять будет по-старому наука отдельно, бизнес отдельно. Возможным решением этой проблемы может стать инструмент технологических платформ.

- Что сейчас происходит с R&D в компаниях СУЭК?

Каждая страта в бизнесе имеет свой лимит возможностей. У крупных компаний НИОКРы были всегда. Да, раньше они не были выделены в организационной структуре, не было корпоративных программ развития инноваций, но исследовательские и инженерные разработки шли. Поэтому когда вопросы инновационного развития начали набирать значимость, крупным компаниям было легче всего адаптироваться к этим изменениям за счет использования уже существующих внутренних организационных и интеллектуальных ресурсов. Трансформация R & D в крупных компаниях прежде всего проявилась в формировании специализированных структур и формировании программ инновационного развития в рамках которых можно выделить три типа проектов. 1) Модернизирующие, связанные с улучшением существующих технологических процессов (в случае СУЭКа - утилизация метана, новые конвейерные системы с интеллектуальными приводами и т.д.). 2) проекты, направленные на создание новых продуктов (в случае СУЭКа - создание буроугольного брикета, полукокс, углехимические технологии, композитные материалы). 3) Стратегические проекты, нацеленные на внедрение технологий нового поколения или бридж-проекты. Особенность последней группы легче всего пояснить на примере. Перед созданием технологической системы «безлюдный разрез» требуется решить целый комплекс предварительных задач связанных с разработкой систем связи, систем встроенного искусственного интеллекта, систем дистанционного контроля, их сопряжения с транспортными средствами и оборудованием для добычи. Каждый такой проект – это маленький «кирпичик» в лестнице, ведущий к выходу на принципиально новый уровень эффективности всего технологического процесса. Критическая масса.

Связь со стратегией прямая, если мы говорим что рост эффективности может быть достигнут только за счет радикального наращивания производительности труда,

Таким образом, связываются стратегия и инвестиционная программа, в которой формируется защищенный инновационный бюджет. Координацию этих процессов осуществляет Центр новых и инновационных технологий СУЭК, зонтичная структура, в функции которой входит: (а) формирование базы данных лучших существующих практик и технологий, (б) стимулирование и управление потоком инициатив и идей изнутри и извне компании. Внутри большой корпоративной системы целесообразно сформировать центр компетенций, который мог бы служить фильтром и интерфейсом для работы с информацией и инициативами. Третья функция это проектный менеджмент, центр новых технологий – это не лаборатория, а механизм организации и координации исследований, ведущихся за пределами компании задача которых проверка практической реализуемости инициатив. Четвертая функция – коммерциализация, когда уже ясно, что технология имеет реальные перспективы.

– Какие проекты в области инноваций планирует осуществить СУЭК?

– В настоящий момент в компании уже осуществляется ряд таких проектов. Вот лишь некоторые из них: использование новых высокопроизводительных комплексов на шахте «Котинская» и разрезе «Тугнуйский», производство электрической и тепловой энергии за счет утилизации метана на шахте им. С.М. Кирова; производство полукокса на Березовском разрезе; производство микросферы из золошлакоотходов ТЭС компании; производство строительных материалов на основе золошлакоотходов ТЭС компании и ряд других. На шахте «Котинская» работает система позиционирования и оповещения людей «Гранч» – это тоже инновационная технология.

СУЭК занимает третье место в мире по запасам бурого угля, рынок использования которого ограничен в силу невозможности длительного хранения и транспортировки на дальние расстояния. Но благодаря как раз инновационным технологиям мы хотим попробовать сделать из него новый продукт – высококалорийный угольный брикет, который будет востребован рынком. Также очевидна возможность использования легко газифицирующегося канскоачинского бурого угля как сырья для продуктов углехимии. Таким образом, мы сможем использовать уголь не только как сырье, но и создавать из него продукты с высокой добавленной стоимостью.

– Какие изменения в корпоративной культуре необходимы для стимулирования процесса инноваций?

Говоря о новом инновационном подходе к развитию компании, хотела бы отметить важность организационных и управленческих инноваций. В «СУЭКе» сейчас готовится создании системы центров поддержки изменений, ориентированных на инициативу всех сотрудников компании. Очень часто человеку, который видит на своем рабочем месте, что конкретно можно изменить к лучшему, сложно запустить процесс начала изменений. Ему некуда пойти: к сожалению, многие руководители, в силу занятости или нежелания дополнительной нагрузки и ответственности, предпочитают игнорировать предложения, не имеющие отношения к производственному процессу в данный момент времени. Мы в СУЭК планируем создать систему, когда любой сотрудник сможет сообщить о своих предложениях по повышению эффективности работы (на любом уровне – как своей, так и предприятия в целом) легко, и, главное, за хорошие идеи будут предусмотрены материальные поощрения. Отбором перспективных проектов и решений займутся специально созданные комиссии. Более того, лучшие предложения будут учитываться при разработке инвестиционной программы СУЭК.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!