Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Практика риск-менеджмента в российских банках: риски есть, системы нет

Гришина Ольга Вадимовна, Самиев Павел Александрович "Управление финансовыми рисками", май 2006 г.

На Западе система риск-менеджмента уже давно признана жизненно необходимым элементом управления банком, залогом его конкурентоспособности. Постепенно понимание важности комплексного управления рисками приходит и к отечественным банкам. Очевидно, что без системного управления рисками банк не только не сможет успешно развиваться, но и вряд ли долго просуществует. Ключевые слова здесь - система и комплекс.

Управлением рисками должно заниматься отдельное подразделение, поскольку каждый банк сталкивается со множеством взаимосвязанных рисков, требующих постоянной оценки, контроля и управления. Задача департамента риск-менеджмента - стратегическое управление рисками и оперативное управление или координация действий профильных отделов. Это позволяет получать синергетический эффект и оперативно принимать правильные решения. С сожалением приходится констатировать, что успехи большинства банков на этом поприще пока весьма скромны, а системный подход чаще всего отсутствует.

При всем многообразии подходов и методов организации систем риск-менеджмента российская банковская система, возможно, в скором времени перейдет к нормам, зафиксированным в соглашении "Базель II". В сущности, это важнейший документ, определяющий различные варианты расчета кредитного, рыночного и операционного рисков, методов управления этими рисками и расчета достаточности капитала. Независимо от того, каким образом будут внедряться эти принципы в России (путем перехода банков по эшелонам, применения редуцированного варианта и смягченных требований или радикального полного перехода), рано или поздно это произойдет - банки самостоятельно придут к системе риск-менеджмента, построенной по принципам, аналогичным изложенным в "Базеле II".

В настоящее время Центробанк предполагает доводить до сведения банков большую часть новых стандартов в рекомендательной форме. Такая позиция ЦБ позволяет говорить о том, что он склонен выбрать путь реализации ключевого компонента нового соглашения в России, соответствующий "Базелю II" больше по форме, нежели по сути. Стоит отметить, что даже в более "продвинутых" в банковском отношении странах, чем Россия, регуляторы демонстрируют нестандартные подходы к применению нового соглашения. В Евросоюзе, к примеру, "Базель II" затронет все кредитные организации и инвестиционные компании, т. к. примет форму закона, однако будет адаптирован к конкретным условиям. США, в свою очередь, распространят действие нового соглашения только на крупные банки.

Формальный подход, которого в настоящее время придерживается ЦБ, предполагает использование 8%-ного коэффициента достаточности капитала для всех заемщиков. Он основывается на положении "Базеля II" о том, что для всех заемщиков, не имеющих кредитного рейтинга, предусмотрен рисковый вес 100%. Формально такой подход соответствует предложениям Базельского комитета, но по сути мало чем отличается от положений "Базеля I", поскольку нивелирует эффект дифференциации коэффициентов достаточности капитала в зависимости от рисков заемщиков.

По словам представителей ЦБ, выводы о таком подходе к реализации "Базеля II" в России были сделаны в результате исследования деятельности шести российских банков, касающегося их готовности к применению новых стандартов. Видимо, исследование показало высокий уровень готовности, и это не странно - ведь достаточность капитала российских банков находится на очень высоком уровне, значительно превышающем требования как по действующего ныне соглашения "Базель I", так и "Базеля II". По показателю достаточности капитала российские банки лидируют во всей Европе - 17% на конец 2004 г. (по данным ЦБ РФ). Однако при ближайшем рассмотрении такое лидерство оказывается скорее неудачей, чем успехом: достаточно взглянуть на страны, среди которых в списке лидеров по этому показателю оказалась Россия, чтобы заметить, что эти страны, как и Россия, отнюдь не являются "флагманами" европейского банковского бизнеса. Есть несколько важных причин, вследствие которых высокий уровень достаточности капитала российских банков не избавляет их от необходимости применять более сложное регулирование, такое, как стандартный подход к кредитному риску по "Базелю II". Во-первых, известно, что значительная часть капитала российских банков (по оценкам ЦБ? экспертов?, до 30%) фиктивна. Во-вторых, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня достаточности капитала. В-третьих, постепенно повышается суверенный рейтинг России и, как следствие, российских банков, а значит, уже через несколько лет от кредитных рейтингов будет реально зависеть достаточность капитала российских банков.

