Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с президентом, председателем совета директоров ЗАО "Факторинговая Компания "Еврокоммерц" Г.М. Карповским

Григорий Карповский

Какие источники фондирования сегодня используются вашей компанией и как это способствует ее развитию? Произойдут ли какие-либо сдвиги в структуре фондирования в ближайшие полгода-год?

— Во-первых, мы растим собственный капитал. Год назад мы привлекли знакового инвестора и теперь продолжаем активно увеличивать собственный капитал ФК "Еврокоммерц", который на сегодняшний день составляет более 140 млн долл., а к концу года мы планируем довести его объем до 350 млн долл. и в дальнейшем продолжить его увеличение. Источниками роста капитала являются, во-первых, прибыль (за I полугодие 2007 года чистая прибыль после налогообложения составила более 25 млн долл., а наш прогноз на конец года — более 70 млн долл.), которую мы не распределяем, а капитализируем, что создает больший комфорт инвесторам; во-вторых, у нас очень сильные акционеры — это ИК "Тройка Диалог" в лице Troika Capital Partners и фонда Russia New Growth Fund, бенефициарами которого выступают European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) и Temasek Holdings. Примерно раз в квартал мы делаем дополнительные "вливания" в собственный капитал — это основной источник, за счет которого мы повышаем объем капитала. В конце 2008 — начале 2009 года с целью дальнейшего его увеличения мы планируем провести IPO.

Мы уже выбрали организаторов IPO, и с момента их объявления начнется активная подготовка к размещению. Примерно к середине 2008 года мы будем готовы, а дальше просто будем, образно говоря, сидеть и смотреть на рынки в ожидании подходящего "окна", так как мы хотим провести IPO только на "хорошем" рынке. Единственный наш плановый "дедлайн" по проведению первичного размещения — это конец 2009 года. Определенная часть размещения, разумеется, будет делаться на российской площадке, как того требует законодательство, но мы ориентируемся также и на лондонскую площадку. Окончательное решение о выборе площадки размещения еще не принято.

Основной мотив увеличения капитала и в том числе проведения IPO — это привлечение заемного капитала на более выгодных условиях и без ограничений. Когда акционеры вкладываются в капитал, для инвестора это сигнал о том, что собственники верят в дело, которым занимаются, и рискуют своими деньгами, а значит, в такой бизнес можно инвестировать — давать кредиты, покупать ценные бумаги. Поэтому, если мы хотим повышать заемный капитал, нам нужно постоянно увеличивать собственный капитал. Важную роль в нашем фондировании играет то, что ФК "Еврокоммерц" — одна из двух российских факторинговых компаний, имеющих рейтинг международных рейтинговых агентств. В июле 2007 года Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service присвоило ЗАО "ФК "Еврокоммерц" рейтинг на уровне B2, что отражает стабильные позиции компании на рынке, потенциал роста, ориентацию менеджмента на развитие компании, стабильную прибыльность, умеренные риски, высокое качество активов, а также адекватную капитализацию. Данная оценка учитывает не только риски компании, но и страновые риски РФ. Мы считаем, что для первого рейтинга российской факторинговой компании это очень высокая оценка.

Помимо размещения в прошлом нескольких серий облигационных займов на сумму более 7 млрд рублей, привлечения 250 млн долл кредита от "Дойче Банка" и ряда кредитов от крупных отечественных и зарубежных банков мы планируем в ближайшее время привлечь крупный синдицированный кредит на сумму более 150 млн долл, а также совершаем порядка 5 крупных сделок по привлечению средств как в виде прямых кредитов, так и с использованием других инструментов (в том числе CLN) на сумму от 50 до 200 млн долл. каждая.

