Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Страхование банковских рисков

Карякин Михаил Юрьевич

Михаил Карякин, начальник управления страхования кредитных и специальных рисков ОАО "КапиталЪ Страхование"

Принимая на страхование риски финансового института, оцениваете ли вы качество системы риск-менеджмента клиента? Какой, на Ваш взгляд, должна быть система риск-менеджмента вашего клиента?

— Несомненно, ведь, как это ни странно звучит из уст страховщиков, не все риски надо страховать, что-то нужно просто устранять, диверсифицировать. С клиентом, который плохо управляет своими рисками и надеется только на страхование, работать сложно. Ничего особенного от системы риск-менеджмента клиента страховщик, как правило, не требует. Когда мы говорим о системе риск-менеджмента, то первое, что нас интересует, — как определяются и вычленяются риски; второе — как происходит оценка этих рисков и их возможного влияния на деятельность компании. Третий элемент — определение инструментов, которые необходимы для защиты от этих потерь. Если говорить об инструментарии, здесь клиент выбирает, какую часть рисков оставить на собственном удержании, какую — передать третьим лицам. Во втором случае речь идет, в частности, о страховании. Общая идеология такова: страхование должно покрывать связанное со случайными событиями превышение суммы убытка над "нормальным" для банка или другого финансового института уровнем потерь.

Какие операционные риски банк может передать на страхование?

— Значительную часть операционных рисков банка покрывает комплексное страхование банковских рисков ВВВ. Основные риски — противоправные действия персонала и третьих лиц, ущерб имуществу банка, подделка ценных бумаг и документов, электронные правонарушения и ошибки и т. п.

В случае преднамеренных действий руководства не поможет и полис D&O-страхования ответственности топ-менеджмента?

— Да. Этот полис покрывает риск случайных событий, когда директор или руководящий сотрудник компании честно и правильно работает, хорошо исполняет свои обязанности и на самом деле желает только лучшего компании, однако допустил какой-то недосмотр, ошибку, недоговоренность, недоделку, которая случайно привела к убыткам компании.

Сколько сейчас банков, которые пользуются таким комплексным продуктом, как D&O?

— Банков не слишком много. В основном это только те банки, которые вышли на IPO. Спрос же на ВВВ предъявляют банки из первой двадцатки, иногда небольшие банки. Это те банки, систему риск-менеджмента которых можно показать публике, инвесторам, т. е. они достаточно транспарентны.

А кто обычно принимает решение в банке о том, что нужно страховать по этим видам? Кто обычно выступает с такой инициативой?

— Что касается инициативы, то решение принимает топ-менеджмент. D&O — это прерогатива высшего менеджмента. В случае с ВВВ наблюдается двойное движение: и "сверху", и "снизу" — от департамента риск-менеджмента. Высшее руководство понимает, что наличие полиса ВВВ — дополнительное подтверждение открытости и стабильности банка.

Если это хороший показатель прозрачности, почему банки предоставляют так мало информации о наличии полиса ВВВ?

— На самом деле ВВВ — это не клиентоориентированный полис с точки зрения банка, его наличие интересует прежде всего инвесторов, акционеров и кредиторов. Это внутреннее дело банка, клиенты его наличия не заметят. Кроме того, тем немногочисленным банкам, которые имеют полис ВВВ, нет смысла акцентировать внимание мошенников на том, что у них есть страховой полис.

Каков объем рынков ВВВ и D&O в России?

— В этом году объем рынка D&O достиг уже порядка 60-80 млн (с этой цифрой согласны все), а объем рынка ВВВ — предположительно, 20-30 млн. При этом D&O-страхование росло активнее, чем ВВВ.

Какие факторы определяют этот рост?

— Прежде всего активность банков на рынке IPO плюс, естественно, иностранные заимствования. Еще три года назад такой активности не было.

Есть ли смысл приобретать полис ВВВ банкам, которые занимают, к примеру, 30-50 места?

— На мой взгляд, разбиение на крупные и небольшие банки в этом случае неоправданно. Полис ВВВ имеет смысл приобретать тем, кто хочет быть прозрачным и правильно управлять рисками. Другое дело, если в банке не выстроена система управления рисками, что чаще встречается среди небольших банков, тогда полис может обойтись очень дорого. Или страховщик просто откажется выдать такой полис, так как не понимает риски банка.

Какова специфика взаимодействия банка и страховщика при кредитном страховании?

— Сразу хотелось бы отметить, что говоря о кредитном страховании, мы имеем в виду отнюдь не страхование банковских кредитов. Такого страхования просто не существует — ни в России, ни в мировой практике. Страховщикам можно передать часть кредитных рисков банка, но только ту, которая связана с факторинговыми операциями и торговым финансированием. В этом случае банк получает от клиента, своего заемщика, дебиторскую задолженность, то есть задолженность покупателей, и уже риск невозврата со стороны покупателя может передаваться на страхование. Опять же, банк стоит перед выбором: самостоятельно управлять этими рисками либо передавать их на кредитное страхование.

Каким образом удается избегать отрицательной селекции портфеля до передачи его поставщику?

— Главное — правильно составить договор страхования, согласно которому банк должен передавать все риски, не разделяя их на "хорошие" и "плохие". На практике, при общении с банками, у которых выстроена система риск менеджмента, таких вопросов не возникает, так как они руководствуются принципом комплексной защиты от рисков.

Насколько актуальна для рынка кредитного страхования проблема отсутствия необходимой статистики для расчета тарифов?

