Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

От количественного роста к качественному

Алёна Мурзина "Банковское Дело в Москве", май 2006 г.

В 2005 году рынок лизинга продолжил активно расти. По данным исследования, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА ", объем нового бизнеса лизинговых компаний составляет 5,1 млрд долларов. Доля лизинга в ВВП уже составляет 0,99%, а в инвестициях в основные средства - 5,7%. Все более высокими становятся спрос и конкуренция. При этом у лизинговых компаний остается еще достаточно большое поле для дальнейшего развития - прежде всего это региональные рынки и сегмент малого и среднего бизнеса. И при всем при этом темпы роста рынка замедляются - в 2005 году они составили 40% против прошлогодних 50%. И причина тому не проблемы, с которыми сталкиваются лизинговые компании. Период становления закончился, и рынок лизинга перешел на новый этап развития, для которого характерно прежде всего качественное развитие.

Снижение темпов роста коснулось как доходов, так и инвестиций лизинговых компаний. (см. график 1). Темпы прироста лизинговых платежей сократились с 66% в 2004 году до 40% в 2005, а темпы прироста объема профинансированных средств - соответственно с 51 до 44%. В абсолютном выражении доходы лизинговых компаний увеличились более чем на полмиллиарда долларов по сравнению с предыдущим годом и составили 2,8 миллиарда долларов. Объем профинансированных средств, или инвестиционные расходы лизинговых компаний, стал больше на 1,5 млрд долларов и достиг 3,9 млрд долларов

Области роста

 

График 1.

Наибольший вклад в прирост рынка дали такие сегменты, как железнодорожный транспорт, автотранспорт и авиатехника, а также сельское хозяйство и электроэнергетика (см. график 2). Лизинговые компании все активнее работают в регионах, хотя сделки в центральной части России и в Поволжье пока составляют в их портфелях наибольшую долю. И все больше новых сделок заключается с малым и средним бизнесом.

График 2.

Лидером по темпам роста стал лизинг железнодорожного транспорта. Объем сделок на этом сегменте рынка вырос в 5 раз - с 387 миллионов долларов в 2004 году до 1,9 миллиардов долларов в 2005. Однако реальная активность большинства игроков рынка оказались здесь совершенно не при чем. Причиной столь значительного увеличения стало появление интереса РЖД к лизингу как эффективному механизму финансирования обновления подвижного состава. При этом монополист фактически создал пул околоотраслевых компаний для реализации этих сделок. Что касается остальных, то они заметили скорее не рост, а спад в области лизинга железнодорожного транспорта, поскольку спрос со стороны независимых перевозчиков заметно сократился.

 

График 3.

Реальный рост наблюдался также в сегменте автотранспорта - объем сделок на нем увеличился практически в 2 раза и составил более 1,7 миллиарда долларов, что было вызвано не только ростом спроса, но и увеличением числа сделок благодаря внедрению скоринговых процедур оценки лизингополучателей ведущими игроками. Ситуацию на рынке комментирует Сергей Килейников, директор по продажам и развитию ОАО "Райффайзен-Лизинг": "В сегменте лизинга автотранспорта мы повторяем тенденцию стран Центральной и Восточной Европы, где до их вступления в ЕС автомобильный транспорт был одним из основных объектов лизинга. Сейчас организации, работающие на российском рынке, приобретают все больше автотранспорта в лизинг. Это обусловлено тем, что лизинговые компании, помимо финансирования, предоставляют и сопутствующие услуги, избавляя таким образом предприятие-лизингополучателя от лишней головной боли. Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором, и ряд компаний этим активно пользуются". Это особенно характерно для бурно развивающегося сегмента легкового автотранспорта. Так, по словам Александра Михайлова, директора по развитию бизнеса компании "Европлан", "клиенты все чаще интересуются не только финансированием, но лизингом с остаточной стоимостью, с включенными в договор лизинга расходами по страхованию, техническому обслуживанию автомобилей, аварийной эвакуации, а также с подменными машинами, хранением зимних шин". Однако, по всей видимости, рынок будет развиваться неравномерно. По мнению Алексея Лабзина, генерального директора ОАО "Главлизинг", "снижение темпов роста ожидается в области лизинга грузового автомобильного транспорта, в нашем исторически профильном сегменте. Во-первых, "живые" автотранспортные предприятия, которые хотели обновить свой парк, уже это сделали. Во-вторых, мы не видим сколько-нибудь значительного увеличения объема перевозок. И кроме того, лизинг грузового транспорта с недавних пор стал очень конкурентной зоной по ценовому предложению".