Таким образом, потребностям российской банковской системы, да и экономики в целом, больше соответствует второй подход к реализации "Базеля II" - содержательный, а не формальный. Безусловно, содержательная реализация стандартов "Базеля II" гораздо сложнее - прежде всего потому, что такой подход подразумевает создание действующей национальной системы кредитных рейтингов, охватывающей большинство заемщиков. В действительности этот подход не столько заменяет предложенный Центробанком, сколько наполняет его реальным содержанием. Базельский комитет предъявляет требования к использованию рейтингов глобальных агентств, что для развивающихся стран целесообразно в основном при регулировании капитала своих банков, ведущих международные операции. Использование национальных рейтингов остается на усмотрение местных финансовых властей. Но расчет достаточности капитала, содержательно соответствующий "Базелю II", возможен только при помощи рейтингов, присваиваемых по национальной рейтинговой шкале и действительно дифференцирующих национальных заемщиков по уровню риска.

Такой подход к реализации нового соглашения принесет ряд стратегических преимуществ как российской банковской системе (сокращение сроков работы с кредитными заявками, дифференциация стоимости займов, прозрачность внутренних принципов риск-менеджмента, увеличение информированности банков о тенденциях различных рынков с точки зрения рисков и инвестиционных возможностей и т. д.), так и российским заемщикам и отечественной экономике в целом (увеличение доступа к кредиту, снижение его стоимости для надежных заемщиков). В российской практике банковского надзора кредитные рейтинги призваны в перспективе заменить и вытеснить понятие "мотивированного суждения" в отношении определения кредитоспособности заемщика банком.

С точки зрения банков, эти изменения ведут, с одной стороны, к расширению возможностей привлечения клиентов, с другой, облегчают привлечение пассивов вследствие роста прозрачности бизнеса. Заемщики получают конкретный стимул "подтягиваться" к более высокому уровню кредитоспособности. Возникающая таким образом инвестиционная инфраструктура удобна не только для банков, но и для любых других финансовых институтов и инструментов, а в перспективе - и для привлечения иностранных инвестиций.

Однако действий лишь одних агентств для создания эффективной информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности - всероссийской системы кредитных рейтингов - недостаточно. В большинстве развивающихся стран полезность кредитных рейтингов для увеличения прозрачности, стабильности и активности финансовой системы признана на государственном уровне. В этих странах государство осуществляет различные меры по развитию рейтинговой культуры - от рекламной и информационной поддержки до создания агентств. Но, пожалуй, наиболее эффективным способом развития национальных кредитных рейтингов, широко используемым и в развивающихся странах, является использование рейтингов в целях регулирования финансовых рынков.

Традиционно кредитные риски считаются основными банковскими рисками. Несмотря на то что с каждым годом уровень соблюдения кредитных нормативов ЦБ растет, именно кредитные риски вызывают сейчас наибольшую обеспокоенность у экспертов в плане устойчивости всей банковской системы.

В 2005 г. значительно выросло потребительское кредитование населения. Это незамедлительно сказалось на уровне кредитного риска "флагманов" розничного кредитования. Доля просроченной задолженности у лидеров рынка достигла 20-25%, ставки потребительского кредитования постепенно снижаются. Потребительские кредиты в некоторой степени заместили кредиты предприятиям, которые по итогам этого года вырастут несколько меньше, чем в предыдущие несколько лет. Только банки с хорошо отлаженной скоринговой системой оценки могут контролировать кредитный риск по данной категории заемщиков. Для создания скоринговой системы необходимо иметь базу кредитных историй, но рынок потребительского кредитования еще слишком молод, чтобы такая база могла быть создана, вот почему на розничном рынке кредитования крупные банки ведут себя крайне осторожно. В то же время все понимают, что нельзя не обращать внимания на этот быстроразвивающийся и высокодоходный, особенно в перспективе, рынок.

В этом году сделан большой шаг в направлении снижения риска потребительского кредитования - принят закон "О кредитных историях". Через 1,5-2 года система кредитных бюро заработает в полную силу, и тогда можно будет ожидать значительного снижения риска потребительского кредитования.

Другой действенный способ снижения кредитного риска - требования банка к обеспечению кредита, т. е. наличию гарантии или залога. Часть банкиров с нетерпением ожидает принятия закона о залоге, согласно которому из конкурсной массы было бы выведено имущество, выступающее обеспечением кредита, но другая часть не считает залог основным способом снижения кредитного риска. Главное - это система оценки заемщика, его способность создать необходимый для погашения долга доход. Эту часть банкиров поддерживает ЦБ РФ, который принял в начале 2004 г. новое Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по судной и приравненной к ней задолженности" №254-П. Основной акцент при оценке кредитных рисков перенесен с качества обеспечения и своевременности обслуживания задолженности на финансовое состояние заемщика. Положение №254-П было принято ЦБ в рамках реализации концепции содержательного надзора, суть которой заключается в отказе от формальных, количественных показателей оценки деятельности банков в пользу качественных, учитывающих экономическое содержание операций.