Кроме того, мы запустили процесс секьюритизации. Таким образом, мы станем первыми в России, кто секьюритизирует такие короткие активы, а именно портфель денежных обязательств сроком до 3 месяцев (до этого были сделки на активы не короче 6 месяцев). Организатором этой сделки является крупнейший международный инвестиционный коммерческий банк. В рамках проекта по секьюритизации в ноябре мы планируем получить 500 млн долл.. Следующая наша активность по секьюритизации намечена на весну, когда мы уже напрямую выйдем на рынок и начнем выпускать облигации от независимой секьюритизационной компании. Первый транш составит примерно 1 млрд долл. и станет одним из самых крупных за российскую историю, причем, как мы надеемся, бумаги получат рейтинг уровня "A". Это даст преимущества не только компании ФК "Еврокоммерц" с точки зрения финансирования ее бизнеса, но и, в первую очередь, нашим клиентам. Ведь клиенты ФК "Еврокоммерц" — это компании, в подавляющем большинстве вообще не имеющие международного рейтинга, соответственно, они не имеющие доступа на международные рынки капитала. Благодаря проводимой нами секьюритизации дебиторской задолженности наших клиентов, эти компании фактически получают доступ к инвесторам, которые инвестируют в "А"-рейтинг, то есть, дешево и в больших объемах. Это основа нашего бизнеса: мы живем ради того, чтобы довести российскую компанию до международного инвестора, который инвестирует в рейтинг уровня "A". В этом смысле секьюритизация для нас крайне важна. Результатом достаточного финансирования являются очень серьезные показатели: мы уже сегодня можем с абсолютной уверенностью говорить о том, что по результатам сентября 2007 года мы первые среди российских Факторов перешагнем отметку по объему портфеля в 1 млрд долл.

Какие перспективы развития Вы видите для ФК "Еврокоммерц" и для российского рынка факторинга в целом?

— Российский рынок факторинга развивается так же, как и рынки других стран. И мы развиваемся так же, как развивались наши коллеги в других странах мира. Я говорю о развитии из чисто факторингового бизнеса в то, что называется во всем мире Commercial Finance. Есть теория, которая называется ABL — asset based lending. Суть этой теории заключается в специфике управления рисками, отличающейся от того риск-менеджмента, который есть в коммерческих банках. В коммерческом банке перед "рисковиком" стоит основная задача — оценить способность заемщика вернуть деньги. Перед Commercial Finance компанией стоит задача оценить собственную способность этой компании распоряжаться тем активом, под который планируется финансировать. Главным активом здесь всегда являлась дебиторская задолженность, то есть практически для любой Commercial Finance компании факторинг — основной бизнес. Поэтому, естественно, мы будем продолжать работать и совершенствоваться на этом рынке. Основу нашего бизнеса будет, как и прежде, составлять факторинг, но мы постепенно начинаем работать и с другими активами, такими как оборудование, товар и т. д. Это будет происходить не сразу, а в течение нескольких лет, но, чтобы продемонстрировать наш ориентир, уже сейчас мы переименовываем компанию в Eurokommerz Commercial Finance и начинаем создавать ту линейку продуктов, которую предлагают Commercial Finance компании во всем мире.

Последуют ли другие игроки российского факторинговго рынка примеру лидера?

— Мы ожидаем, что и другие игроки в последствие пойдут по нашим стопам, но здесь есть колоссальные барьеры входа как непосредственно в факторинговую отрасль, так и, в частности, в другие сегменты Commercial Finance.

Существуют три основных барьера, которые препятствуют входу новых игроков на рынок факторинга. Первый барьер — это риск-менеджмент. Банк может оценить состояние заемщика и под залог дебиторской задолженности профинансировать его, но если клиент не сможет вернуть деньги, и банку достанется этот залог, значит "рисковики" плохо отработали. В нашем же случае это не так: мы финансируем, покупая дебиторскую задолженность, которая изначально переходит на наш баланс, и у нас есть очень большой штат людей, которые активно работают с тем, чтобы управлять этой задолженностью и собирать ее. Чтобы выстроить такую систему, уходят годы.