Также в 2005 г. произошло значительное увеличение объемов лизинга сельскохозяйственной техники и авиатехники. В определенной мере это обусловлено участием в опросе этом году лидеров в этих сегментах - "Росагролизинга" и "Ильюшин Финанс". Но даже в негосударственном секторе объем лизинга сельхозтехники вырос в 1,8 раз, лизинга авиатехники - в 1,98 раза. Причем, по мнению самих независимых компаний, эти сегменты являются достаточно перспективными, несмотря на значительное вмешательство государства. Так, по словам Игоря Аванесяна, генерального директора ЗАО "Объединенная лизинговая компания Центр-Капитал", "ожидается дальнейший рост на рынке лизинговых услуг в секторе сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающей и пищевой промышленности, что связано с конъюнктурой рынка товаров первой необходимости, прежде всего, с замещением импортных продуктов питания отечественными, появлением новых собственников, формирующих вертикально интегрированные агропромышленные холдинги". Не менее оптимистичные взгляды высказываются и в отношении лизинга авиатехники. Комментирует Александр Кожевников, генеральный директор ОАО "Авангард-Лизинг": "Авиатехника, я думаю, будет сейчас достаточно актуальна. Обновление российского парка б/ушными судами, скорее всего 10-летними, просто необходимо, и от этого никуда не деться. Пассажиропоток растет, выбытие старых самолетов увеличивается, а внешние перевозки с сегодняшним парком скоро станут вообще невозможными. И никаких вариантов, кроме лизинга, здесь, собственно, нет, потому что собственных средств для их покупки нет ни у одной авиакомпании".

 

График 4.

Достаточно большой объем текущих сделок заключается по оборудованию для электроэнергетики - более 400 миллионов долларов, что связано с ростом потребности предприятий в самостоятельной электрогенерации. Рассказывает Алексей Акиндинов, генеральный директор ООО "ИР-Лизинг": "Рынок развивается очень активно по трем направлениям. Первое - проекты общефедерального уровня, финансируемые за счет фонда централизованных инвестиционных средств корпоративного центра РАО ЕЭС, такие как Бурейская ГЭС или Калининградская ТЭЦ-2. Второе - проекты, которые реализуются на базе территориальных генерирующих и оптово-генерирующих компаний. Третье - муниципальные программы и электрогенерация независимых производителей". На сегодняшний день в сегменте оборудования для электроэнергетики работает 29,3% компаний, принявших участие в исследовании.

В 2005 году компании продолжили сложившуюся в предыдущие годы тенденцию и достаточно активно развивали бизнес в регионах. При том, что более половины компаний зарегистрировано в Москве и Санкт-Петербурге, объем сделок, приходящихся на эти регионы, составляет лишь треть от общего объема. Наиболее популярным направлением работы пока остается центральная часть России - Москва, Центральный и Приволжский федеральные округа. Здесь на сегодняшний день более или менее активно работает более половины компаний, принявших участие в исследовании. Наименее освоенными с этой точки зрения пока что остаются Дальневосточный и Южный округа - в них представлено менее трети компаний из топ-100 (см. график 3).