Эта концепция является шагом вперед, хотя, безусловно, еще не все банки смогли перестроиться на новый лад, так же как и ЦБ не успевает подготовить квалифицированные кадры, которые бы работали по новым правилам. Сложность вызывает и нетранспарентность большинства банков, и субъективность оценки кредитоспособности заемщика при использовании подхода, базирующегося на мотивированном суждении. Однако новая инструкция во многих банках уже оказала положительное влияние на объем отчисляемых резервов, а именно - позволила не отчислять резервы по высшей категории (как правило, крупных) заемщиков.

С кредитным риском тесно связан риск ликвидности. В каждом конкретном банке существуют примерно одинаковые инструменты, позволяющие поддерживать уровень ликвидности на определенном уровне, но на макроуровне даже искусственно созданная паника способна резко поколебать устойчивость самых крупных банков России, как это произошло летом 2004 г.

Ликвидность банковского сектора позволяет оценить коэффициент покрытия, который сравнивает наиболее устойчивую часть источников ресурсной базы с основными направлениями их вложений. Снижение коэффициента свидетельствует об увеличивающейся зависимости выполнения принятых кредитными организациями обязательств от их возможностей оперативно выйти на денежный или фондовый рынок и, как следствие этого, о возрастании риска потери ликвидности. Динамика коэффициента покрытия за последние два года показывает постоянно растущий разрыв в выдаваемых клиентам ссудах и привлекаемых от них депозитах. На 01.01.2005 г. привлеченные от клиентов депозиты на 64,9% обеспечивали покрытие выданных им ссуд, что на 3% ниже, чем на 01.01.2004 г. Но показатель степени использования краткосрочных обязательств в качестве источника формирования долгосрочных активов снизился с 10,2% на 01.01.2001 г. до -6,4% на 01.06.2005 г., что можно интерпретировать как снижение доли краткосрочных обязательств, которые использовались бы для покрытия долгосрочных ликвидных активов.

В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) говорят о возможном банковском кризисе ликвидности 2007-2008 гг. Проблема заключается в том, что пока цена на нефть высока, в экономике достаточный объем денег. Но в последние годы ЦБ РФ эмитирует рубли в основном за счет покупки валюты. В будущем же ожидается значительное сокращение валютной выручки, вызванное уменьшением сальдо текущих операций платежного баланса и снижением цен на нефть. В этих условиях ЦБ не сможет обеспечить нужное экономике предложение денег. Тем временем спрос на деньги будет расти, и отношение ликвидных активов банков к обязательствам уменьшится, что и приведет к кризису банковской ликвидности.

При необходимости повышения предложения денег ЦБ мог бы кредитовать банки под залог ценных бумаг, но в настоящее время их доля в портфелях большинства кредитных организаций незначительна. Даже если ЦБ выкупит все находящиеся у банков государственные, субфедеральные и корпоративные облигации, то более чем 75%-ам банков, привлекающих частные вклады, не хватит денег даже на выплату 10% депозитов, подсчитал руководитель банковской группы ЦМАКП Олег Солнцев.

Сейчас ЦБ рассматривает возможность предоставления банкам дополнительной ликвидности путем снижения объемов обязательного резервирования средств за счет увеличения коэффициента усреднения.

Однако не все банки стремятся воспользоваться возможностью задействовать средства из фонда обязательного резервирования. По данным ЦБ, на начало этого года таких банков было всего 43% от общего числа, в августе же, когда данный механизм только запускался, - 35%. Некоторые эксперты полагают, что этот механизм используют банки, которые и так не испытывают проблем с ликвидностью. Дело в том, что банк может при необходимости воспользоваться средствами на корсчете в пределах 20% от суммы резерва. Однако при этом обязательно, чтобы в другие дни на корсчете денег было с избытком, и средний их объем за месяц превышал либо 20% ФОРа (фонда обязательного резервирования?), либо ту сумму, которую банк недоначислил в резервы и предпочел держать на корсчете. Тем не менее в ЦБ думают о том, чтобы увеличить долю средств ФОРа, которые банки смогут держать на корсчетах, до 40-50%.

