Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Проект «Крупнейшие компании России»

 


КАРТА ПРОЕКТА
Проект «Крупнейшие компании России»

 «Больше всего кризис ударил по банковскому сектору, сектору недвижимости и автопрому»

Проводя аудит самых разных компаний, вы можете наблюдать тенденции развития российской экономики в последнее время. Как вы охарактеризуете эти тенденции? В каких отраслях кризис проявился сильнее, а где меньше?

Развитие экономики в последний год столкнулось с рядом проблем. В частности, это сокращение инвестиционного и потребительского спроса, уменьшение активов и оборотных средств, ухудшение ситуации на рынках экспортируемых Россией товаров. Банки теряют ресурсную базу за счет уменьшения вкладов. При этом растущие ставки и снижение реальных доходов населения ведут к резкому снижению потребительского кредитования. В итоге население выплачивает банкам прежде взятые кредиты и проценты по ним, не замещая их новыми кредитами.

Снижение доходов от внешнеэкономической деятельности не перекрывается оптимизмом от перспектив импортозамещения.

Но, как сказал Ф. Ницше: то, что не убивает, делает нас сильнее. Санкции, падение цен на нефть, ослабление рубля – у всего этого есть обратная сторона. Санкции освободили для отечественных производителей товарные ниши, которые занимал импорт. Правда, это лишь потенциальная возможность. При отсутствии инвестиций ожидать бурного развития промышленности и сельского хозяйства не стоит. Дешевая нефть заставила думать о развитии реального сектора, диверсификации экономики и осознать, что в условиях глобализации экономических и политических процессов, выживают и побеждают только конкурентоспособные участники. Ослабевший рубль сделал нашу продукцию более конкурентоспособной. Основой конкурентоспособного роста и развития должны стать инновации -- настало время теоретические изыскания трансформировать в практическую плоскость. Не стоит терять времени, такими возможностями нужно уметь быстро и грамотно воспользоваться.

Больше всего кризис ударил по банковскому сектору, сектору недвижимости, автомобильному. Так же сильно пострадала сфера рекламы. Менее всего ощутим кризис в торговле, нефтегазовом секторе и сфере информационных технологий.

По вашему мнению, какие аудиторские и консалтинговые услуги и виды работ стали наиболее востребованы при нынешних условиях? Каковы перспективы дальнейшего развития спроса со стороны клиентов?

Спрос на аудиторские услуги не изменился. Наоборот, даже повысился. Аудит является обязательной процедурой. Поэтому даже в период кризиса компании не смогут от него отказаться. Что касается инициативного аудита, или аудита по заданию, то тут спрос тоже вырос. В период увольнений, смены материального ответственных лиц, руководства, сокращения расходов и других факторов, проведение аудиторской проверки является способом, позволяющим сэкономить в дальнейшем. Заранее выявив все недостатки бизнеса, все слабые места, можно предотвратить дальнейшие потери.

В настоящее время, из наиболее востребованных услуг аудиторских компаний, является консалтинг и налоговый аудит. Консалтинг позволяет создать для бизнеса прочную информационную основу для укрепления своих позиций на рынке. Например, все более часто стали заказывать налоговый консалтинг. Российское законодательство обширно, содержит множество противоречий, ежемесячно может претерпевать множество изменений и зачастую не дает однозначных ответов на вопросы. Посредством экспертно-аналитической работы, налоговые и финансовые специалисты аудиторских компаний, могут дать разъяснения по любым вопроса российского законодательства.

Проверка налоговой отчетности проводится аналогично камеральной проверке. Выявляются все нарушения в организации, а так же предпосылки к камеральной проверке.

Своевременно оказанная аудиторская услуга позволяет найти и исправить слабые места в компании, а в случае крайней необходимости – дает время для подготовки к судебным разбирательствам.

Рост курса валют резко увеличил рублевую оценку обязательств и расходы по курсовым разницам у компаний с большими валютными займами, участников экспортно-импортных операций, держателей акций и т.д. В связи с этим каким образом подобные экономические факторы повлияли на объем аудиторских процедур при аудите и подготовке отчетности 2014 года, корректировку учетных политик и т.д.?

Для многих компаний результаты их финансовой отчетности за 2014 год оказалась неожиданными. Рост курса валют сильно повлиял на показатели организаций. Повысились риски у держателей ценных бумаг, заемщиков валютных средств (кредитов и займов). Это способствовало росту спроса на аудиторские услуги, но финансовые возможности клиентов не позволяли устанавливать адекватные тарифы за услуги. Более того, в условиях кризиса сложилась ситуация, когда аудиторы обязаны были констатировать несоблюдение непрерывности деятельности у большинства своих клиентов. МСФО обязывает вносить соответствующие корректировки в учетную политику при резком колебании курсов валют, при высокой инфляции, чтобы в финансовой отчетности было отражено реальное положение дел.

Были корректировки учетной политики в бюджетном секторе, страховых компаниях. Необходимо было учесть новый отраслевой план счетов и внутренний контроль на предприятии для достижения необходимого качества работы.

Приводят ли к росту спроса на услуги в области МСФО требования о необходимости составления промежуточной отчетности и ее аудита, а также контроль качества отчетности эмитентов со стороны ЦБ? Каким образом действует этот механизм, приведите, пожалуйста, пример.

