Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Колеса в аренду

BusinessWeek №34, 18 сентября 2006

Александр Зарщиков, BusinessWeek
Алена Мурзина, "Эксперт РА"

Россияне, научившиеся покупать машины в кредит, пробуют на вкус новинку рынка — лизинг автомобилей.

Если закон запрещает проводить какие-либо операции, то самый простой способ обойти его — назвать эти операции как-нибудь иначе. Например, понятие "лизинг" можно заменить на определение "аренда с правом выкупа", что, по сути, одно и то же. Согласно российскому законодательству, лизинг может использоваться только для коммерческих целей — стало быть, применение финансовой схемы для личных нужд россиян возбраняется. Однако отечественные лизинговые компании решили заработать на ажиотажном спросе на авто и, предложив "аренду автомобиля с правом выкупа", не прогадали. Уже сейчас, по неофициальным оценкам, рынок "потребительского лизинга" достигает $250-300 млн в год.

В такой аренде авто нет ничего противозаконного — подобные схемы давно используются на Западе. Они отличаются от автокредитования тем, что машина до полной выплаты ее стоимости и процентов остается в собственности лизинговой компании, а клиент ездит на ней по доверенности. При автокредите транспортное средство сразу передается в собственность покупателя, но при этом оформляется в залог. Однако самым существенным отличием автолизинга является возможность отказаться от автомобиля в любой момент, вернув его в компанию. Выкупать его вас никто не заставит, но и платежей не вернут — получится, что деньги вы отдавали за прокат машины. Единственное, что можно будет получить, — первоначальный взнос, да и то за вычетом амортизации.

Плата за аренду

"Я не уверен, что захочу в конце концов оставить эту машину. Или если у меня возникнут финансовые трудности, я смогу попросту вернуть ее", — говорит сотрудник одного из московских журналов Артем. Сейчас он катается на арендованной Hyundai Tucson стоимостью $27 990 — ему она обходится в $1139 в месяц. Через два года он может стать ее собственником, выплатив за все это время $32 934. Но Артемом движет не только желание менять машины, когда захочется. Дело в том, что получить обычный банковский кредит ему бы вряд ли удалось: на нем уже "висят" несколько потребкредитов, и банки, скорее всего, отказали бы Артему в займе. В то же время денег на покупку машины у него не было. Оставался один путь — обращение в лизинговую компанию. Лизингодателя не слишком интересуют кредитная история клиента и его платежеспособность. Авто ведь остается в собственности компании, и в случае чего она всегда его вернет. В то время как автомобиль, проданный в кредит, можно отобрать у должника только по суду. Все это значительно облегчает процедуру оформления сделки с лизинговой компанией, которая не требует множества документов и относится к гражданам вполне лояльно.

С финансовой точки зрения лизинг выгоднее банковской ссуды. Клиенту не нужно оформлять страховку, как при автокредите, — это берет на себя лизинговая компания. Правда, страховой взнос в конечном счете все равно закладывается в арендную ставку. Тем не менее такая схема не требует оплаты всей страховки целиком и сразу. Кроме того, компании не требуют от клиента страховать свое здоровье, ведь если в случае аварии тот потеряет трудоспособность, предприятие ничем не рискует. Оно изымет машину. Именно поэтому даже с учетом того, что ставки по лизингу выше, чем по кредиту, клиент переплачивает за авто меньше, чем заемщик банка. Так, Артему его Hyundai Tucson обойдется в $32 934, а купи он ее в кредит под 5,5% годовых, то ежемесячно отстегивал бы кредитной организации по $987. С учетом страховки и комиссии за выдачу кредита за два года ему придется выложить $34 926.

От мала до велика

Изначально лизинг автомобилей использовался исключительно для коммерческих нужд — к нему прибегали малые и средние предприятия. И продолжают это делать: за прошлый год объем сделок на рынке автолизинга вырос с $400 млн до $1 млрд. По данным компании "РФ Аналитика", в 2005 году в финансовую аренду было оформлено 15,2 тыс. легковушек. А по оценкам аналитиков рейтингового агентства "Эксперт РА", к концу 2006 года объем сделок в этом сегменте может дорасти до $2-2,5 млрд. Предпринимателей в лизинге привлекает возможность уменьшения налога на прибыль за счет вычета из базы суммы лизинговых платежей. В числе плюсов: быстрое рассмотрение заявок и различные бонусы. "Помимо финансирования компании предоставляют и сопутствующие услуги, например, связанные с выкупом автомобиля в конце срока лизинга, прохождением техосмотра и "переобуванием" резины, избавляя лизингополучателя от лишней головной боли", — объясняет управляющий партнер компании "Раша Партнерс" Сергей Килейников. Оформление машин в лизинг частными лицами появилось на рынке не так давно. Трансформировавшись под нужды физлиц, продукт лишился главного своего преимущества — экономии на налоговых отчислениях. Но частные клиенты в них не нуждаются, поскольку не имеют и самой прибыли. Нередко граждане обращают внимание на финансовую аренду из-за того, что попросту не видят иных способов приобретения техники. Например, банки наотрез отказываются кредитовать физлиц на покупку грузовых автомобилей.