Еще одним способом пополнения ликвидности банков является их рефинансирование со стороны ЦБ путем выдачи им стабилизационных кредитов. По словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, стабилизационное кредитование - это не просто возможность, но и обязанность регулятора. Однако существует опасность того, что, если ЦБ решит выдать стабилизационный кредит банку, он должен провести его аудит. События лета прошлого года показали, что начало проверок в том или ином банке приводит к шумихе вокруг него, как следствие, к оттоку клиентов, а в конечном итоге - к банкротству. Вообще, при анализе системных рыночных рисков банковского сектора в России следует помнить одну важную особенность: ЦБ РФ фактически не выполняет функцию Lender of Last Resort (что и было продемонстрировано в ходе летнего кризиса), из-за чего системные риски ликвидности и риски, связанные с операциями на рынке межбанковского кредитования, растут.

В последнее время внимание риск-менеджеров к операционным рискам значительно возросло. Отчасти это вызвано выделением операционных рисков Базельским комитетом в новом соглашении, но в большей степени тем, что убытки от событий, вероятность наступления которых называется операционным риском, часто достигают значительных размеров.

Правда, в отличие от других видов рисков часть операционных можно застраховать. Сегодня банкам предлагается множество видов страхования, ориентированных на защиту от операционных рисков. Это страхование от преступлений, страхование несанкционированной торговли, от компьютерных преступлений, страхование профессиональной ответственности финансового института и многие другие.

В России этот вид страхования пока мало развит. Например, комплексное страхование от преступлений и других действий персонала и третьих лиц, наносящих ущерб банку (ВВВ - Bankers Blanket Bond), включающее в себя также страхование от электронных и компьютерных преступлений, по состоянию на начало 2005 г. используют в нашей стране порядка 20 банков. В Западной Европе и США данный вид страхования широко распространен и является основой страховой защиты практически всех финансовых институтов. В США, например, страхование ВВВ является обязательным для тех банков, которые работают с физическими лицами. Такие банки обязаны вступить в члены Федеральной корпорации по страхованию депозитов. Обязательным условием принятия в нее является страхование банка по программе ВВВ и страхование от компьютерных преступлений.

В данной сфере многое зависит от регуляторов рынка, их требований к управлению рисками. Ситуация может измениться с принятием в нашей стране стандартов "Базеля II", в котором есть прямое требование страхования операционных рисков.

Сейчас обсуждается вопрос о нормативном закреплении необходимости страхования жизни и трудоспособности заемщиков потребительских кредитов. Как справедливо отмечают представители страховых компаний, риск возникновения просроченной и безнадежной задолженности как по причинам форс-мажора и обстоятельств заемщика, так и мошенничества, целесообразно страховать. Здесь банк одновременно может снизить и потери, и размер отчислений в резервы под потери по кредитам (если это разрешит регулятор). На макроуровне это касается всей банковской системы, ее устойчивости и надежности. В случае быстрого роста потребительского кредитования страхование поможет избежать многих проблем, вплоть до банкротств. Страховые компании могут поучаствовать и в деятельности кредитных бюро - ведь они обладают хорошей базой по клиентам и заемщикам, а значит, смогут помочь банкам снизить операционные риски. Некоторые страховые компании заявили о разработке собственных скоринговых моделей.

Есть и еще один немаловажный фактор, указывающий на значительный потенциал сотрудничества банков и страховщиков: они могут не только работать по страховым программам, но и развивать совместный маркетинг. Это называется Bancassurance (или Assurbanking) - комплексное обслуживание клиентов, предложения совместных страховых и банковских программ и продуктов, объединение сбытовых сетей страховщиков и банков. Если это направление будет активно развиваться, постепенно решатся проблемы и с обменом информацией о рисках, и со спросом на страховые услуги со стороны банков. Страховать будут не только залоги, но и операционные риски (мошенничество, ошибки сотрудников, сбои программного обеспечения), ответственность топ-менеджеров и специалистов, имущественные комплексы. Полноценная страховая защита необходима банкам, т. к. это существенная часть эффективной системы управления рисками.

Трудно ожидать, что страхование в ближайшее время обеспечит покрытие всех банковских операционных рисков. Однако по мере того как инфраструктура управления рисками в банковской сфере будет становиться все более совершенной, банки смогут более четко формулировать свои потребности и осознанно использовать механизмы страхования в системах управления рисками. Но и страховщикам также предстоит в большей степени адаптировать свои продукты к потребностям банков, чтобы разговаривать с банкирами "на одном языке".

Обсудить на форуме