Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с начальником отдела факторинга ЗАО «Международный Московский Банк» К.И. Овчаровым

Овчаров Константин Иванович

Какие тенденции развития российского рынка факторинга первой половины 2007 года, по Вашему мнению, являлись основными?

— В первую очередь, я бы назвал дальнейший рост рынка факторинга: прогноз о ежегодном удвоении его объема, на мой взгляд, вполне реализуем. По нашим оценкам, на сегодня более половины рынка приходится на банки. Объем их факторинговых портфелей растет очень быстро. Скорее всего, специализированные Факторы без банковской лицензии растут, как минимум, не медленнее. Ведь при попытке сравнить факторинговые компании и банки можно увидеть, что компании находятся в несколько преимущественном положении, потому что они не подвластны регулятору, в частности, они не обязаны создавать обязательные резервы на возможные потери по ссудам. В итоге, организовать факторинговое обслуживание в компании можно «меньшей кровью»: того, на что у банков-Факторов уходит достаточно большое количество времени и ресурсов, компании могут избежать.

Наиболее заметны преимущества факторинговых компаний по сравнению с банками, когда речь идет о безрегрессном факторинге, поскольку, если банк не имеет права предъявить регрессное требование к поставщику, то ЦБ считает первый день просрочки по уступленному банку денежному требованию фактически дефолтом по обязательству.

Сделка переходит в более низкую категорию надежности, что требует формирования дополнительных резервов. В этой ситуации мы зависим от платежной дисциплиной дебиторов, а компании-покупатели почти никогда не платят в указанный в торговом договоре день. Поэтому довольно часто мы вынуждены вводить регресс как дополнительное обеспечение, для того чтобы в том числе получить возможность ввести в структуру сделки льготный период.

Спрос на безрегрессный факторинг в России стал более заметен как среди небольших компаний, так и в сегменте крупных предприятий. Однако по опыту наших коллег из «UniCredit» в других странах, на факторинг без регресса, скорее всего, будет приходиться не более 10% от общего оборота.

Реверсивный факторинг я бы подразделил на два вида: установление лимита на крупную торговую сеть (что делают практически все крупные факторинговые компании и банки) и установление лимита на производственное предприятие (что пока мало кто делает). Не так сложно установить огромный лимит на хорошо известную торговую сеть, где вся отчетность присутствует в свободном доступе. После этого можно обзванивать всех поставщиков с предложением переходить к нам на факторинговое обслуживание. Несколько труднее работать с промышленным предприятием, у которого также есть большое количество поставщиков, но это немного другие поставщики по сравнению с теми, кто обслуживает розничную торговлю. Чтобы заинтересовать само крупное промышленное предприятие, необходима кооперация с ним, необходимо его участие в разработке программы финансирования, в то время как с крупной торговой сетью вы можете и просто принять ее риск. С другой стороны, крупные производственные предприятия начинают понимать, что базируя факторинговое ценовое предложение их поставщикам в большей степени на собственном хорошем риске, они дают своим поставщикам дешевое финансирование, а это возможность снизить себестоимость продукции и конечной цены для самого покупателя.

Наиболее же востребованным продуктом, который запрашивается в 90% случаев, по-прежнему остается обыкновенный внутренний факторинг с регрессом. То есть пока подготовка к очередному рывку факторинг воспринимается большинством потенциальных клиентов исключительно как инструмент финансирования, и не более того. Исключение составляют клиенты, ранее пользовавшиеся таким продуктом. Они ценят то удобство, которое дает Фактор, разгружая работу бухгалтерии клиента.

Рассматриваете ли вы вопрос о выделении факторингового бизнеса ММБ в отдельное юридическое лицо?

— ММБ пока не готов к выделению факторинга в дочернее коммерческое предприятие. Может быть, мы придерживаемся чересчур консервативной позиции, но наши юристы и аудиторы считают, что существует целый круг законодательных рисков, возникающих при работе не через банк, и они слишком существенны, чтоб ставить сегодня вопрос о выделении факторинга в дочернюю коммерческую структуру, пока не будет решен вопрос с лицензированием или внесены соответствующие изменения в ст. 825 ГК.

