Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Риски есть, системы нет
или
А есть ли риск-менеджмент?

Павел Самиев "Банковское Дело в Москве", февраль 2006 г.

Система риск-менеджмента - жизненно необходимый элемент бизнеса, залог конкурентоспособности банка. Именно так ее воспринимают на западе уже давно. Постепенно понимание важности комплексного управления рисками приходит и к отечественным банкам. Что следует отдать на аутсорсинг, а какими рисками управлять самостоятельно - выбор остается за банком, у каждого варианта есть сильные и слабые стороны. Однако то, что без системного управления рисками банк не только не сможет успешно развиваться, но и вряд ли долго просуществует, становится все более очевидным.

Ключевые слова здесь - система, комплекс. Управление рисками необходимо вынести в отдельное подразделение. Ведь каждый банк сталкивается с множеством взаимосвязанных рисков, которые требуют постоянной оценки, контроля и управления. Задача департамента риск-менеджмента - стратегическое управление рисками и оперативное управление или координация действий профильных отделов. Это позволяет получать синергетический эффект, оперативно принимать правильные решения. С сожалением приходится констатировать, что в большинстве российских банков системный подход в риск-менеджменте отсутствует. Управление рисками зачастую сводится к выполнению нормативов надзора, написанию огромного количества внутренних документов (которые большей частью не выполняются) и созданию службы безопасности, пытающейся контролировать сотрудников и контрагентов. Все это достаточно далеко от полноценной системы риск-менеджмента. К тому же не налажен обмен информацией между профильными отделами.

Еще одно слабое звено - IT. Практически вся технологическая инфраструктура банков "заточена" на решение определенных учетных задач, либо на бизнес-планирование и бюджетирование. Из-за этого специалистам и риск-менеджерам приходится тратить огромное количество времени на поиск и структурирование информации. Даже хорошая ERP-система не всегда позволяет решать эту задачу. В ней обязательно должен присутствовать блок, отвечающий за оценку и анализ рисков.

Интеграция данных затруднена в том числе и по причине отсутствия адекватной методологии. Как отмечает руководителем управления планирования ресурсов и контроля рисков ОАО "Инвестсбербанк" Михаил Бухтин, "оценка рисков носит вероятностный характер и должна опираться на статистические оценки собственного или обобщенного национального отраслевого опыта, которые пока не накоплены. Это опыт заменяется моделированием или механическим перенесением иностранных результатов, что естественно вызывает вполне разумный скепсис со стороны топ-менеджеров. Получается замкнутый круг: от риск-менеджеров требуют объективных оценок и рекомендаций, для формирования которых в компаниях и банках не создана поддерживающая инфраструктура. В этом ключе положительным примером является объявленное недавно решение Внешторгбанка о создании у себя информационного хранилища данных."

Немного теории

Совершим короткий экскурс в теорию. Существует множество классификаций банковских рисков. Каждая из них по-своему правильна. Возьмем одну из наиболее универсальных, в большой степени коррелирующую положениями Базель-2.

Непосредственно банковские риски

  • Кредитный
  • Рыночные (процентные, валютные и прочие)
  • Риск несбалансированной ликвидности
  • Операционные

Общие риски

  • Отраслевые риски
  • Риски региона или страны

Кредитный риск отражает вероятность того, что дебитор не сможет осуществить процентные платежи или выплатить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задержаны или вообще не осуществлены, что, в свою очередь, может привести к проблемам в движении денежных средств и неблагоприятно отразиться на ликвидности банка. Несмотря на инновации в секторе финансовых услуг, кредитный риск до сих пор остается основной причиной банковских проблем.

Кредитный риск тесно связан с риском ликвидности. В зависимости от того, какой по срочности сформирован кредитный портфель и какова структура пассивов, за счет которых сформирован портфель, можно оценить сбалансированность обязательств и активов банков и оценить риск ликвидности, присущий банку и всей банковской системе в целом. Управление рисками ликвидности подразумевает соотнесение структуры обязательств и требований банка по срокам погашения. Риск ликвидности возникает в том случае, если банк в определенный момент времени не может выполнить свои обязательства из-за недостаточности средств. Эта ситуация может возникнуть из-за несбалансированности активов и пассивов по срокам. Банку необходимо иметь всегда некоторый запас ликвидности на случай неожиданных изменений в балансе.

Рыночный риск связан с колебаниями цен на четырех важнейших экономических рынках: рынке долговых бумаг, рынке акций, валютном и товарном, то есть рынках, чувствительных к изменению процентных ставок. Рыночный риск - риск возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля, а также курсов иностранных валют. Он относится к категории спекулятивного риска, состоящего в том, что движение цен может привести к прибыли или убытку. Для управления рыночным риском банк формирует политику, где прописывает цели и методы, направленные на защиту капитала от негативных воздействий изменений цен. В большинстве банков в рамках управления рыночным риском проводится переоценка портфелей, отражающая изменение стоимости активов в зависимости от движения рыночных цен. Переоценка портфеля ценных бумаг является важной мерой по защите банковского капитала. Проводить переоценку инвестиционных портфелей рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц, торгового - каждый день.

