Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансы растущему бизнесу

 


КАРТА ПРОЕКТА
Финансы растущему бизнесу

– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ в первом полугодии 2014 года по сравнению с 2013 годом?

– Ситуация на рынке такова, что те изменения, которые мы видим сейчас, скорее со знаком «минус», чем «плюс». Выросла стоимость фондирования, соответственно, выросли конечные ставки для кредитования МСБ. Негативный вектор развития экономики находит свое отражение и в секторе малого и среднего бизнеса. Количество дефолтов компаний увеличилось, бизнес-самочувствие всего сегмента имеет негативный тренд. Банки сегодня вынуждены переоценивать ожидаемые потери от работы с клиентами МСБ и ужесточать подходы к кредитованию. Сложившаяся ситуация обусловлена объективными причинами, в их числе общее снижение прибыльности ведения бизнеса и ухудшение экономики отдельно взятых компаний. На фоне роста ставок подобная рыночная стагнация в целом не добавляет оптимизма.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ в первом полугодии 2014 года по сравнению с 2013 годом? Отмечаете ли вы существенное снижение спроса со стороны МСБ в 2014 году?

– Было бы правильнее говорить о снижении объемов выдач; в числе причин – как ужесточение подходов к кредитованию МСБ на фоне сбывающихся негативных прогнозов развития экономики, так и ухудшение финансового состояния самого сегмента компаний МСБ.

Если говорить о снижении спроса на кредиты со стороны самих бизнесменов – его сложно оцифровать, здесь скорее стоит отметить снижение предпринимательского азарта, риска по отношению к новым проектам, требующим финансирования на фоне негативных экономических ожиданий.

– Как на тенденциях и объемах кредитования МСБ отразилась политическая напряженность, усиливающаяся в 2014 году?

– Та внешнеэкономическая ситуация, которую мы сейчас наблюдаем, влияет на стоимость денег в стране. Возможности по фондированию банками своих операций на западных рынках сократились. Произошла своего рода цепная реакция: ЦБ поднимал несколько раз ключевую ставку, стоимость фондирования резко выросла, и это автоматически повлияло на стоимость кредитования малого бизнеса. Ухудшение экономики на фоне роста ставок создает своеобразные ножницы, не слишком позитивно влияющие на рынок кредитования МСБ, темпы роста которого закономерно снижаются. В целом ситуация складывается двояко. С одной стороны, принятые меры в силах простимулировать отдельные сегменты. Так, санкции на ввоз импортного продовольствия способны точечно простимулировать предприятия этой отрасли, но, с другой стороны, эти же меры бьют по компаниям малого бизнеса, которые специализировались на импорте. Соответственно, это негативно скажется на их деятельности. Это палка о двух концах: кому-то хорошо, а кому-то плохо. Будет ли это сбалансировано – тяжело сейчас сказать.

– В условиях сокращения числа качественных клиентов какие, на ваш взгляд, стратегии борьбы за заемщиков МСБ сейчас наиболее эффективны? Какие меры предпринимает банк для повышения лояльности клиентов?

– Лояльность действующих и потенциальных клиентов для нас серьезный вопрос, которому в Промсвязьбанке уделяется много внимания. Здесь речь идет не только о качестве обслуживания, а о целом спектре опций, делающих общение клиента с банком максимально комфортным и эффективным на всех этапах взаимодействия. Для этого мы не только повышаем качество консультирования, но и постоянно работаем над улучшением интернет-банкинга, запускаем образовательные программы и опции финансового консалтинга для клиентов. Предприниматели это ценят и воспринимают нас не просто как обслуживающий банк, но и видят в нас надежного партнера их бизнеса. В целом в клиентской работе мы сегодня сосредоточены скорее на удержании действующих клиентов, чем на привлечении новых. Поэтому в большинстве случаев идем навстречу, зачастую не повышая ставки или не повышая настолько, насколько выросла стоимость фондирования, даем льготы.

– Ощущаете ли вы рост проблемных активов по итогам первого полугодия 2014 года? Изменялись ли подходы банка к оценке рисков при работе с МСБ с начала 2014 года? Наблюдается ли ухудшение качества кредитного портфеля, сформированного по технологии «кредитной фабрики»?

