Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Борисом Батиным, генеральным директором МФО «Мани Мен»

Какие ключевые тенденции Вы бы выделили на приоритетном (приоритетных) для Вашей компании сегменте (сегментах) микрофинансового рынка (микрозаймы до зарплаты/потребительские микрозаймы ФЛ/микрозаймы для ЮЛ и ИП) с начала 2013 года?

– Ключевая тенденция в нашем сегменте это, в первую очередь, технологичность. Все больше компаний автоматизируют бизнес процессы и выходят в онлайн.  Всё больше компаний вводят новые технологии по выдаче и зачислению денег. Например, выпуск предоплаченных карт, то есть доставка клиенту средств путём выпуска собственного пластика. Далее, это автоматизация скоринговых систем, новые технологии самого скоринга, в том числе по социальным сетям. Вот наиболее интересные тенденции на рынке. Ну и, разумеется, рост, поскольку именно сектор “payday loan” из всех сегментов микрофинансирования на данный момент наиболее быстрорастущий. 

Можете ли Вы оценить примерный объем (в млрд. руб.) рынка МФО (в т.ч. основного сегмента Вашей Компании) по состоянию на середину 2013? Каков Ваш прогноз на начало 2014 года?

– Объем российского рынка микрофинансирования сегодня это, приблизительно, 55-60 млрд рублей, с учётом того, что к концу 2012 года он составлял 48 млрд. В 2014 году, общий рост рынка будет примерно на уровне 20%, но именно в сегменте “payday loan” будет превышать 40-50%, как мне кажется.

Как изменился спрос со стороны клиентов на продукты Вашей Компании с начала 2013 года? Какие продукты пользуются наибольшей популярностью? Какие новые продукты были внедрены или планируются к внедрению Вашей Компанией, как Вы оцениваете их потенциал?

– С начала этого года, мы ввели, в дополнение к месячным займам, продление займов, и это становится с каждым месяцем всё более востребованной услугой среди наших клиентов. Мы также добавили реструктуризацию займов для клиентов, которые давно в просрочке. Теперь люди имеют возможность решить свои долговые проблемы путём более длинных выплат. В дальнейшем, мы планируем добавлять способы доставки денег клиентам, в том числе добавим предоплаченные карты. У клиентов будет карта «Мани Мен», которой они смогут пользоваться и пополнять как своими деньгами, так и заёмными. Сейчас мы общаемся с несколькими банками на предмет выпуска карт. Пластиковые карты будут брендированными, а эмитентом будет сам банк. Это будет обычная карта VISA либо MasterCard, клиент сможет туда положить свои деньги и использовать свои средства для покупки товаров, и, в том числе, в случае нехватки денег, пополнять счет карты получая заем от нашей компании.

Я уверен, что процент клиентов, которые будут пользоваться продлением и предоплаченными картами будет расти, и в течении 2014 года,  более 50% клиентов воспользуются ещё одним новым продуктом в дополнение к основному займу.

Как изменилась с начала 2013 года платежная дисциплина заемщиков в целом по рынку и конкретно в Вашей компании? Какой уровень дефолтности портфеля займов является «комфортным» для Вашей Компании?

– Платёжная дисциплина заёмщиков, в целом, изменилась не сильно. Единственное, что меняется, это система оценки заёмщиков и кол-во заемщиков. Компании, в том числе и наша, учатся выдавать деньги более надёжным клиентам. Поэтому, я бы сказал, что меняется не дисциплина заёмщиков, а меняются технологии и способы оценки рисков. И, как результат, дефолтность нашего портфеля продолжает снижаться.

Здесь надо учитывать то, что в сравнении с платёжной дисциплиной заёмщиков в других странах, в России данный показатель пока на низком уровне. Если брать даже соседние страны, например Прибалтику или страны Восточной Европы, где наш продукт так же популярен, то там дисциплина у заёмщиков намного выше. Потому что клиенты, в массе своей, финансово грамотны, они понимают, что такое заем, как его брать, как возвращать, когда возвращать. Особенно важно, что невозврат имеет всегда более серьезные последствия для заёмщиков в других странах. То есть, имея плохую кредитную историю, человеку становится действительно тяжело жить. Он не сможет купить себе новый телефон в кредит, не сможет занять в случае необходимости деньги у банка. В России кредитная история пока не сильно влияет на качество жизни человека. Мы планируем расширяться на страны СНГ и страны Восточной Европы, поэтому вопрос финансовой дисциплины заёмщиков в соседних странах для нас является актуальным. 

Как, по Вашему мнению, будущие новации в регулировании (минимальный размера УК, обязательный аудит отчетности, переход на общую систему налогообложения, создание резервов по просроченным займам, ограничение ставок по микрозаймам и пр.) повлияют на рынок микрофинансирования (число компаний, темпы роста и проч.) и конкретно на Вашу Компанию в среднесрочной перспективе?

