Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Григорий Марченко: "В очередном рейтинге регионов "Эксперта РА"

Директор регионального направления, руководитель отдела региональных и муниципальных рейтингов рейтингового агентства "Эксперт РА" Григорий Марченко — прошу извинить за повтор — эксперт по регионам с большим стажем. Поэтому его присутствие на заседании правительства Ивановской области при обсуждении разработки стратегий муниципальных образований было более чем уместным. А мнение по поводу методологии — более чем интересным.

Григорий Марченко, директор регионального направления рейтингового агентства Эксперт РАНа ваш взгляд человека, занимающегося этим профессионально, стратегия должна разрабатываться "снизу" или "сверху"?
— Если говорить о стратегии субъекта Федерации, то она — наиболее сложный документ, разработка которого требует особого искусства. Он должен отражать, с одной стороны, интересы федерального уровня (стратегию развития всей страны, отдельных географических зон, отраслей и т.п.), с другой — интересы населения, проживающего в каждом муниципальном образовании. Стыковка этих интересов и разработка стратегии или комплексной программы как этапа реализации стратегии является высшим пилотажем для управленца.

— Так все-таки, "снизу" или "сверху"?
— Стратегия должна разрабатываться на региональном уровне, не "снизу" и не "сверху".

— Но стратегии на федеральном уровне еще не существует:
— Да, на федеральном уровне стратегия еще не разработана. Но есть отдельные концептуальные документы: послания Президента, отраслевые стратегии (развития судостроения, железнодорожного транспорта, энергетики). Один из важнейших — концепция экономической безопасности России, принятая в 2000 году и содержащая основные эмпирические критерии безопасности: каким должен быть уровень дифференциации доходов населения, чтобы это не вызывало социального протеста, каков должен быть уровень инвестирования к валовому продукту, каковы должны быть доля иностранных инвестиций, уровень износа основных фондов, чтобы поддерживать нормальное воспроизводство и так далее. Сейчас, правда, появились "стратегии Козака", "стратегии Минрегионразвития", но не нужно забывать, что концепция экономической безопасности содержит "вечные" критерии, которые основаны на историческом опыте многих государств.
Никто не отменял заданный темп развития экономики — удвоение ВВП каждые 10 лет. Это должно быть заложено и в региональных стратегиях. Поставлена задача по преодолению бедности. Ее тоже никто не отменял, это общемировая задача, над которой работают и ООН, и ЮНЕСКО, и Всемирный банк.

— Что вы как практик посоветуете муниципальным образованиям Ивановской области, перед которыми сегодня стоит задача разработать долгосрочную стратегию своего развития?
— Первое. В рамках одного субъекта Федерации стратегии развития муниципалитетов первого уровня (муниципальных районов и городских округов) должны разрабатываться одновременно. Почему? Потому что тогда выявляются точки межмуниципального взаимодействия, возникают совместные проекты, совместные решения каких-то общих проблем.
Второе. Стратегии должны разрабатываться по единой методике. К примеру, мне известна такая методика, и по ней были разработаны стратегии развития 170 муниципальных образований в России (в том числе и во Владимирской области) и 8 в Таджикистане. Методика включает в себя чередование элементов обучения и внедрения.
Третье. Муниципальные стратегии должны разрабатываться при участии региональной власти, учитывать приоритеты регионального развития, которые концептуально уже определены. В идеале муниципальные и региональная стратегии должны разрабатываться параллельно.

— Муниципальная стратегия тоже должна быть долгосрочной (для региональной определен "срок" в 20 лет)?
— Честно говоря, я считаю, что 10-15 лет для муниципального уровня вполне достаточно. Да и для региона двадцатилетний срок определен по недомыслию. Дело в том, что, благодаря наличию механизма мониторинга и пересмотра, стратегию достаточно разрабатывать на 10-15 лет, а пользоваться ей еще дольше. Она становится документом, в который постоянно вносятся изменения, по которому муниципалитет или регион живет до тех пор, пока его не приходится пересматривать в корне.
В принципе, хорошо разработанная стратегия базируется на понимании места, предназначении муниципального образования в системе экономики региона. Это место очень консервативно, меняется медленно.

— А как быть с тем, что сегодня в частности в Ивановской области сделана ставка на привлечение инвесторов, которые своими проектами могут серьезно изменить жизнь территории?
— Могут. Но инвестор тоже не дурак, он понимает, что в Ивановской области сложились определенные экономические связи, есть определенные навыки. К примеру, это оптимальное место для размещения текстильной промышленности, и лучше всего здесь будет чувствовать себя именно текстильная промышленность.