Одной из характерных тенденций прошедшего года является интенсификация работы с малым и средним бизнесом. Число новых сделок с малым и средним бизнесом в общем числе сделок на сегодняшний день составляет уже 80%, в то время как в общем по портфелю оно равняется 70%. К концу 2005 года с малым бизнесом работало более 60% лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, - практически столько же, сколько со средним бизнесом (69%). У 47,1% компаний объем сделок с малым бизнесом по сравнению с прошлым годом вырос более чем в 1,5 раза. В той же пропорции объем сделок со средним бизнесом увеличился у 52,5% лизинговых компаний (см. график 4).

Проблемы как двигатель развития

Лизинговые компании сталкиваются с двумя основными проблемами - недостаточностью финансирования и чересчур пристальным вниманием налоговых органов. Но они на сегодняшний день не столько тормозят, сколько способствуют развитию компаний.

Основной проблемой, с которой сталкивается большинство лизинговых компаний, является нехватка финансирования. Основным источником средств для лизинговых компаний остаются банковские кредиты (см. график 5). Однако их получение сопряжено для лизинговых компаний с целым рядом трудностей. Иван Курилко, генеральный представитель ЗАО "Атлант-М Лизинг", отмечает, что "как крупные, так и средние банки часто ставят в качестве условия финансирования то, что местонахождением лизингополучателя должна быть Москва или Московская область. А у нас на такие сделки приходится лишь около 20%. Также мы столкнулись с тремя основными стандартными требованиями, которые предъявляют банки. Первое - объективное - это структура баланса. Банки ожидают, что доля собственного капитала в валюте баланса будет составлять не менее 5-10%. Второе требование в какой-то степени абсурдно - банки стремятся получить твердый залог, например, в виде объекта недвижимости. Но лизинговая компания - финансовый посредник и зачастую не владеет и не испытывает необходимости владеть имуществом подобного рода. И третье, с чем сталкивался непосредственно "Атлант-М", это требование перевода оборота компаний холдинга в сам банк". У компаний, нашедших общий язык с банками, также возникают проблемы. Рассказывает Алексей Лабзин: "Особенных сложностей с финансированием на сегодняшний день нет. Тем не менее существует несколько проблем, осложняющих работу лизинговых компаний. Первая заключается в том, что лизинговым компаниям становится труднее исполнять небольшие сделки, потому что процедурно банки в большей степени ориентированы на финансирование крупных проектов - на практике есть определенная "пропускная способность" банков. И если загрузить крупный банк пакетом мелких сделок, то можно надолго парализовать кредитную линию из-за документарных процедур. Это является причиной постоянного увеличения размеров средней сделки. Вторая проблема - объем кредитного финансирования, основного источника фондирования лизинговых операций для российских лизинговых компаний, не бесконечен. И увеличивать кредитные лимиты в банках можно лишь до какого-то предела. А дальше приходится искать альтернативные источники финансирования. Такими источниками, например, могут быть публичные вексельные или облигационные займы. На сегодняшний день, однако, этими источниками пользуется сравнительно небольшое число компаний".

 

График 5.

Но для того, чтобы иметь возможность привлекать финансирование в достаточном объеме, лизинговым компаниям необходимо решить еще одну проблему - стать привлекательными в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. А для этого им в первую очередь необходимо повысить уровень достаточности капитала - сегодня размер собственного капитала лизинговых компаний зачастую невысок. И основная причина этого - активное развитие бизнеса, съедающее львиную долю прибыли.

Еще одна проблема, с которой постоянно сталкиваются лизинговые компании, типична для России и пока что вряд ли решаема - частые налоговые проверки. Причем, если раньше они касались в основном НДС, то с этого года в связи с изменениями в главе 25 Налогового кодекса проверять компании будут уже по налогу на прибыль. Хотя выяснение отношений с налоговыми органами и не наносит ощутимого ущерба бизнесу компаний, но оно заставляет их быть более осторожными при заключении сделок не только и, в том числе, отвергать часть сделок на стадии рассмотрения. В первую очередь это касается сделок возвратного лизинга. Решение этой проблемы вполне реально - для этого нужно заполнить небольшие проблемы, существующие в законодательстве. Пока же лизинговые компании решают эту проблему, четко структурируя договора, очень внимательно работая с документацией по сделкам и отслеживая все изменения в требованиях органов власти всех уровней.

