Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Обсуждение стратегии страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Обсуждение стратегии страхового рынка

Йиржи Бадр

– Появление новых крупных игроков на рынке страхования жизни будет способствовать развитию сегмента?

– Рынок страхования жизни в России пока находится в стадии формирования. Это значит, что каждый участник рынка фактически выполняет две функции. Помимо наличия здорового интереса любой компании к достижению бизнес-показателей, важна вторая функция – просветительская, которая заключается в информировании клиентов о продуктах страхования жизни, о практическом значении этого вида страхования. У сильных брендов больше возможностей лоббировать внедрение инструментов, которые могут способствовать становлению отрасли. Страховщики жизни стремятся преодолеть существующие ограничения, особую роль в этом будет играть поддержка со стороны государства и консолидированная позиция профессионального сообщества.

– На Ваш взгляд, является ли создание гарантийного фонда эффективной мерой для развития рынка страхования жизни?

– Гарантийный фонд не может решить всех проблем, являясь лишь базовым элементом становления рынка. Необходимо повышать доверие клиентов к страхованию жизни в целом. И гарантийный фонд может способствовать этому, так как будет обеспечивать выполнение обязательств не только со стороны отдельной компании, но и со стороны всего рынка. Создание участниками рынка такого механизма гарантий означает, что появится институт, отвечающий перед клиентами за сохранность вложенных ими средств.

– Смогут ли налоговые льготы стать драйвером роста рынка страхования жизни?

– Да, но никто не может сейчас сказать в какой степени. Это зависит от  вида налоговых льгот. В некоторых странах налоговые льготы введены только в корпоративном виде страхования жизни – соответственно доля страхования жизни корпоративных клиентов там заметно выше. На российском рынке, по моему мнению, льготы должны быть введены как для корпоративных клиентов, так и для физических лиц. Тогда будет сопоставимая доля страхования жизни корпоративных клиентов и клиентов – физических лиц.

– Какие еще меры со стороны государства могли бы способствовать развитию страхования жизни?

– Я считаю, что включение страховых компаний в систему пенсионного обеспечения даст дополнительный стимул для комплексного развития страхования жизни. У страховых компаний есть пенсионные продукты, привлекательность которых можно было бы повысить за счет уравнивания условий налогообложения с НПФ. Пенсионные фонды имеют свои преимущества, страховые компании – свои. Создание равных условий позволит повысить градус конкурентной борьбы, а значит – предоставить клиентам более широкой выбор.

Снятие ограничений на инвестирование части резервов по отдельным страховым продуктам могло бы также способствовать динамичному росту рынка. Это не означает, что страховщики станут больше вкладывать в рисковые инструменты, так как у компаний существуют жесткие требования по качеству эмитентов, но зато значительно повысится гибкость и разнообразие инвестиционных стратегий для клиента.

Такая новация позволит предложить клиентам инвестиционно-страховые продукты (unit-linked) с большим спектром возможностей. Сегодня продукты класса unit-linked на российском рынке продаются в гибридной форме и пользуются заметным спросом, что говорит о потенциале этого сегмента. Изменение законодательства в сторону этих продуктов может стать серьезным драйвером рынка. Например, в Польше на продукты  unit-linked приходится порядка 90% взносов по страхованию жизни.

– Какие каналы продаж будут наиболее активно развиваться в ближайшее время?

– Банковский канал является одним из важнейших способов дистрибуции для страхования жизни. Продажи через банки могут обеспечивать компании до 80-90% взносов в сегменте «лайф». Вместе с тем набирает силу новая тенденция – если раньше банки предлагали в основном страхование заемщиков от несчастных случаев, то сейчас накопительные программы, включая инвестиционно-страховые решения, стали входить в продуктовую линейку премиального банкинга.

Возможен и другой сценарий. Приход на российский рынок крупных зарубежных брокерских компаний, предлагающих современные подходы к индивидуальным продажам, может сократить долю банковского и агентского каналов продаж. Например, в Чехии у большей части страховщиков свыше 50% продаж продуктов по страхованию жизни приходится на брокерские компании. Но мы должны учитывать специфику развития российского рынка, когда рассматриваем зарубежный опыт.

– Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке страхования жизни сейчас? Будет ли он расти?

– Уровень конкуренции на рынке страхования в корпоративном секторе уже достаточно высок, тогда как в секторе физических лиц ниша пока относительно свободна. Для примера приведу несколько цифр. Доля страхования жизни в Европе составляет порядка 60% от общего объема страховых премий, в России порядка 5%. Среднеевропейский уровень проникновения страхования жизни в ВВП составляет 5%, в России лишь 0,07%. Годовые затраты европейца на страхование жизни в среднем составляют 1000-1500 евро, в России порядка 6 евро в год. То есть, потенциал для развития розницы в страховании жизни очень велик. При этом компании, действующие на российском рынке, уже располагают достаточными ресурсами, чтобы в случае увеличения спроса удовлетворить потребности клиентов и обеспечить качественное сопровождение договоров.

– Какое влияние на рынок страхования жизни окажет вступление России в ВТО? Придут ли новые иностранные страховщиков жизни на российский рынок?

– Все зависит от состояния финансового сектора в России, что в свою очередь связано с общеэкономической ситуацией в мире. Высокие инвестиционные аппетиты остались в прошлом – мы не раз наблюдали, как быстро меняются оптимистические прогнозы, коррективы в которые вносили кризисы, сопровождавшиеся рецессией и проблемами ликвидности. Многие мировые страховщики уже представлены в России, либо пытались выйти на этот рынок, но приостановили здесь деятельность. Поэтому, не думаю, что в краткосрочной перспективе вступление России в ВТО окажет значительно влияние на отечественный страховой рынок.

– Нужно ли проводить сертификацию агентов?

– Эта инициатива широко обсуждалась на рынке и уже в ближайшее время мы должны увидеть первые практические шаги в ее реализации. Для повышения уровня доверия населения к страхованию и осуществлению контроля за качеством работы страховых агентов, Комитет ВСС по развитию страхования жизни и Ассоциация Страховщиков Жизни разработали проект по сертификации агентов. В рамках него планируется создать единый реестр страховых агентов, который будет размещен в открытом доступе в интернете, и каждый клиент сможет убедиться в надежности финансового консультанта, обратившегося к нему.

– Что еще необходимо сделать для развития российского рынка страхования жизни?

– Необходимо в корне изменить отношение общества к страхованию. Сегодня работа агента с клиентом часто сопровождается вопросом последнего: «Зачем мне это нужно?» В формировании иного взгляда населения немалую роль должно сыграть государство, которое вместе со страховщиками донесет до потребителя ценность страховой услуги. Но это длительный процесс, к сожалению, такие процессы никогда не происходят быстро.