За счет каких основных сегментов происходит наращивание факторингового портфеля Банка?

— По большей части мы увеличиваем портфель за счет региональных клиентов; в Москве работать несколько сложнее. Если взять московскую компанию, пусть это даже типично факторинговый клиент, например, торговый дом при крупном производителе, за риск которого мы бы дали конкурентоспособную цену, финансовые директора такой компании, как правило, сначала закрывают потребность в финансировании овердрафтом, затем револьверными кредитами на какую-то сумму и на всякий случай еще небольшую долю факторингом. Региональные же компании, если начинают получать факторинговое финансирование, то обычно переводят на него основную долю своей дебиторской задолженности. Региональные компании более восприимчивы к нашему предложению.

В 2007 году у нас стало больше значимых региональных сделок, а на следующий год намечена более обширная региональная экспансия. Для продвижения факторинговых услуг в регионах мы используем региональную сеть ММБ и таким образом автоматически получаем доступ к региональной клиентуре, которая имеется у банка. Правда, клиентура, привлекаемая нами на факторинговое обслуживание в регионах, - это не столько существующие клиенты банка, сколько новые. Работать по агентским договорам у нас нет необходимости, поскольку мы присутствуем в большинстве интересных нам экономически сильных регионов. А работа с агентами имеет смысл тогда, когда у кого-то есть ресурсы, а у кого-то - техническая база. У нас же есть более или менее все: у Банка достаточно ресурсов для развития бизнеса, что касается технологий - мы сравнительно недавно на этом рынке, поэтому технологии в процессе наработки, но основное есть.

Как вы оцениваете перспективы развития страхования факторинговых операций? Планируете ли вы страховать факторинговый портфель по безрегрессным сделкам?

— Мы планируем страховать безрегрессный факторинг. Поскольку мы часть Группы UniCredit, то действуем в соответствии с заведенной практикой управления рисками. Среди Факторов-представителей Группы UniCredit в других странах практически все страхуют риски. Например, компания UniCreditFactoring, которая работает на рынке Италии с 1972 года и накопила за годы работы огромный опыт по всем вопросам организации бизнеса, в обязательном порядке страхует сделки без права регресса, если риск своевременного платежа дебитора вызывает хоть какие-то сомнения. У нас развитие страхования факторинговых операций пока ограничивается, с одной стороны, весьма ограниченным числом предложений на рынке (работают буквально несколько страховых компаний, готовых предложить такое покрытие), с другой стороны, будучи банком, мы должны быть уверены, что ЦБ будет считать страхование покрытием риска и позволит снижать резервы по застрахованным сделкам. Если такой возможности нет, то страхование фактически будет «съедать» доходность по сделке.

Как страхование будет влиять на стоимость факторинговой услуги для клиента?

— По тем предложениям, что я видел, сегодня страховой тариф колеблется в диапазоне от 0,3% за лучший риск до 1% и более от объема уступленного денежного требования. Если принимается полный портфель, то ставка, соответственно ниже, если выборочные дебиторы и не очень хорошие, то сделки по страхованию может вообще не быть, либо она будет очень дорогой. Логика такой ценовой политики страховщиков абсолютно понятна.

Ощущаются ли сезонные колебания спроса на факторинговые услуги со стороны клиентов вашего банка и на рынке в целом? Чем Вы это объясняете?

— Дело в том, что, как правило, факторинг - это финансирование той отсрочки платежа, которую создаем мы - потребители, когда идем в магазин. Любая торговая сеть заплатит поставщику только после того, как вся партия продукции будет реализована, то есть по прошествии 30-50 дней. Данная отсрочка транслируется по цепочке до производителя.

