Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Легко ли быть умным инвестором

Мансур Нигматулин, Павел Самиев

В России насчитывается более четырех сотен паевых инвестиционных фондов. Поэтому потенциальным пайщикам не так просто сделать правильный выбор. Рейтинговое агентство "Эксперт РА" провело мини-исследование специально для РБСdaily с целью выяснить, какими критериями следует руководствоваться при выборе ПИФа. Для этого мы рассмотрели два типа поведения - и назвали их условно стратегии "идиота" и "умного". Парадокс: наши расчет показали, что на российском рынке оба варианта дают примерно одинаковый результат (что противоречит теории инвестирования). Хотя если инвестор обладает недюжинными математическими способностями и временем для постоянного мониторинга, то он может существенно переиграть рынок.

Первый критерий, который приходит на ум инвестору, - это показатель доходности прошлого периода, который может показаться отличным индикатором будущего успеха. Второй вариант - ориентироваться исключительно на размер фонда по СЧА. Логика такова: чем больше в этот фонд уже принесли денег, тем лучше, значит он эффективен.

Разумеется, обе вышеуказанные стратегии достаточно примитивны. Размер не всегда имеет значение, а высокая доходность в прошлом вовсе не гарантирует аналогичного успеха в будущем. К тому же до сих пор российские УК за редким исключением не придерживаеются глобальных стандартов раскрытия информации (GIPS), поэтому и доходность в рекламе может быть указана некорректно. Например, она может приводиться не в годовом выражении, а за другой календарный период - 1,5 года, 2 года, 8 месяцев - не суть важно, главное показать максимальное значение. Еще один известный "фокус" - взять за точку отсчета "дно", а за конец периода - наибольшее значение стоимость пая. При этом период расчета может вообще быть не кратным даже месяцам. Конечно, на подобные показатели инвестор не должен ориентироваться.

Более продвинутый инвестор может взять на вооружение коэффициенты оценки оптимального сочетания риска и доходности инвестиций. Если риск измерять стандартным отклонением доходности от владения паем, а под доходностью понимать математическое ожидание доходности с момента формирования фонда и по сегодняшний день в процентах годовых, то мы получим достаточно известный коэффициент Шарпа. Специально для требовательных инвесторов был предложен принципиально иной показатель - коэффициент "Омега". Он проверяет уровень фактической доходности вложений в ПИФ на соответствие ожидаемой доходности инвестора.

На рисунке 1 представлены различные стратегии инвестирования. Данный эксперимент проводился на временном отрезке в 2 года. Мы условно разделили все стратегии на два типа: стратегия "идиота" и стратегия "умного". Стратегия "идиота" заключается в том, что инвестор выбирает самый доходный или самый крупный фонд по итогам квартала и инвестирует в него. В следующем квартале он проделывает то же самое. Но так как неизвестно, какой ПИФ будет лучшим по данному показателю, он инвестирует с лагом в один квартал. Стратегия "умного" в точности совпадает с принципом инвестирования стратегии "идиота" по времени, однако критерием выбора фонда на каждый квартал является наилучший показатель доходность/риск (коэффициента Шарпа) или наибольший коэффициента Омега.

Итак, на рисунке хорошо видно, что стратегия "идиота" и стратегия, основанная на коэффициенте Шарпа практически идентичны, особенно в конце рассматриваемого периода. С чем это связано? Коэффициент Шарпа удобен и прост в расчете, но обладает рядом недостатков. Сам этот показатель представляет собой соотношение "сверхдоходности" фонда (то есть превышения его доходности над доходностью безрискового актива) и оценки его риска (в данном случае - стандартное отклонение). Именно неадекватное представление риска в виде стандартного отклонения - слабое место коэффициента Шарпа. Понятия "риск" и "изменчивость" часто отождествляются - здесь именно такой случай. Наиболее существенный недостаток использования стандартного отклонения в качестве меры риска - заниженная оценка вклада управляющего. Это происходит вследствие того, что дисперсия безразлична к последовательности выигрышных и убыточных периодов. И даже если управляющий фонда демонстрирует преимущественно положительные и высокие доходности, оценка риска через дисперсию может оказаться высокой. Иначе говоря, если фонд показывает существенные отклонения в сторону высокой доходности, то это, в принципе неплохо. Однако коэффициент Шарпа такую "волатильность" оценивает негативно, соответственно происходит отбор просто более стабильных фондов, что не всегда эффективно. Более того, условием применимости стандартного отклонения как меры риска является нормальное распределение доходности ПИФа, что в реальных условиях не соответствует действительности. В реальности распределение доходности ПИФов ближе к распределению Лапласа (см график 2).

График 2. Характерное распределение дневных доходностей для российских ПИФов.

Наш парадоксальный вывод - результаты стратегии "идиота" по прошлой доходности и стратегии "умного" по коэффициенту Шарпа на российском рынке практически совпали. Еще одна интересная деталь: вплоть до февраля 2007 года эти стратегии проигрывали индексу РТС (с 1 июля 2005 по 1 ноября 2006 индекс вырос на 126,1%, в то время как наши стратегии показали доходность соответственно равные 61,5% и 62,3%. Разрыв между доходностью этих двух стратегий и приростом индекса РТС составил более 66 процентных пункта (см. график и таблицу 1). Ситуация резко изменилась через полгода: к апрелю 2007 года стратегии по Шарпу и доходности дали прирост стоимости пая с января 2005 в 207,2% и 206,3% соответственно, а индекс РТС вырос за тот же период только на 169,6%.