Операционные риски - возможность потерь в результате ошибок во внутренних системах, процессах, действиях персонала, либо из-за внешних факторов, таких как стихийные бедствия или мошенничество. В Соглашении "Базель-2" операционный риск определяется, как риск убытков в результате неадекватности внутренних процедур или их несоблюдения, действий людей и систем, либо внешних событий. Это определение включает юридический риск, но исключает стратегический и репутационный риски.

Оценить, управлять, контролировать

Кредитный риск можно рассматривать в двух направлениях: с точки зрения количественной и качественной оценки. Данный подход позволяет определить место кредитного риска как для каждого кредита индивидуально, так и рассчитать совокупный кредитный риск портфеля в целом. Графически это можно представить в виде карты рисков, по вертикальной оси которой можно отложить количественное отражение риска, то есть ту величину потерь, которую несет каждый кредит индивидуально, а по горизонтальной оси - вероятность наступления. Данный пример является упрощенной моделью карты кредитного риска. Каждая точка - это определение в двух измерениях величины риска для каждого кредита индивидуально. Совокупная величина может отражать кредитный риск всего портфеля в целом.

Основным способом снижения кредитного риска является требование банка к обеспечению кредита, т.е. наличие гарантий или залога. Залогом может служить закладная на какое-то движимое или недвижимое имущество клиента или другие активы. Принимая хорошее обеспечение, банк имеет право не создавать резерв на возможные потери по данной ссуде. Другим способом снижения кредитных рисков является использование кредитного скоринга. Применение скоринговых систем призвано помочь банку создать последовательную и логически обоснованную базу для вынесения решений, предоставляя работникам кредитного отдела более четкую, интуитивно понятную меру кредитного риска. Как правило, модели разрабатываются на основе накопленных эмпирических данных. Модель скоринга физических лиц может базироваться на анкетных данных заемщиков, экспертных знаниях менеджмента банка, численных оценках, полученных на статистике "плохих" и "хороших" кредитов, численных оценках, построенных на объективной региональной и отраслевой информации. В результате работы модели по оценке конкретного заемщика формируется кредитный портрет потенциального заемщика, позволяющий производить: процедуру разделения потенциальных заемщиков на "плохих", которым не может быть выдан кредит, и "хороших", которым кредит может быть выдан; расчет индивидуальных параметров кредитной сделки для конкретного заемщика (лимит, процент, срок, график погашения кредита); расчет риска и управление кредитным портфелем по всем ссудам, выдаваемым частным лицам.

Ключевым звеном при построении скоринговых моделей являются бюро кредитных историй. Попытки внедрения данного института в нашей стране пока не очень успешны. Развитие института кредитных бюро тормозится нежеланием крупных банков раскрывать информацию о своих заемщиках. Банки, имеющие значительную клиентскую базу по потребительскому кредитованию - такие как Сбербанк или "Русский Стандарт" -создают собственные кредитные бюро. Причина - так называемая "проблема безбилетника" (free-rider problem): от введения кредитного бюро выиграют мелкие банки, не имеющие большой клиентской базы, причем информацию о клиентах они получать с минимальными издержками. Разумеется, лидерам сегмента это не нравится, и они предпочитают не сотрудничать по линии обмена информацией со своими конкурентами. В результате проигрывает рынок, так как увеличиваются общие потери от мошенничества, а средняя ставка по кредитам растет. Вопрос о конфиденциальности информации, переданной банками в кредитные бюро, остается открытым. Пока банки не смогут поручиться перед своими клиентами в том, что эта информация не попадет в третьи руки.

В отличие от методик оценки и минимизации кредитных и рыночных рисков методики управления операционным риском стали разрабатываться относительно недавно. В Базельском соглашении от 1988 года операционный риск считался побочным продуктом кредитного и рыночного рисков и относился к категории "другие" в семье рисков. В Соглашении "Базель-2" операционный риск рассматривается отдельно, приводятся определение, методы его оценки, причины возникновения. Базельский Комитет считает, что операционный риск является важным риском, с которым сталкиваются банки, и что банкам нужно держать определенную сумму капитала на случай связанных с ним убытков.

На развитых рынках правильной считается централизация функции управления риском, сосредоточение ее в едином, выделенном подразделении по банку в целом. Целевая функция в части управления операционными рисками, а именно минимизация уровня операционного риска либо потерь банка от его реализации, очевидно, тоже должна быть сосредоточена в этом подразделении и рассматриваться в общем контексте риск-менеджмента банка. Тем не менее, распространенной банковской практикой является возложение ответственности за операционный риск (или за то, что конкретный банк понимает под операционным риском) на подразделения ИТ. Подходы к оценке операционных рисков стремительно развиваются в последнее время, но все же отстают по степени точности от методов измерения кредитных и рыночных рисков (даже на "продвинутых" рынках). Оценка операционного риска предполагает оценку вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и оценку размера потенциальных убытков. Методы, основанные на применении статистического анализа распределений фактических убытков, позволяют сделать прогноз потенциальных операционных убытков исходя из размеров операционных убытков, имевших место в данной кредитной организации в прошлом. Статистические методы и модели активно используются в случае, если вероятность наступления конкретного вида операционного риска достаточно велика, а его наступление носит на рынке массовый характер. В этом случае могут использоваться корреляционные модели, в которых функцией будет являться вероятность наступления операционного риска, а переменными - факторы, формирующие операционный риск (например, количество операций, прямо определяющее частоту ошибок персонала).