В рамках Федерального закона от 5 мая 2014 г. №111-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», многие компании обязаны будут готовить отчетность по МСФО и проводить ее аудит. Настоящий федеральный закон распространяется на кредитные организации, страховые, УК инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ, клиринговые организации, ФГУП, АО, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Указанные организации ранее не вели учет по МСФО и спрос на данную услугу резко возрос. Отчетность необходимо составлять уже за 2015 год. Так что с начала года многие крупные организации готовятся к переходу на МСФО уже с конца 2014 года.

Переход на МСФО повышает ценность аудита для пользователей, развивает потребность клиентов и усложняет оказываемые услуги. На рынке аудиторских услуг не так много международных специалистов. В совокупности все описанные выше факторы дают основания прогнозировать рост спроса на отчетность по МСФО.

Какие компании и организации, согласно требованиям закона о необходимости подготовки отчетности по МСФО, стали новыми потребителями этих услуг? Каковы перспективы развития сегмента МСФО в России, в том числе из-за санкций в отношении крупного российского бизнеса, закрытия западного рынка капитала?

Данный вопрос по своему содержанию схож с предыдущим вопросом, в силу чего не будем повторяться. Свой ответ я дополню следующим. Все те нормативно-правовые акты, которые приняты в области регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России, в качестве вектора обозначили МСФО. Учет и отчетность с учетом требований МСФО будут расширяться и дальше, но процесс этот длительный и более того, мы полагаем, что МСФО – не панацея от всех проблем (примеров тому много). Каждая страна имеет отличительные особенности, что подлежит учету в национальных стандартах учета и отчетности и в этом направлении (разработка отраслевых стандартов в соответствии с требованиями ФЗ-402 «О бухгалтерском учете») необходимо активизировать основные усилия.

Какое влияние на рынок аудита и консалтинга могут оказать государственные меры по развитию национальной системы управления проектами, связанные с лишением права обслуживать организации с госучастием, Центробанк, органы власти и федеральные министерства, тех фирм, которые представляют страны, запустившие в отношении России санкции?

Мы полагаем, что такие меры должны только активизировать деятельность национального рынка аудиторских услуг в силу того, что он располагает наиболее емким (по качественным параметрам) интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом сферы финансового контроля, оставаясь, при этом, независимым.

Сегодня предприниматели обязаны уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях -- Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой, предусматривающей создание механизма налогообложения прибыли офшорных компаний. Законом предусмотрены понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо», а также обязанность для контролирующих лиц направлять в налоговый орган уведомление о своем участии в иностранных организациях, а также о контролируемых ими иностранных компаниях. Каким образом это может спровоцировать спрос на консультации со стороны крупного и среднего бизнеса?

Рост консультаций в связи с обязанностью уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях, не происходит. Определяя механизм налогообложения прибыли офшорных компаний, новый закон предписывает контролирующим лицам направлять в налоговые органы уведомления об участии в иностранных организациях, об их контроле, а также представлять налоговую декларацию с финансовой отчетностью контролируемой компании и аудиторским заключением, если в соответствии с законом страны, контролируемой иностранной компании, установлено обязательное проведение аудита этой финансовой отчетности. Такой аудит иностранные компании проводят самостоятельно.

Каковы основные изменения в законодательстве об аудиторской деятельности произошли за последний год? Каким образом на рынок аудита повлияет укрупнение российских аудиторских саморегулируемых организаций?

Правительством РФ установлены правила признания на территории РФ международных стандартов аудита. Они распространяется на следующие документы, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров:

  • международные стандарты контроля качества;
  • международные стандарты аудита финансовой информации;
  • международные отчеты о практике аудита финансовой информации;
  • международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок и т.д.

Утвержден порядок предоставления информации о незаконной легализации.

Опубликован новый перечень случаев проведения обязательного аудита.

2 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 года №403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит существенные изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Крайне важными для всех аудиторов и аудиторских организаций являются изменения, связанные с деятельностью СРО аудиторов, а именно увеличение с 1 января 2017 года минимальной численности членов СРО аудиторов с 500 до 2000 аудиторских организаций или с 700 до 10000 аудиторов.

В связи с чем, в ближайшее время многие аудиторы и аудиторские организации неизбежно вновь встанут перед выбором СРО аудиторов.

Работать с небольшим количеством крупных СРО и таким образом контролировать профессиональное сообщество, государству удобнее.

Одна из основных функций СРО — контроль качества работы ее членов. В нашем случае создана система, при которой два года пять существующих СРО аудиторов должны будут переманивать друг у друга членов. За счет чего? За счет снижения членских взносов или вообще их отмены, отсутствия контрольных процедур.

Однако в результате укрупнения будут сформированы 2-3 мощные и самостоятельные организации, располагающие достаточными ресурсами для саморегулирования (стандартизация, контроль качества, обучение и повышение квалификации) и имеющие многолетний практический опыт работы в данной области.

Это приблизит Россию к мировому опыту (в Германии, Франции, США, Японии действует 1 СРО. В Великобритании наличие трех аудиторских объединений обусловлено только различной территориальной принадлежностью данных организаций).

Есть надежда, что за укрупнением СРО последует и реальная работа по саморегулированию отрасли, которой, к сожалению, на текущий момент аудиторы не наблюдают. Безусловно, положительным эффектом будут единые требования по методологии аудита, сокращение административных издержек СРО, оплачиваемых аудиторами.