— Вы считаете, региону нужно сохранять свою отраслевую специфику?
— Это можно определить, только проведя очень серьезный анализ (и первая часть разработки стратегии — именно стратегический анализ). Вообще Ивановская область — очень интересный объект с экономической точки зрения. Это уникальная область. В эпоху глобализации и предстоящего вступления в ВТО особенно актуален вопрос, какой облик должна принять текстильная отрасль Ивановской области? Для этого необходимо глубоко исследовать мировые рынки — чтобы понять, как и с чем встроиться в них. Я уверен, что регион сможет и встроиться, и занять достойное место.

— В таком случае как вы относитесь к созданию на территории Ивановской области текстильного кластера?
— Он уже существует. Но убежден: Ивановская область должна позиционировать себя даже не в российском, а в международном масштабе, встраиваться в международный текстильный кластер, и лучше — вместе с европейскими производителями.
Здесь не нужно ничего изобретать. Еще перед революцией существовала договоренность с англичанами о создании крупнейшей в мире российско-британской текстильной корпорации. Мы возвращаемся к этой идее.
Кроме того, нужно шире допускать иностранный капитал, который приводит новые технологии, новый менеджмент, новые формы организации производства. В этом смысле мы здорово отстаем, поскольку находимся в менее конкурентной среде, а конкуренция — великий стимул.

— Можно ли оценить эффект, который проявляется от того, что стратегия развития муниципалитета, региона разработана, принята и работает?
— Конечно. Налицо эффект формальный (наблюдается динамика развития, приток инвестиций и т.п.).
Есть и неформальный эффект — опрашивая бизнес, власть, сообщество, мы следим за тем, как воспринимается происходящее в муниципальном образовании, как оценивается, как меняется отношение к нему. Как правило, все меняется к лучшему. Здесь самое важное, чтобы муниципальное бизнес-сообщество приняло, "пропустило через себя" эту стратегию, поняли, что есть определенная цель существования и муниципального образования, и его в нем.
И здесь проявляется еще один интересный эффект: как только объявляется о разработке стратегии, люди уже начинают думать, как реализовать многие проекты. И начинают их реализовывать, даже не дожидаясь принятия стратегии.

— А как быть с тем, что интересы муниципальных образований часто расходятся с интересами области, возникают споры по распределению полномочий и их финансированию и т.п.?
— Часто бывает, что конфликты обусловлены не объективными, а субъективными факторами, отсутствием центра согласования интересов. Так вот, процесс одновременной разработки муниципальной и региональной стратегий и является институтом согласования интересов каждого руководителя (не шкурных, разумеется). Как правило, эти интересы базируются на чем-то объективном, поэтому каждый по-своему прав. При этом надо понимать, что компромисс — это когда, немного уступая, все стороны выигрывают.

— Ваше отношение к межрегиональному сотрудничеству. Кроме текстильного, у нас назревает туристический кластер — в сотрудничестве с Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской областями.
— А сотрудничать кто будет? Правительства? Скорее всего, нет, сотрудничать будут туристические фирмы, гостиницы и т.п., хотя, несомненно, в вопросах создания инфраструктуры без властей, конечно, не обойтись. Посмотрите на дороги. Уже не раз звучало, что главным национальным проектом должны были стать именно дороги. Так можно было бы решить одну из извечных российских бед.

— С приходом новой команды внешнему наблюдателю какие-то изменения видны?
— Конечно. Правда, в цифрах они выразятся только к концу текущего года, когда мы будем оценивать итоги 2006 года. Думаю, Ивановская область в очередном рейтинге регионов "Эксперта РА" поднимется по всем показателям, хотя нельзя не понимать, что это следствие в том числе эффекта "низкого старта". Главное — удержать высокие темпы и обеспечить поступательный рост.
При этом я хочу отметить, что и при прежнем губернаторе был отличный аппарат, который очень хорошо работал — я нигде больше такого не встречал. Правда, замечено, что когда экономика не работает, наиболее квалифицированные кадры сосредоточиваются в аппарате управления.

— Будет ли "Эксперт РА" принимать участие в разработке стратегий муниципалитетов, Ивановской области?
— Это решит конкурс. "Эксперт РА" — независимое рейтинговое агентство, и мы будем участвовать в конкурсе на общих основаниях, хотя понимаем, что нам трудно соперничать с ангажированными структурами, конторами при том или ином министерстве.

Интервью журналу "Частник", Ивановская область