— Такая проблема есть всегда, причем не только в кредитном страховании. Но это не та проблема, которая мешает развитию рынка. Можно использовать данные по другим странам, есть и статистика, накопленная за 10 лет существования в России кредитного страхования. При этом статистика не всегда напрямую влияет на страховые тарифы. Большое влияние оказывают экспертные оценки влияния таких факторов, как сектор экономики, структура рисков, переданных на страхования.

Как Вы оцениваете объемы и перспективы рынка кредитного страхования? Каковы факторы роста рынка?

— По нашим оценкам, объем рынка кредитного страхования в этом году будет равен 40-45 млн долл., не больше. Если говорить про рост, то по сравнению с прошлым годом он составит примерно 30-40%, аналогичные объемы и темпы роста сохранятся, по прогнозам, и в ближайшие годы.

Я бы выделил три фактора роста. Во-первых, само появление продуктов банков, связанных с дебиторской задолженностью. Речь идет прежде всего о факторинге без регресса, когда банк берет на себя дополнительный кредитный риск покупателя. Вторая точка роста — активный приход в Россию иностранных компаний через свои дочерние структуры, которые практикуют страхование торговых кредитов по всему миру. Наконец, растет уровень кредитного менеджмента и у отечественных компаний. Теперь и в России отдельные компании смотрят на 5-10 лет вперед и понимают, что торговые кредиты, которые ранее не приводили к большим убыткам, в долголетней перспективе представляют потенциальную угрозу.

Распространено ли на рынке кэптивное страхование?

— Кэптивного кредитного страхования в России практически нет. Это связано со спецификой кредитного страхования: технологии здесь не могут так легко передаваться в кэптивные компании.

Мы выделяем 25-30 ведущих игроков на рынке факторинга. Сколько Факторов уже застраховалось, ожидается ли рост их числа?

— Мы не ожидаем резкого увеличения числа застрахованных Факторов. Наши клиенты — иностранные банки, компании, где риск-менеджмент построен на опыте их западных коллег, а также российские Факторы, которые работают с крупными клиентами. Осознание необходимости страхования глобально завязано на качество риск-менеджмента — насколько он глубок, профессионален и смотрит ли в перспективу. Можно работать и с розничными Факторами, если там хорошие объемы и выстроена система контроля над рисками. Таких компаний в сумме меньше 30.

Над страхованием начинают задумываться тогда, когда уровень дебиторской задолженности на одного покупателя превышает некий порог. У всех Факторов этот порог разный, но он начинает беспокоить и владельцев, и руководство компаний.

Каким образом вы определяете, что клиент хорошо контролирует свои кредитные риски?

— Есть несколько элементов хорошего кредитного риск-менеджмента. Первый, самый элементарный, — знать, кто твои покупатели, знать их историю. Второй компонент — контроллинг, насколько наш клиент может контролировать своевременность оплаты и новые отгрузки, которые идут ему. Наконец, мы смотрим на то, какими способами компания может взыскивать задолженность с должника. Тут должны быть процедуры, которые на самом деле легко формализуются. Если ни одного из этих компонентов нет, то это тот самый плохой кредитный менеджмент.

Наш анализ кредитного менеджмента основывается на опроснике, заполняемом клиентом, а закрепляются выводы в ходе бесед с руководством.

Как перестраховываются риски в кредитном страховании?

— Мы работаем с иностранными перестраховщиками, так как должны гарантировать качественную защиту своим клиентам. Одно дело — получить возмещение, условно говоря, в 50 млн долл. у западного перестраховщика, а другое дело — собрать возмещение с российского рынка.

Много ли игроков на российском рынке кредитного страхования?

— Если говорить о кредитном страховании, то в России страховщиков можно пересчитать по пальцам одной руки. Подразумевается не лицензия, ее не слишком сложно получить, а наличие технологий и людей, которые этим занимаются. Кроме того, клиент должен доверять страховщику, ведь при заключении договора страхования он предоставляет страховщику конфиденциальную информацию.

Вообще, страховщиков, которым крупнейшие российские банки доверяют свои риски, немного. Может быть, десяток, может, полтора или два. Расширяться этот круг будет, наверное, лишь за счет иностранных страховщиков.

Нужно ли рынку кредитного страхования какое-либо специальное регулирование?

— Чрезмерная зарегулированность здесь точно не нужна. Круг игроков настолько узок, что репутация стоит очень дорого. Работают компании, у которых есть люди, опыт, достаточный капитал. Регулирование нужно будет только тогда, когда будет огромный рынок с большим количеством игроков. За рубежом на кредитное страхование выдается отдельная лицензия. Мы можем это только поддержать.

Самим страховым компаниям не требуется усовершенствование систем риск-менеджмента?

— В реальности у всех крупнейших компаний такое усовершенствование происходит постоянно. Иначе и быть не может, так как растущий и развивающийся страховщик, как и любая бизнес-единица, подвержен множеству рисков, начиная с элементарных огневых и заканчивая операционными и финансовыми.

Есть ли специализированные отделы по управлению рисками в страховых компаниях?

— Эта идея витает в воздухе. Такие отделы должны готовить, по сути, некую базу для принятия решения. То есть это как раз мониторинг, оценка появления рисков, составление карты рисков и так далее. В крупнейших страховых компаниях нечто подобное есть. Они могут не называться отделами риск-менеджмента, но функции такого отдела выполняет часть сотрудников финансового департамента. По моему мнению, чтобы называть публично какой-то отдел департаментом риск-менеджмента, должна быть какая-то цель помимо управления рисками. Это логично перед продажей, перед рыночными заимствованиями.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!