В классическом виде факторинг - это именно товары народного потребления. Среди нашей же клиентуры много производственных предприятий, у которых тоже существует сезонность, но она не такая однородная, как в товарах народного потребления, где, например, явный пик спроса приходится на предновогодний период. У нас есть различные компании-клиенты, которые эту сезонность «гасят». Есть отрасли, которые не обладают такой ярко выраженной сезонностью, как, например, производство сельскохозяйственной продукции. Поскольку изначально клиентская база ММБ - это преимущественно крупные промышленные предприятия, и на этой же базе в основном пока основывается факторинговый портфель банка, мы имеем возможность «погасить» сезонные колебания по торговым компаниям или предприятиям отдельных отраслей промышленности, обладающих ярко выраженной сезонностью, за счет компаний других отраслей, где характер сезонности иной, либо где сезонные колебания слабее. Поэтому колебаний спроса по портфелю мы практически не ощущаем, хотя, конечно, по каждому отдельному клиенту она есть.

Каковы основные составляющие успеха Фактора на рынке?

— Общеизвестно, что факторинг базируется на трех основных вещах – хорошее IT-обеспечение, быстрое принятие решений и конкурентоспособные ставки. В отличие от других участников рынка, я бы не переоценивал фактор персонала - обучить факторингу можно практически любого человека с высшим экономическим образованием и головой на плечах. В региональных офисах мы проводим семинары для сотрудников, приезжаем, общаемся с самими клиентами, потому что для многих сам термин «Факторинг» не всегда знаком. По сути, полноценного рынка факторинга в российских регионах пока не существует. Тем не менее потенциал рынка огромен: порядка 60-70% всего объема рынка товарных кредитов, а в 2007 году он составит порядка 240 млрд долл., может быть переведен на факторинг. А в регионах факторинг пока намного менее развит, чем в Москве, поэтому все мои коллеги подтверждают, что в ближайшие годы рост факторинга будет идти за счет регионов.

По ощущениям большинства участников, рынок факторинга настолько большой и перспективный, что в ближайшие несколько лет места хватит всем. Жесткой конкуренции, которую можно наблюдать, например, на рынке оборотных средств в банковском кредитовании, когда люди бьются за 10-ю долю процента, в факторинге еще долго не будет.

Здесь любой игрок может найти свой риск и купить его за соответствующие деньги.

Российский рынок факторинга сегодня привлекает все большее внимание западных инвесторов. Будут ли иностранные компании инвестировать в существующих игроков или же предпочтут самостоятельно выйти на этот рынок, создав специализированную компанию в России?

— Инвестиционные фонды, возможно, будут покупать или входить в долю существующих игроков, нуждающихся в надежных партнерах, которые позволят ему уменьшить стоимость фондирования. Что касается специализированных финансовых групп, то, скорее всего, они пойдут по пути создания собственного бизнеса. В частности, это связано с тем, что рынок, на котором работают те факторинговые компании, вопрос вхождения в капитал которых может рассматриваться, гораздо более рискованный, чем тот, который приемлем по степени риска для этих финансовых структур. Поэтому российские Факторы пока представляют больший интерес для портфельных инвесторов, чем для финансовых компаний, развивающих факторинг в других странах.

Планирует ли ваш банк вступать в Ассоциацию факторинговых компаний? Если да, то какие задачи, на Ваш взгляд, могут быть решены членством в данном сообществе?

— У нас следующий подход: конечно, мы хотим войти в факторинговую ассоциацию, которая будет эффективной, и членство в которой действительно принесет пользу и нам и, надеюсь, самой ассоциации.

От ассоциации мы ждем, в первую очередь, законодательных инициатив. Здесь могут быть решены два основных вопроса: разъяснить ЦБ, что такое факторинг, а, судя по содержанию некоторых его инструкций, Центральный Банк пока не до конца понимает суть факторинга; а также расставить все точки над «i» в вопросе лицензирования. Многие компании уже сейчас работают без лицензии, но, как я уже говорил, для нормальной работы через коммерческую компанию необходима четкая отмена лицензирования или внесения изменения в ст. 825 ГК. По большому счету, все, что написано в целях создания ассоциации, - это нужно и правильно, а каждодневные текущие нужды, с которыми мы регулярно сталкиваемся, прописать нет возможности. Если ассоциация будет эффективной, если ее деятельность действительно будет способствовать развитию факторинга, разумеется, в нее нужно вступать. Но прежде мы бы хотели взять некий тайм-аут, чтобы оценить реальные шаги на пути снятия существующих проблем в регулировании факторинговой деятельности или увидеть четкий план таких действий.