– Регулирование, как мне кажется, очень важный момент для нашего рынка. И очень важно подойти к этому вопросу правильно. Регулирование может при верном подходе улучшить рынок и сделать его более прозрачным. Например, убрать всех нечестных игроков, которые портят наш рынок, портят репутацию рынка и создают общий негативный фон. С другой стороны, неправильное регулирование может, наоборот, загубить всех «белых» игроков, которые играют прозрачно и работают в рамках закона. И, в таком случае, все «серые» игроки, против которых мы пытаемся бороться, выйдут на первый план. Если смотреть конкретные детали, то такие вещи как минимальный размер уставного капитала и обязательная отчетность – это правильно. Иметь разумный минимальный размер уставного капитала – это нормально и хорошо, это уберёт, скажем так, мимолетных желающих заняться этим бизнесом. Общая система налогообложения и аудит, а также создание резервов, это обязательные вещи. Без них отчетность, которую предоставляют компании, ничего общего с настоящим финансовым состоянием компании не имеет. Если подходить к отчётности микрофинансовой организации как к отчётности обычной компании, считать все доходы, которые были начислены, и при этом не создавать резервы, а это то, что у нас сейчас есть, то по этой отчётности ничего общего с реальностью обнаружить нельзя. Банкам или инвесторам будет сложно оценить финансовое состояние компании. Поэтому я считаю, что резервы, минимальный размер уставного капитала и аудит, как и прозрачность работы в целом, это обязательное условие для «белого» рынка. С другой стороны, я уверен, что всё остальное: ставки, сроки и условия надо отдать рынку на то, что бы он сам это установил. Как и в любом другом секторе это, по сути, спрос и предложение. Если есть конкуренты, а они есть, то условия для клиентов всегда будут максимально выгодными. Как пример, давайте посмотрим на интернет-магазины электроники. Все знают, что они работают с минимальной маржой, и клиент получает технику на наиболее выгодных условиях. Но для этого никому не надо было регулировать этот рынок и ставить максимальную цену для техники. То же самое и здесь. Есть много разных продуктов, есть “payday loan” на месяц, есть кредиты длиннее, на разные нужды, и под разные займы есть разная цена. И рынок это установит сам. Всё, что нужно регулятору, это заставить компании работать честно, прозрачно, в рамках закона. Со всем остальным, я считаю, рынок справится. И при таких условиях рынок будет расти. Число новых компаний будет не такое большое, потому что уйдут все мелкие однодневки, но будет создаваться меньшее число более качественных компаний. Темпы роста именно по микрокредитованию останутся теми же, разница только будет в том, что это будет не десять мелких компаний, а две-три крупные компании будут выдавать деньги тем же клиентам.

Планируются ли изменения в стратегии развития Вашей Компании в связи с планируемым ужесточением требований к МФО со стороны ЦБ РФ?

– Нет, изменения в стратегии работы нашей компании не планируются. Мы изначально выстраивали стратегию работы под регулируемый рынок. В нашей управленческой отчетности у нас резервы есть. Мы ожидали ввод резервов, и наша управленческая отчетность просто станет официальной. Что касается вопроса с минимальным уставным капиталом – у нас на это есть средства, и как только с точки зрения закона это будет обязательным, мы просто увеличим уставной капитал. В случае нашей компании, ужесточение требований не сильно повлияет на стратегию развития. Повторюсь, мы изначально работаем с предположением, что есть регулирование и необходимо быть максимально прозрачными и чистыми. И новые требования нам скорее помогут, потому что все игроки на рынке будут играть по одинаковым правилам.

Укажите несколько приоритетных законодательных новаций, которые, по Вашему мнению, необходимы рынку микрофинансирования для дальнейшего сбалансированного развития.

– С моей точки зрения, необходимые для рынка приоритетные законодательные новации это, во-первых, резервы, это действительно очень важно. Во-вторых, это прозрачность условий договора. Например, нужно обязательно на первой странице оферты указывать всю сумму погашения. Условия займа должны быть максимально прозрачны и понятны для клиента. Далее, закон о рекламе. Я считаю, что компании, которые не являются микрофинансовыми, не должны так себя позиционировать. Иначе не понятно, зачем становиться микрофинансовой организацией, если можно просто как общество с ограниченной ответственностью делать то же самое, и для этого не надо выполнять никаких требований от регуляторов. А всё остальное рынок сделает сам. Рынок и конкурентная борьба сделают ставки наиболее низкими, при которых бизнес сможет существовать. Также, возможно стоит более строго ограничить возможность привлечения депозитов, так как зачастую вкладчик не понимает всех рисков микрофинансовой компании.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!