– Ситуация в МСБ с точки зрения просрочки очевидно ухудшилась, все крупнейшие игроки отрапортовали об увеличении состояния резервов в сегменте малого бизнеса. Мы не исключение. Но все же есть и отличия – мы увидели ухудшение в экономике малого бизнеса еще в начале 2013 года, в связи с этим мы свои правила и процедуры дорабатывали с учетом возросшего риска на протяжении всего года. Так, мы незначительно сместили акценты работы фронт-линии и продаж – вместо фокуса на выдачи и объемы сделан фокус на качество кредитного портфеля, увеличение транзакционной активности. Сейчас ситуация с просроченной задолженностью для нас в целом комфортная и полностью контролируемая, по итогам года мы планируем выполнить наши планы по прибыли в кредитовании этого сегмента на уровне первоначальных прогнозов.

– Как изменился уровень ставок по кредитам МСБ в первом полугодии 2014 года? Какие факторы будут оказывать влияние на динамику ставок во втором полугодии 2014 года? Дайте ваш прогноз по изменению ставок на рынке кредитования МСБ в целом и прокомментируйте планы банка на второе полугодие 2014 года.

– Ставки по кредитованию МСБ выросли в среднем на 1,5–2%. Это произошло уже ближе к концу полугодия, когда стало понятно, что рост стоимости фондирования – это не случайный момент, а долгосрочный тренд. Во втором полугодии, скорее всего, стоимость кредитования подтянется за ростом фондирования, может быть, на 0,5–1%. Ставка того же ЦБ с начала года выросла на 2,5%, поэтому на эту сумму в среднем должна увеличиться стоимость ставок. Плюс негативный момент – в связи с ростом просроченной задолженности возросшую премию за риск тоже нужно закладывать в процентную ставку, поэтому помимо стоимости фондирования на стоимости финансирования найдет свое отражение рост просрочки. Все это загоняет ставки на кредитование малого бизнеса на достаточно высокий уровень, который на фоне ухудшения экономики предприятий сильно уменьшает список компаний, которые способны кредит получить и обслуживать.

– Какие существенные структурные изменения происходили в кредитном портфеле МСБ Банка в 1 полугодии 2014 года (смещение срочности выдаваемых кредитов, изменение доли отдельных отраслей)?

– Как и у нас, так и в целом по рынку серьезных сдвигов в структурах портфелей нет, мы видим только тренд на снижение их объемов. Есть естественное желание на фоне возросших ставок уйти в короткий кредит, ожидая, что период высоких процентов будет краткосрочным. Однако это не повлекло за собой каких-либо серьезных структурных изменений.

– Дайте свой прогноз по темпам прироста кредитного портфеля МСБ по банковской системе в 2014 году (14,8% по итогам 2013 года). Видите ли вы какие-либо драйверы роста (новые продукты, услуги и так далее), которые помогут рынку кредитования МСБ, несмотря на замедление экономики?

– МСБ – это сегмент, серьезно отражающий ситуацию в экономике. Закономерно, что улучшение экономического самочувствия является ключевым инструментом роста и компаний малого бизнеса. С точки зрения развития самого предпринимательства, это, скорее, системные изменения в экономике, расширяющие доступ малого бизнеса к торгам, тендерам, которые проводятся госмонополиями, госкомпаниями, возможность участвовать на равных. Сам рынок способен простимулировать комплекс мер, направленных на снижение кредитных рисков и повышение риск-аппетита его участников-банков. Это прежде всего удешевление конечной цены кредитов через снижение стоимости фондирования, а значит, возможность для банков рефинансировать пулы кредитов МСБ, пользоваться механизмом секьюритизации. Не менее важна гарантийная поддержка госинститутами инвестиционных кредитов МСБ. Стоит отметить, что все эти идеи обсуждаются с участниками рынка на высшем государственном уровне, мы уже видим движения в сторону развития гарантийного механизма. Так, запущено Агентство кредитных гарантий, которое активно развивается и дает возможность получить гарантийную поддержку под кредиты МСБ, тем самым снизив стоимость риска для банков. Развивается гарантийный механизм МСП-банка. Однако конечный результат зависит от скоординированности всего набора мер, качества и скорости их реализации. Важно, чтобы основные силы участников процесса пошли на реализацию этих мер, а не на преодоление внутренних противоречий и дискуссий.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!