Лицом к человеку

Сегодня уже множество лизинговых компаний работает с автодилерами. Самые крупные игроки: Столичная лизинговая компания, Europlan, "Каркаде", "Свое дело" и "Независимость Land Rover". Теперь они теснят на рынке банки. Однако если лизинговые компании стремятся избегать самого слова "лизинг" при общении с гражданами, то некоторые банки, наоборот, используют его для привлечения частных клиентов. И тем самым расширяют список своих услуг: хочешь — оформляй авто в кредит, хочешь — бери в лизинг. Так, Московский кредитный банк активно продвигает программу "Автолизинг", которая, по сути, является смесью кредита и Trade In (приобретение нового автомобиля в обмен на старый). "Название программы носит скорее коммерческий характер, — соглашается начальник управления автокредитования Московского кредитного банка Евгений Агранович. — Транспорт передается непосредственно покупателю, однако по своему усмотрению клиент может до окончания срока вернуть автомобиль автодилеру — в счет приобретения нового авто". Еще одной лазейкой для желающих получить машину являются модные нынче договоры по предоставлению корпоративного транспорта в пользование персоналу. Тогда вывеска конторы может послужить отличным прикрытием для удовлетворения личных интересов. Правда, в первую очередь на приобретение автомобиля могут рассчитывать владельцы и совладельцы компаний, а также топ-менеджеры. Зато на компанию можно записать все, что душа пожелает. При этом стремление жить на широкую ногу может даже принести пользу фирме — платежи за шикарные покупки, как и положено при лизинговых схемах, лягут на себестоимость.

По словам коммерческого директора Столичной лизинговой компании Арсена Казибекова, сегодня "около 80% легковых автомобилей стоимостью более $30 тыс. приобретаются для высшего и среднего менеджмента, а доля подобных сделок в общей массе превышает 25%". В компании Europlan доля таких сделок составляет 13%, остальные 87% автомобилей поступают в распоряжение рядового персонала. Предложение взять автомобиль в лизинг, оформив его на предприятие, может стать и одним из вариантов поощрения ценного сотрудника. Как правило, все платежи лизинговой компании перечисляет компания, а то, в каком объеме фирма готова будет "спонсировать" покупку авто сотрудником, они уже решают между собой. Ряд лизинговых компаний даже разработал спецпрограммы для таких случаев. Правда, ответить на вопрос, сколько этих авто в конце концов поступает в личное пользование этих граждан, не сможет, наверное, никто. Тем более что лизинг позволяет менять машины "топам" раз в три-четыре года, а то и чаще.

Так или иначе, ситуация на рынке позволяет утверждать, что приобретение транспорта в лизинг все больше превращается в бизнес "с человеческим лицом". По оценкам специалистов, этот финансовый продукт в перспективе может стать альтернативой автокредитам, объем которых в нашей стране уже перевалил за $2 млрд. "Думаю, в ближайшее время автолизинг для физлиц наравне со стандартными программами кредитования будет пользоваться спросом и займет свою нишу на рынке", — делится Евгений Агранович. И этот рынок продолжит развиваться до тех пор, пока будут находиться клиенты вроде Артема, любящие часто менять машины или не попадающие в графу "идеальный заемщик банка".

Алексей Сичинава, директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании "Каркаде"

Для нас индивидуальный предприниматель — это интересный и перспективный клиент. Многие, начав сотрудничество с нами с покупки одной ГАЗели, в дальнейшем брали в лизинг уже иномарки. Если индивидуальный предприниматель работает с прибылью, платит НДС, налог на прибыль, налог на имущество, то лизинговая схема будет удобна для него. Ведь здесь можно использовать все преимущества, которые предлагает лизинг.

Если индивидуальный предприниматель работает по упрощенной схеме налогообложения или платит единый налог на вмененный доход и освобожден от уплаты НДС, то для таких предприятий сотрудничество с нами будет просто дополнительным, более удобным способом приобретения автомобиля.

Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса лизинговой компании "Европлан"

По результатам 2005 года, доля легковых автомобилей приобретенных для руководящего состава компаний составляла 9,5% от общего числа переданных в лизинг легковых автомобилей. По первому полугодию 2006 года их доля составила уже 13%. Таким образом, доля автомобилей приобретенных для нужд руководящего состава компаний растет, и соответственно падает доля автомобилей приобретенных для нужд сотрудников: либо же увеличивается средняя стоимость таких автомобилей.

Наиболее активно лизингом пользуются компании занимающиеся производством продуктов питания, транспортными услугами, оптовой и розничной торговлей. В лидирующую десятку, переданных в лизинг автомобилей, вошли наиболее популярные корпоративные модели Ford, Mitsubishi, Renault, а также отечественные — ВАЗ и ГАЗ. Среди грузовых автомобилей пользуются популярностью МАЗ и КАМАЗ. Из импортных — MAN и Volvo. Продолжилась тенденция активного использования в лизинге бывших в употреблении автомобилей, в особенности импортных автомобилей американского производства, а также аренда автомобилей с водителем.

Обсудить на форуме