Сущность балльно-весового метода заключается в оценке операционного риска в сопоставлении с мерами по его минимизации. На основе экспертного анализа выбираются информативные для целей управления операционным риском показатели и определяется их относительная значимость (весовые коэффициенты). Затем выбранные показатели сводятся в таблицы (оценочные карты) и оцениваются с использованием различных шкал. Полученные результаты обрабатываются с учетом весовых коэффициентов и сопоставляются в разрезе направлений деятельности кредитной организации, отдельных видов банковских операций и других сделок. Применение балльно-весового метода (метода оценочных карт) наряду с оценкой операционного риска позволяет выявить слабые и сильные стороны в управлении операционным риском.

В рамках метода моделирования (сценарного анализа) на основе экспертного анализа для направлений деятельности кредитной организации, отдельных видов банковских операций и других сделок определяются возможные сценарии возникновения события или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и разрабатывается модель распределения частоты возникновения и размеров убытков, которая затем используется для оценки операционного риска.

Мониторинг потерь от наступления операционного риска включает в себя анализ каждого случая, описание природы и причин, которые привели в конкретной ситуации к реализации операционного риска. Для выявления направлений, наиболее подверженных операционному риску, рекомендуется проводить пооперационное разложение процессов и технологий на их элементарные составляющие (operational unit), для каждого из которых эмпирически или статистически определяется степень влияния на него того или иного источника риска. Указанное разложение объектов операционного риска на элементарные операции называется декомпозицией операционного риска по операциям, которые составляют каталог операционных рисков. Каталог позволяет выявить наиболее уязвимое подразделение банка. Составление каталога операционных рисков является основной задачей при построении адекватной системы управления указанным риском. Он может составляться либо самостоятельно собственными силами подразделений банка в виде так называемой технологической карты проводимых операций, либо может быть поручен внешней консультационной фирме. После составления каталога выявляются те процессы и отдельные операции, на которых в наибольшей степени концентрируются конкретные факторы риска. Затем разрабатываются мероприятия по уменьшению и ограничению выявленных рисков.

Базель-2 - Библия риск-менеджера?

На банковском рынке уже давно идут разговоры о том, стоит ли присоединяться к соглашению Базель-2. Кто-то считает, что присоединение необходимо и оздоровит отечественную банковскую систему. Иные полагают, что такая мера может напротив серьезно подорвать ее устойчивость и конкурентоспособность. И те и другие высказывают достаточно весомые аргументы. Тем не менее, нельзя оспорить тот факт, что соглашение Базель-2 - это важнейший документ, определяющий стратегию риск-менеджмента в банковской системе. В нем содержаться основные варианты расчета кредитного, рыночного и операционного риска, методы управления этими рисками и расчета достаточности капитала. Независимо от того, каким образом и когда будут внедряться эти принципы в России (переход банков по эшелонам, применение редуцированного варианта и смягченных требований или радикальный вариант полного перехода) рано или поздно это произойдет. В конце концов, банки самостоятельно придут к системе риск-менеджмента, аналогичной определенным в соглашении принципам.

Соглашение предусматривает три поддерживающих друг друга направления регулирования достаточности капитала:

  • Минимальный размер капитала определяется при помощи коэффициентов, учитывающих кредитный риск заёмщика, банковские рыночный и операционный риски.
  • Надзор за достаточностью капитала предполагает эффективный контроль за адекватностью и функционированием внутренних методик банка. Этот компонент включает в себя возможность регулирующих органов требовать поддержания более высокого уровня коэффициента, чем минимально установленный, независимую оценку достаточности капитала конкретного банка при проверке банка, анализ собственной системы оценки рисков банка и возможность вмешиваться в дела банка с целью предотвратить опасное падение капитала.
  • Рыночная дисциплина, то есть раскрытие банком полной информации о составе капитала и принятых рисках, на основании которой клиенты, банки и эксперты могли бы вынести собственное суждение о достаточности капитала.

Все эти направления представляются чрезвычайно важными в контексте построения системы риск-менеджмента. Центральной частью нововведений является модификация методики расчета коэффициента достаточности капитала: меняются правила расчета активов с учетом рисков. В действующем соглашении в определении понятия "активы, взвешенные по степени риска" были охвачены только кредитный и рыночный риски. Новое соглашение учитывает операционный риск при расчете достаточности капитала. Как по кредитному, так и по операционному риску предлагаются три метода повышения чувствительности к рискам, позволяющие банкам и надзорным органам выбрать для себя такие методы, которые, по их мнению, наиболее подходит для данного этапа развития деятельности банка и инфраструктуры рынка.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!