Таблица 1. Доходности различных стратегий и прирост индекса РТС

  Шарп РТС Омега Доходность
Доходность на начало ноября 2006 62.75% 129.13% 100.60% 61.54%
Доходность за 1 год 63.38% 108.20% 101.23% 62.17%
Доходность на начало апреля 2007 267.59% 169.65% 305.44% 266.81%
Доходность за 2 года 207.16% 164.35% 245.01% 206.26%

Таблица 2. Разрыв в доходностях (приросте), в процентных пунктах. Отрицательные значения соответствуют превышению доходности второго варианта над первым.

  РТС-Шарп РТС-Омега РТС-Доходность Омега-Шарп Омега-Доходность
П.п на начало ноября 2006 66.38% 28.53% 67.59% 37.85% 39.06%
П.п за 1 год 44.83% 6.97% 46.03% 37.85% 39.05%
П.п на начало апреля 2007 -97.94% -135.79% -97.17% 37.85% 38.62%
П.п за 2 года -42.80% -80.66% -41.91% 37.85% 38.75%

Причина и в специфике нашего рынка и в том, что коэффициент Шарпа, как уже было сказано, не отличает колебания стоимости активов вверх и вниз (см график 3), не видит различий между чередующимися и последовательными убытками и, кроме того, предполагает, что инвестор правильно выберет бенчмарк - безрисковую ставку, а это бывает трудно в условиях развивающегося рынка. Так что же получается, этот инструмент оценки качества управления активами оказался совсем бесполезным? Конечно, нет. Коэффициент Шарпа очень важный показатель качества управления, но в силу своих особенностей он не может быть единственным инструментом.

В реальных условиях инвестор интуитивно ориентирован на получение доходности не ниже определенного уровня. Для этих целей используется коэффициент Омега, который использует более адекватное представление риска - условное математическое ожидание. Омега показывает, во сколько раз вероятность получения требуемой доходности или доходности выше заданного уровня больше вероятности того, что доходность будет ниже заданного уровня. За такой уровень была принята доходность в 30% годовых. Вообще при оценке в качестве требуемого уровня доходности логично использовать среднее значение доходности фондов соответствующей группы (смешанные, акций, облигаций) за последний год работы. Из рисунка 1 видно, что в данном случае стратегия "умного" оправдала себя. Практически на протяжении всего периода рассмотрения "умная" стратегия по "Омега" била как индекс РТС, так и стратегию "идиота": доходность стратегии Омега за 2 года составила более 245%, в то время как РТС вырос на 164,3%.

Сначала, правда, преимущество было не очевидно; более того стратегия, основанная лишь на доходности, уверенно лидировала. Данный факт легко объяснить: в этот период рынок уверенно рос, демонстрируя "бычий" тренд, и многие управляющие воспользовались благоприятным, с точки зрения экономической ситуации в стране, периодом. Затем стратегия "Омега" все же опередила и "Шарпа" и стратегию "идиота - в среднем на 38 процентных пункта. Разрыв увеличился после февральского "звонка", когда многие аналитики прогнозировали коррекцию и никто не ждал продолжения бурного роста рынка ценных бумаг. Именно в этот период стратегия "Омега" себя оправдала, выявив фонды, которые действительно занимались профессиональным инвестированием, а не пассивным управлением. В начале апреля стратегия "Омега" опередила прирост индекса РТС на 135,8 процентных пункта.

Единственный существенный недостаток "Омеги" - сложность расчета (вы, например, помните интегральные вычисления?). Поэтому для вычислений приходится пользоваться специальными сервисами и калькуляторами.

Покупая паи ПИФа, инвестор должен понимать, что он зависит как от рыночной конъюнктуры, так и от внутренних рисков управляющей компании, о которых неплохо бы знать заранее. Во-вторых, важно изучить возможности и инструменты по получению дополнительного дохода и возможности по диверсификации (возможности разложить активы по разным инструментам с целью минимизации риска). В-третьих, проанализировать эффективность управления активами на длительном отрезке времени. Особое внимание следует уделить длительным периодам падения рынка, а именно, глубину просадки стоимость пая, как быстро управляющий смог отыграть падение. Также обратить внимание следует на условия инвестирования (минимальные порог вхождения, комиссии управляющего, условия ввода-вывода средств) выбранного паевого фонда.

Сравнение 2 управляющих с высокой волатильностью, вызванной периодическим резким ростом активов (менеджер 1), и связанного с большими колебаниями, в том числе и падениями стоимости активов (менеджер 2). Для них коэффициент Шарпа будет примерно одинаков, а реальный риск различен

Сравнение управляющих компаний с высокой волатильностью

Сравнение различных стратегий "идиота" и стратегий "умного" для паевых инвестиционных фондов (кривые доходностей при разных подходах инвестирования)

Сравнение различных стратегий идиота и стратегий умного для паевых инвестиционных фондов

Обсудить на форуме


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!