Второй барьер — это собственная сеть дистрибуции. Насколько мне известно, сегодня в России только 2 игрока имеют действительно широкую сеть дистрибуции, и один из них — ФК "Еврокоммерц". Как показала практика многих игроков, продавать факторинг через банковскую сеть дистрибуции очень сложно, так как в этом случае в офисе банка возникает конкуренция между кредитом и факторингом. Поэтому даже многофилиальные банки, такие как "Уралсиб", "Траст", выделяют факторинговый бизнес в отдельную компанию с собственной сетью дистрибуции, что ярко демонстрирует специфику бизнеса. Третий барьер — это технология. Поскольку при факторинге каждый день надо обслуживать огромное количество операций, должно быть специальное IT-обеспечение, должен работать процессинговый центр, бизнес-процесс и обслуживающие его обученные люди. Очень важно, чтобы при росте портфеля не слишком сильно увеличивалось количество сотрудников. Если нанимать все большее и большее количество персонала, то в какой-то момент станет сложно контролировать деятельность каждого сотрудника, понимание им того, что он делает, и, в итоге, штат станет неуправляемым. Преодоление вышеназванных барьеров займет у новых игроков не менее 3-4 лет. Кроме того, если посмотреть на факторинговые рынки других стран, то они развиваются приблизительно одинаково. Сначала, видя, что рынок привлекательный, на него входит сразу множество игроков и в том числе большое число банков, которые активно предлагают услугу факторинга. Потом они "натыкаются" на одну из 3-х основных проблем: либо невозвраты превышают допустимое значение (риск-менеджмент недостаточно силен, не может управлять активом), либо операционная система не справляется со всем объемом работ (без технологии и программного обеспечения управлять факторинговым портфелем свыше определенного объема становится невозможно), либо существующая сеть дистрибуции не позволяет значительно увеличивать портфель, а создать отдельную факторинговую филиальную сеть может позволить себе далеко не каждый. Когда игроки сталкиваются хотя бы с одной из этих 3-х проблем, они начинают фиксировать свой рост в этом бизнесе и продают портфели. Так произошло на всех рынках без исключения. Изначально на рынок выходило большое количество игроков, а в итоге остались 5 крупнейших, которые купили портфели всех остальных игроков. Когда российский рынок окажется на аналогичном этапе, а случится это через 2-3 года, мы тоже с удовольствием будем выкупать портфели у тех, кто будет готов нам их продать. Поэтому уже сейчас мы очень заинтересованы в росте всех игроков на этом рынке.

Поскольку идея Commercial Finance и методики ABL распространяется не только на дебиторскую задолженность, но и на массу других активов, то для того чтобы выйти на этот рынок, нужно преодолеть барьеры в управлении каждым из активов. Для этого должна быть проведена очень большая подготовительная работа. Необходимо полностью создать технологию работы. С целью выхода на этот рынок уже сейчас мы инвестируем значительные ресурсы в создание инновационной лаборатории, которая занимается разработкой и внедрением новых продуктов, процессингового центра, который может обслуживать наши операции в разных странах; многие вещи мы отдаем на аутсорсинг за границу, в свой штат мы привлекаем западных специалистов. Тот, кто сможет создать технологию, получит возможность заняться этим бизнесом.

Что касается иностранных игроков, то они пока также не стремятся выходить на российский рынок по двум основным причинам (исключение составляет банк BSGV, уже продолжительное время успешно работающий на российском рынке): во-первых, отсутствие кредитных бюро, во-вторых, отсутствие сильной судебной системы. Эти Commercial Finance компании не понимают, как можно устанавливать лимиты, не имея кредитных бюро и статистики. А нарабатывать статистику с нуля, как делали мы в течение 7 лет, очень долго. Это база знаний, которая недоступна вновь пришедшим. Им также непонятно, как решать проблемные ситуации со сделками при существующей специфике судебной системе.

Вообще, чтобы рассуждать о перспективах различных игроков на рынке Commercial finance, необходимо понять, в чем суть этого бизнеса.

В мире существует две стратегии предложения финансовых услуг. Первая звучит следующим образом: я знаю клиента и продам ему полную линейку продуктов. Это стратегия крупного универсального банка, и она хорошо работает. Пример использования такой стратеги: более чем успешный "Сити-банк", предлагающий своим клиентам во всем мире исчерпывающий набор финансовых услуг. Суть второй стратегии заключается в фокусированном предложении (приверженцами данной стратегии мы и являемся): мы предлагаем вам только это, но мы делаем это лучше всех. Это тоже очень успешная стратегия, яркий пример ее применения — GE Commercial Finance — компания, которая не предлагает полный комплекс финансовых услуг, но при этом ее бизнес сопоставим с крупнейшими международными банками.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!