Перспективы роста

Рост рынка лизинга и развитие самих лизинговых компаний в ближайшие несколько лет будет связан прежде всего с качественными изменениями. Прежде всего, с развитием стратегического планирования, автоматизацией бизнеса и объединением компаний. Причины этого как развитие самой лизинговой отрасли, так и выход на российский рынок зарубежных игроков.

Смещение акцентов от количественного роста к качественному впервые проявилось в 2005 году. Если до этого компании только пробовали свои силы (большинство компаний возникло в 1999-2003 гг), изучали рынок, знакомили потребителей с лизингом и осваивали прежде всего классические сегменты, то в 2005 году компаниям пришлось задуматься о том, как им развиваться дальше. Растет конкуренция, растут масштабы бизнеса, растет потребность в привлечении внешнего финансирования, меняются условия на рынке - сделки удлиняются и усложняются, растет число сделок, близких к проектному финансированию. И компании переходят к продуманному и взвешенному развитию. В 2005 году большинство активных игроков рынка впервые сформулировали для себя среднесрочную стратегию развития, в то время как ранее они занимались преимущественно обслуживанием сделок и осуществляли планирование в целях ведения текущих сделок в пределах одного года. Кроме того, лизинговые компании столкнулись с необходимостью комплексной автоматизации бизнеса. Этому способствует как увеличение сделок с малым и средним бизнесом, требующее внедрения скоринговых систем, позволяющих быстро обслуживать массовых клиентов, так и появление сложных сделок, требующих серьезного менеджмента. Кроме того, с ростом бизнеса и усилением конкуренции у компаний появилась потребность в качественном контроле за состоянием бизнеса и улучшением текущего планирования, что также невозможно без внедрения информационных систем.

Еще одним источником роста, ранее не характерным для рынка в ближайшее время могут стать слияния и поглощения. Рынок уже дорос до этого. С увеличением точности оценки рисков отдельных сделок и портфеля в целом, а также прозрачности лизинговых компаний в результате автоматизации, с увеличением объемов лизингового бизнеса, усилением конкуренции на рынке и вследствие ограниченности доступных для лизинговых компаний источников финансирования уже в ближайшем будущем одним из вариантов дальнейшего развития компаний может стать объединение портфелей. Использование данной стратегии также даст компаниям возможность в более короткие сроки выходить на новые рынки и наращивать объемы сделок, а также обходить конкурентов.

Заставить отечественные компании более активно автоматизироваться, внедрять финансовое планирование и объединяться также может уже начавшееся появление на рынке ведущих зарубежных лизинговых компаний. Конец 2005 года ознаменовался приходом на российский рынок нескольких известных западных лизингодателей. В октябре открылась "ЦХГ Меридиан", "дочка" крупнейшей лизинговой ИТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG. Месяц спустя о начале работы в России объявил и один из ведущих универсальных лизинговых холдингов - VB-Leasing International Holding Gmbh, - который будет представлять созданная им компания "ФБ-Лизинг". И это только начало. Ситуацию комментирует Андрей Первышин, президент ассоциации лизинговых компаний "Промсвязьлизинг": "По мере улучшения законодательной базы Россия становится более привлекательной для зарубежных инвесторов, как для западных, так и для восточных. И японские, и китайские товаропроизводители стремятся выйти на новые рынки, и лизинг может быть использован ими как один из инструментов продвижения. Это могут быть, прежде всего, поставщики, стремящиеся таким образом расширить рынки сбыта и рассматривающие лизинг как один из инструментов для достижения этого".

Обсудить на форуме